Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Понедельник, 20.11.2017, 01:03
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь обретения честной главы Св.Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2017 » Август » 23 » Житие и Успение Пресвятой Богородицы
09:54
Житие и Успение Пресвятой Богородицы

О Пресвятой Деве мы знаем в основном благодаря Священному Преданию.

Главными источниками здесь служат два апокрифа —

Протоевангелие Иакова   и

«Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя».

Эти памятники не вошли в новозаветный канон из-за своего позднего

происхождения, однако в них отражен тот взгляд на Богородицу,

который существовал с самых первых дней бытия Церкви.

 

Прочитать можно здесь:

Евангелие Псевдо-Матфея

https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5_%D0%9F%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B4%D0%BE-%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%84%D0%B5%D1%8F

КНИГА О РОЖДЕСТВЕ БЛАЖЕННЕЙШЕЙ МАРИИ И ДЕТСТВЕ СПАСИТЕЛЯ

http://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/prudnikova/0/j287.html

 

                          Зачатие и Рождество Девы Марии

Согласно Преданию, пресвятая Богородица родилась на изломе эпох в годы правления Ирода Великого в одном из пригородов Иерусалима. Ее родители — благочестивые иудеи Иоаким и Анна — были людьми обеспеченными, уважаемыми и знатными, но большого богатства не имели. Их род, ведущий свое происхождение от царя Давида, к тому времени уже утратил былое влияние. По всем меркам Иоаким и Анна были счастливыми супругами, им можно было бы позавидовать в хорошем смысле, если бы не одно обстоятельство — прожив пятьдесят лет в браке, они так и не смогли родить ребенка.

Они не проклинали Небо, их сердца не озлобились на весь окружающий мир, а вера в Господа не стала прохладнее. Они просто восприняли свою бездетность как волю Божью. Раз Он благоволит оставить их без потомства, то значит — так нужно, значит, Ему виднее, чем именно наделять каждого человека, что давать, а что отнимать.

Иоаким и Анна несли крест бездетности всю свою супружескую жизнь. Они даже и представить не могли, что именно от их союза произойдет та самая жена, чье семя упоминается в эдемском обетовании. Однажды им по очереди явился ангел и возвестил радостную весть — они станут родителями. И точно так же, как много лет назад пожилая чета смиренно приняла жребий своей бездетности, — с таким же смирением приняли старики и ту радость, которая выпала на их долю. Иоаким и Анна не стали спорить с ангелом, не стали благочестиво отнекиваться, ссылаясь на почтенный возраст и невозможность иметь детей. В ту же ночь муж и жена были вместе, а спустя некоторое время пожилая женщина поняла, что беременна.

 

В назначенный срок немолодая уже женщина стала матерью здоровой малышки, которую назвали Мария. По окрестным селениям снова понеслась молва, но на этот раз люди дивились происходящему. Чудо было налицо — уже несколько веков в Израиле не случалось такого. Старики были счастливы и благодарили Бога за ниспосланный им дар. Наконец их мечта исполнилась, и они могли тихо окончить свои земные дни. Супруги помнили о своем обещании посвятить Дочь Богу.

Сдержать свое слово они сначала планировали через два года после Ее рождения,

однако поняли, что лучше все-таки подождать еще немного.

Девочка пока не готова была покидать родительский дом. Прошел еще год, и трехлетнюю Марию в сопровождении юных девственниц с зажженными факелами привели в Иерусалимский храм.

Во время обряда посвящения произошло чудо: стоило лишь поставить Марию у лестницы, ведущей к верхней части храмового двора, она сама, без чьей-либо помощи, преодолела пятнадцать огромных ступеней, по которым с трудом карабкались многие взрослые. Видя происходящее и прозревая будущую судьбу Девочки, первосвященник принял Ее, благословил и совершил ранее невиданное — он повел Марию во внутренние помещения Храма — туда, где могли находиться лишь священники.

В этот момент все присутствующие осознали, что дочь Иоакима и Анны достойна войти в святилище, и Ей предстоит совершить нечто очень важное. Её место было именно здесь — в Божьем доме, где Она могла получить необходимое воспитание и знания. А родители Девы, пожив еще несколько лет, мирно умерли с осознанием того, что выполнили свой обет и смогли подарить Богу самое дорогое, что у них было. Теперь судьба их Дочери была полностью в руках Всевышнего.

                              Детство Марии и Благовещение

В храмовой школе для девушек воспитывались лучшие представительницы иудейского общества, которые потом становились женами священников, книжников и знатных молодых людей. Их обучали всему, что было нужно для ведения хозяйства. Также огромное внимание уделялось тому, чтобы дать воспитанницам духовное образование, научить их хорошо разбираться в священных текстах и ритуалах. По сути, школа, в которую попала Мария, была духовной семинарией для девочек.

Богородица училась до двенадцати лет.

