08:39 Злых зле погубит. Неделя 13-я по Пятидесятнице | |
Дорогие братья и сестры!
Из Евангелия вы знаете, что все мы — виноградник Божий, и в этот Свой виноградник Господь призывает делателей. Мы с вами — делатели в винограднике Христовом. Каждый человек должен хорошо осознавать: он трудится в винограднике Христовом. Каждый человек должен прекрасно знать, какое дело ему поручено, а поручается, конечно, человеку по способностям. Какие у него способности, такие у него и труды. Каждый человек должен знать себя сам.
Кто же еще может лучше знать, как не сам человек, какие у него способности, какие природные качества, какие недостатки?
Когда человек думает о спасении, у него появляется желание изменить свою жизнь. И он тогда должен крепко испытать свою жизнь, понять, что же она собой представляет. А вот когда он это поймет, то осудит ее, начнет жить по-новому, станет делателем в винограднике Божием, где каждому поручено свое дело.
Господь нам даровал таланты по нашим силам, и в Евангелии сказано, что мы должны их приумножить. Тот, кто получил десять талантов, должен приобрести еще десять. Тот, кто получил два таланта, должен прибавить к ним еще два. Труженики, умножившие то, что им было дано, заслужили похвалу Господа. Лукавый раб и ленивый получил всего один талант, да и тот закопал в землю. И отнят был у него за лень и неверность этот единственный талант.
***
Один человек насадил виноградник, устроил все для производства вина и, отдав это виноградарям, отлучился. Пришло время, и он послал своих слуг к виноградарям получить плоды. Виноградари учинили смертную расправу над посланными.
Хозяин послал своего сына в надежде, что виноградари постыдятся сына. Но виноградари решили: пойдем, убьем сына-наследника и завладеем его наследством. И, схватив, вывели его из виноградника и убили. Христос, обращаясь к книжникам и фарисеям, спрашивает: “Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?”
Говорят Ему: “Злодеев предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды вовремя” (Мф.21,33-41). Под виноградником Церковь разумеет богоизбранный народ; точило, приготовленное для изделия вина, - ветхозаветная Церковь, злые виноградари - это старейшины, книжники и фарисеи.
Господь призвал народ, поставил для него руководителей, которые должны были возделывать этот духовный виноград и умножать его плоды во славу Отца Небесного. Он посылал к ним пророков, которые, обличая грехи и пороки, призывали к чистоте и правде. Пророков не желали слушать, их гнали, побивали камнями, убивали. Наконец, послан был Сын Отца Небесного, Которого вывели из Иерусалима и убили.
Если притча Христа Спасителя относится к иудейским старейшинам, если она обличает их коварные и неправедные дела, то какое отношение к ней имеем мы, нынешние христиане?
Может быть, это давно устаревший евангельский рассказ, и не больше? Ни одно евангельское слово не стареет: как Христос вечен и неизменен, так вечны и неизменны Его слова. Каждому из нас Господь дает все блага жизни, дает виноградник и ждет плодов. Многие из нас очень спокойно забывают о том, что мы всегда в ответе перед своей совестью и, главное, перед Хозяином-Богом. Мы бываем спокойны и, приходя на исповедь, наивно рассуждаем: я никого не убил, никого не обокрал, в чем мне, собственно, каяться?
Уподобляясь злым виноградарям, мы забываем главное: что необходимо извлекать пользу из всех благодеяний Господних и воздавать Ему плоды хвалы и благодарения, плоды труда и добродетельной жизни.
