Апостольские Послания.
Кроме посланий апостола Павла, в Новый Завет включено семь посланий,
авторами которых являются апостол Иаков, апостолы Пётр, Иоанн и Иуда,
всего 21 послание. Послания называются соборными потому, что писались
и отправлялись всем Церквам, в отличие от Посланий апостола Павла,
каждое из которых адресовалось какой-либо одной Церкви.
***
1.Послание святого апостола Павла к римлянам. Гл.14, стихи 19 -26.
***
Послание святого апостола Петра. Гл.3, 10-22.
«Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли);
И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы».
В этих стихах очень много важных цитат, которые должны
знать все православные.
«Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей».
Это ссылка на Псалом 33(13-17). Тоже самое говорит нам и святой апостол Иаков в своём соборном Послании — нужно
обуздать свой язык. Начало нашей духовной жизни, начало нашей аскезы начинается с языка.
«И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны».
**
«Блаженные нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Здесь имеется в виду смирение, сознание своей собственной нищеты без помощи Божией и вне Бога, Который только и может нас оБОГатить, поскольку Он — источник всякого богатства, прежде всего духовного. Это люди, которые нуждаются в Боге, которые стремится вести праведную жизнь.
Нищета духовная — прямая противоположность надменности и хвастовству.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Нищета духа является от видения и сознания грехов
и греховности своей».
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем».
Современный мир отрицает страдания, но христианину необходимо внутреннее мужество быть стойким в испытаниях. Мы должны не унывать и не убегать от страданий, а преодолевать их, искать пути решения, быть стойким, набраться мужества и терпения, чтобы вынести все поношения.
«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому,
требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены
порицающие ваше доброе житие во Христе».
Это практически прямой призыв к нам знать Писание, в нём разбираться, мы должны знать учение церковное, догматическое. Мы все лицо церкви.
«Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены
порицающие ваше доброе житие во Христе».
Совесть может быть не доброю, и слова апостола тому подтверждение. Совесть может быть злой. Совесть может быть испорченной грехом. По какой совести ты живёшь: по доброй или злой.
Что твоя совесть выбрала за конечный ориентир, ибо не человек является мерой всех вещей.
В эпоху Возрождения, Просвещения философы-гуманисты выдвинули идею, тезис «Человек — мерило всех вещей». Человек был поставлен критерием всей истины, и нравственной тоже.
Господь Бог- мерило всех вещей. Добрая совесть опирается на Божественное откровение, на опыт церкви, на то, что выше него, старше него и проверено опытом. А мы часто опираемся на свои измышления, то есть на свою гордость, которая суть пустота, тщеславие и похожа на мыльный пузырь. Вот какая наша гордая совесть, если она не опирается на Господа Бога нашего и его Откровения.
Церковь учит нас тому, что мы не избежим страдания, Господь не обещает нам лёгкого пути,
но Господь нам обещает путь спасения.
Сегодня многие психологические тренинги, различные гороскопы, эзотерические, псевдо-духовные течения говорят: «Делай то и то, и будет тебе счастье. Избегай страданий».
Церковь не обещает нам постоянного, перманентного счастья. Церковь дарует нам сопричастность к реальному бытию, стать доминантой этого мира через сопричастность к Богу. Мы с вами — бытие условное, конечное, Бог — бытие абсолютное и вечное. И в меру нашего укрепления в Господе, нашей Веры, нашего следования за Ним, и противопоставления всей Лжи этого мира, мы будем присутствовать в реальном Бытии.
Но на этом пути мы не будем получать той порции псевдо-счастья, которое предлагает нам Мир.
Выбор за человеком. А мужества для преодоления трудностей Церковь даст.
И шаги по опыту преодоления трудностей тоже даст. Не бойтесь вы не одни на этом пути, но нужно идти.
Церковь призывает нас идти за Господом, Ему подражать, и назидает нам дело своего спасения в страхе Божием.
Священник Сергей Муравьёв