Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой
"Казанская", установлено в благодарность за избавление Москвы и всей
России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII
столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась
нападению польских войск, которые глумились над православной верой,
грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть
Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая)
русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял
князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный
образ Пресвятой Богородицы.
Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в "Слове на
день явления иконы Божией Матери в Казани" (празднование 8 июля)
говорил: "Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя,
но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу
Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь,
плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами,
исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя
Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед
и зол избавляет".
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на
себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой
Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в
плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского)
пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на
милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием
русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских
захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы
установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается
русским православным народом.