В притче речь идет о законе праведного воздаяния. Каждому из нас Господь воздаст по делам, как воздал Он в итоге злым виноградарям. И к нам Бог посылает ангелов-хранителей, наставляющих нас на всякое добро, внушающих нам творить волю Божию. Посылает и пророков, говорящих через Откровение, обличающих нас и научающих правде Божией. Мы отвергаем и ангелов, и пророков, не читаем слово Божие, не слушаемся Церкви, не внимаем совести, ищем только и прежде всего земного, забывая о небесном. Господь посылает к нам святых угодников и добрых людей, окружающих нас, но мы отвергаем и их пример святости и правды, не любим, когда нас поучают и наставляют, раздражаемся, когда нам делают замечания, злобствуем, когда кто-то из нашего окружения преуспевает в добре. Господь вещает нам через святую Церковь, воспитывает нас ее учением и уставами, но мы бываем глухи и к Церкви, отвергая ее материнскую любовь. Если и приходим в храм Божий, то занимаемся не тем, чем нужно заниматься, тратим свое дорогое время, забывая, что каждая минута жизни должна оправдываться добрыми делами. В храме ведем ненужные разговоры, осуждаем, мешаем себе и людям. Здесь, в этой тихой пристани житейского моря, не успокаиваемся, не ищем встречи с Богом. Закон праведного мздовоздаяния неотвратим для каждого из нас, беспечного, ленивого, греховного и нерадивого. Господь поступит с каждым так, как поступил со злыми виноградарями.
Таков закон естественный, таков закон и духовный: ничто бесследно не проходит, за все и все несут ответственность.
За слово и за дело, за всю прожитую жизнь надо будет дать ответ Праведному Судии.
***
Виноградник в разные времена года имеет различный вид, так зимой он невзрачный, а летом цветущий, так и Церковь, и каждая душа в отдельности пребывает в разные времена то в славе, то в уничижении (« Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою» (Мф.24:20) – в период духовного бесплодия).
Ценность виноградника не в пышности листвы и множестве лоз, а в изобилии плодов, так и ценность христиан не в листве слов, не в внешнем показном благочестии и убранстве, а в живой вере и любви к Богу и ближним.
Плоды чем выше и с солнечной стороны, тем быстрее дозревают, те же что висят до земли – загнивают. Так и христианин – если устремлен горе? и близок к Солнцу Правды – Христу, то быстрее созревает духовно. Те же, кто пристрастился к земле, к миру – духовно загнивают, но Господь их «подрезает» и «подвязывает» жизненными скорбными обстоятельствами и болезнями, чтобы «поднять» с земли и направить к солнцу.
Виноградник нуждается в поливе – так и христианин в благодатном освящении через добрые дела и напоении своей души Евангельскими истинами.
Виноградник нуждается в работниках – так и христианин должен почитать своих воспитателей, особенно священнослужителей.
Виноградник нуждается в периодических прополках – так и наша душе требует очищения в Таинстве Покаяния.
Виноградник требуется подвязывать – так и мы должны «подвязать» себя в вере и надежде крепче его Христу и Его заповедям. Густые ветви и листва обрезаются в винограднике, чтобы наливался плод, а не пустые ветви – так и христианин должен отсекать внешнюю напыщенность, тщеславие и гордость, чтобы в смирении утучнел сокровенный сердца человек.
Виноградник когда начинает плодоносить – ограждается и особенно охраняется от воров и зверей – так и христианин должен оградить себя законом Божиим, чтобы не быть расхищенным злыми духами и страстями, ибо где плод – там большая зависть и борьба.
Ветвь, отсеченная от лозы не может плодоносить, засыхает и ее сжигают в огне (Иезек.15:4) – так и вне Христа и истинной Церкви нет спасения.
Плоды собираются осенью, срезаются и бросаются в точило – осень – старость почтенная мудростью, срезание – смерть, вижимка в точиле – испытание на мытарствах, чтобы пить в Царствии Небесном со Христом новое вино (Мф.26:29).
Источники: Архимандрит Таврион (Батозский). Проповедь в Неделю 13‑ю по Пятидесятнице Епископ Тихон (Софийчук). Притча о злых виноградарях. Блаженнейший митрополит Владимир. Злых зле погубит. Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице. | |
Просмотров: 53 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |