(Мф. 25:1-13)
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв
светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять
неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые
же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених
замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених
идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники
свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что
светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у
нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они
покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери
затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори
нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак,
бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын
Человеческий.»
Притча о мудрых и
неразумных девах, символизирующих души
человеческие, показывает, что и верующие в Сына
Божия Господа Иисуса Христа и надеющиеся войти в
Царство Небесное, несмотря на веру их, будут
подвергнуты последнему испытанию на Страшном
Суде и тогда приняты в Царство Небесное или
отвергнуты навсегда. Под маслом здесь подразумеваются вообще все добродетели, делающие
человека достойным участия в пиру Царства Небесного, преимущественно же те,
которые противоположны глупости, небрежности, легкомыслию и беспечности глупых
дев. Из притчи о десяти девах
совершенно ясно следует, что оправданием
человека как на частном суде (по смерти), так и на
всеобщем Страшном Суде, послужит только его
земная жизнь в Боге, по заветам Христа и, потому,
созвучная Небесному Царству. Все же «формальные»
христиане, живущие вне контакта с Богом и
нерадеющие о своем спасении, готовят себе участь
отверженных. «Никто не восходит на небо, живя
прохладно», - учит преп. Исаак Сирии. Ни
формальная вера, без жизни по заповедам Христа
(Лк. 6: 46; Иак. 1: 22; Рим. 2:
...
Читать дальше »
|
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он
стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а
рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была
Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ
из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и
закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы
трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них
прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы
пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали
тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди
от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и
всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и
Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону
Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на
берег, оставили все и последовали за Ним. (Лк.5, 1-11)
(Синодальный перевод) Каждого человека Господь призывает быть с Ним. И судьба наша зависит от того, как мы отвечаем на этот божественный призыв. Итак, Генисаретское озеро; на берегу толпятся люди; их столько, что
многим не видно и не слышно Иисуса. И вот Он входит в рыбацкую лодку и,
отплыв от берега, говорит к народу. Хозяин лодки – Симон, будущий Петр.
Он уже знаком с Иисусом – его приводил к Господу Андрей, брат Петра и
тоже рыбак, ученик Иоанна Предтечи. Закончив проповедь, Иисус обращается
к Петру, сидящему тут же в лодке, и велит ему отойти на глубину и
закинуть сети. Петр знает, что рыбы нет: для рыбака, трудившегося всю
ночь и ничего не поймавшего, тщетность новой попытки очевидна. Но Петр
повинуется этому Человеку, потому что он слышал Его Слово. Он закидывает
сети в воды, которые только что были пусты. Ужас нашел на рыбаков,
когда сети начали прорываться, не выдерживая тяжести чудесного улова. И
Петр, припав к коленям Иисуса, просит Его: «Выйди от меня, Господи!
потому что я человек грешный» (Лук 5.8).
В этот момент Симону Петру
приоткрылось, что Тот, Кто был с ним в лодке, больше, нежели учитель и
наставник. Петр испытал священный трепет, он ощутил, что рядом с Тем,
Кто с ним в лодке, человек лишь «прах и пепел». Вокруг лодки – вода,
выйти было некуда; «оставь меня, выйди из моей жизни» – вот что значили
на самом деле вырвавшиеся у Петра слова. Всем своим существом Петр
почувствовал, что прежняя Его жизнь Иисуса не вмещает, и если Господь
входит в нее, то нужно, оставив весь мир, идти за Ним.
Петр – человек импульсивный, слова эти – результат его потрясения.
Господь же, зная, что причиной им был охвативший Петра страх Божий и
благоговение, отвечает не на слова, но на глубинное движение его сердца.
И Господь одобряет Петра. «Не бойся, – говорит Он, – отныне будешь
ловить человеков» (Лук.5.10). Это – метафора. «Ты доставал из пучины
рыб, а будешь спасать людей» – вот ее смысл. Передавая в Евангелии эти
слова Господа, апостол Лука упо
...
Читать дальше »
|
|