За все это время она освоила много «женских» профессий, но лучше всего Ей давалось шитье. Мастерство Пречистой было настолько высоким, что Ей поручали самую ответственную работу — создание завес и покрывал для святилища. Не отставала Она и в изучении Писания, которое знала едва ли не наизусть. Мария была лучшей ученицей школы при Храме, и со временем стала бы желанной невестой для многих достойных юношей. В иной ситуации Она могла бы занять видное положение в обществе, если бы не одно «но» — еще в раннем детстве Девочка дала Богу обет безбрачия.

Священники об этом знали. Когда их воспитанница вошла в зрелый возраст, и Ей уже нельзя было жить при Храме, они встали перед проблемой. Нарушать данный Марией обет никто и не думал, да и о том, чтобы Марию насильно выдать замуж, тоже не могло быть и речи. Однако и самостоятельно жить в миру Она не могла — закон воспрещал незамужним девушкам жить среди людей в одиночку.

Поскольку кроме давно умерших родителей у Марии не было близких родственников, Ее решили обручить одному из старых вдовцов, чтобы он, формально считаясь Ее супругом, был хранителем чистоты и целомудрия своей жены.

После долгих дискуссий и молитв священники решили выбрать будущего обручника

Марии путем жеребьевки — дабы так проявилась исключительно воля Божья.

Среди кандидатов был и Иосиф — строительных дел мастер из провинциального

галилейского городка Назарет.

Когда мужчины собрались в Храме, первосвященник забрал у них посохи

и положил их на жертвенник. После продолжительной молитвы он начал по

одному возвращать жезлы хозяевам с расчетом, что Господь каким-то явным

образом укажет избранника.

Но знака не было, и лишь когда очередь дошла до Иосифа, как говорит

Предание, произошло чудо — широкий конец палки

отделился от нее и превратился в голубку,которая села Иосифу на голову.

Все поняли, что он и есть избранник Божий.

Такому повороту ремесленник не был рад, и стал отказываться

от предлагаемой ему миссии.

Аргумент был прост — старик боялся насмешек со стороны своих уже взрослых

детей и знакомых, ведь разница в возрасте между ним и Марией была огромной.

Кроме того, принятие в семью еще одного члена заставило бы заново делить

скромное имущество, а это породило бы смуту среди родичей…

Но священники убедили Иосифа не противиться воле Божьей.

В конечном итоге старик согласился.

 

А что же Мария? Как она отреагировала на происходящее?

И Предание, и святые отцы говорят о том, что Она смирилась. Но это была не покорность

«обреченной жертвы», а сознательный поступок — Мария, которая лучше всех своих

соучениц знала Священное Писание, понимала, что Господь чего-то от Нее ждет.

И поэтому Она приняла все случившееся с Ней как Господню волю, как Свою судьбу.

И это принятие было шагом Девы навстречу Богу, который приготовил

Ей новое испытание.

Вскоре после обручения Иосиф оставил Деву дома и отправился на стройку.

Ему предстояло быть в отлучке несколько месяцев. Мария тем временем ткала завесу,

которую заказали священники для святилища Храма. Занимаясь любимым делом, Дева

чаще всего либо молилась, либо размышляла над тем, что успела услышать или прочесть.

По Преданию, именно во время таких размышлений и явился к ней ангел Божий Гавриил.

Его явление описывается в первой главе Евангелия от Луки.

Посланник Небес возвестил Ей весть о том, что Она родит Сына. И не обычного ребенка,

а именно того самого — долгожданного Спасителя, чьего прихода ожидали все иудеи.

Его слова смутили Марию, и Девушка ответила, что Она — девственница, а потому

ребенка у нее быть не может.

Ангел ответил: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему

и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1:35).

При этом Гавриил добавил, что в Израиле есть еще одна женщина с необычной

беременностью — Елизавета, жена первосвященника Захарии, которая зачала

в престарелом возрасте и теперь ждет сына. И если Бог смог старую утробу Елизаветы

сделать способной к принятию семени, то Он же благословит и Мариино девственное

чрево, которое понесет без какого-либо мужского участия.

Явление ангела было своеобразным рубежом для юной Богородицы.

Дело в том, что Бог ждал от Нее именно свободного и добровольного участия

в деле Воплощения. А раз так, значит, Мария могла и отказаться от предлагаемой

Ей миссии. Такой вариант, по мнению большинства святых отцов, был весьма

возможен. И тогда Господу снова пришлось бы ждать рождения новой достойной

девочки для того, чтоб та дала Ему свою человеческую природу.

Но Мария согласилась. Удостоверившись в истинности слов ангела и поверив

Богу, она смиренно ответила Гавриилу:

«Я — Раба Господня, пусть будет так, как ты говоришь».

Как свидетельствует Предание, через некоторое время Богородица поняла, что беременна.

Поскольку Иосиф был еще в отлучке, Она решила поделиться новостью со своей дальней

родственницей Елизаветой, о которой и упомянул ранее ангел. Едва Девушка переступила

порог Елизаветиного дома, та встретила Марию с ликованием и под действием Святого

Духа восхвалила свою гостью, назвав Ее Матерью Господа и Благословленной между

женами. После таких слов Пречистая окончательно поняла, что носит под сердцем

необычное Дитя, которое в будущем, как минимум, станет великим пророком.

То, что в Ее утробе телесно пребывает Сам Бог, Девушка осознала позже.

Но даже сейчас осознание величия случившегося вводило Пречистую в состояние

священного трепета и ожидания чего-то очень важного.

Спустя некоторое время домой вернулся Иосиф. Заметив беременность Марии, он впал

в отчаяние: подумать только — стоило ему отлучиться на длительный срок, как

Отроковица впала в грех! Он стал расспрашивать Супругу, но Она только лишь

рассказывала ему о явлении ангела. Много раз услышав такой ответ, Иосиф взял в руки

себя, и успокоил Марию. Он понял, что случилось нечто необычное, но все-таки думал,

что Девочку соблазнили, и Она стала жертвой обмана. Не считая Ее виновной, но и не

будучи в силах пережить возможный позор от людей, старик решил тайком отпустить

Ее из дому, дав Ей развод. Он словно бы снимал с себя всю ответственность

за Нее и вместе с тем спасал Ее от избиения камнями, которое полагалось

совершать над неверными женами.

Однако, этим планам Иосифа помешал Гавриил: ночью он явился пожилому

человеку и запретил ему отпускать Марию. Ангел поведал о судьбе будущего

Ребенка и успокоил взволнованного мужа. После этого разговора Иосиф

окончательно поверил в непорочность зачатия и оставил Марию у себя.

Однако семейство ждало новое испытание — вскоре к ним в гости пришел один

из книжников. Он знал, что Мария — Дева, и что Иосиф только формально

считается ее мужем. Увидев беременную Девушку, гость решил обо всем

рассказать первосвященникам. Формальная вина супругов состояла в том, что

Мария забеременела без ведома и благословения духовенства.

А еще старейшины думали, что Иосиф попросту покрывает свою Жену.

Началось расследование.

Иосиф и Богородица рассказали все, что произошло с ними, но в Храме им не

верили. После долгих расспросов, потратив много сил и нервов, священники

в конечном итоге решили спросить у Самого Бога — чиста ли Девушка.

Суть обряда состояла в том, что после совершения определенных молитв

испытуемого человека поили особой смесью.

Если тот оставался здоровым и безо всяких внешних изменений, это означало его

невиновность. Иосифу и Марии тоже дали выпить смесь, но Бог оставил их

целыми, показав, что они чисты перед Ним.

Священники были вынуждены свернуть расследование и благословить супругов.

События земной жизни Спасителя достаточно подробно описаны в Новом

Завете, и они хорошо известны каждому верующему. Евангельский рассказ

упоминает о Марии как бы вскользь, делая Ее участницей только нескольких

эпизодов. Такое молчание евангелистов вполне понятно — центром благой

вести и всей христианской веры был, есть и будет Христос, и только Христос.

Но без знания дальнейшей судьбы Богородицы все же непонятна та честь,

которая и поныне воздается Ей Церковью.

После событий Рождества и довольно продолжительного пребывания в Египте

святое семейство вернулось в свой город Назарет. Тайну непорочного рождения

Христа знали только сами супруги и еще несколько священников, которые вскоре

умерли. Для остальных людей, в том числе и для старших детей Иосифа, Иисус

был его родным сыном. В этом не сомневался никто, поскольку мнимый муж

Богородицы имел настолько безупречную репутацию,

что иных вариантов даже и не предполагалось.

Рождение Богомладенца мало повлияло на семейный уклад Марииного дома —

все так же Обручник продолжал ходить по окрестностям, строя и ремонтируя

жилища; все так же Богородица несла на Себе груз женских забот по дому.

Изменилось разве отношение мужниных родичей — они с прохладой приняли

Иисуса, не желая признавать дополнительного наследника.

Поначалу хорошо относился к Нему лишь самый младший из детей Иосифа —

Иаков. Он полюбил Марию как вторую мать и как старшую сестру,

а Младенца Христа сразу признал братом, разделив с ним свою долю наследства.

Иаков же стал помогать Марии, когда она овдовела,

а Спаситель был еще слишком юн, чтобы зарабатывать самостоятельно.

Достигнув совершеннолетия, Иисус взял инструмент отчима и стал добывать на

пропитание Себе и Матери. Так прошло более десяти лет, пока однажды Он не

вышел на проповедь, которая и была одной из главных целей Его земной жизни.

Мария с самого начала знала, что именно для этого Господь пришел на землю,

и как мать не препятствовала Ему. Более того, практически сразу после выхода на

общественное служение Ее Сына, Пречистая присоединилась к числу женщин-

учениц, следовавших за Христом вместе с апостолами.

Спутницы Иисуса взяли на себя все тяготы по созданию для Учителя и учеников

элементарных бытовых условий — покупали и готовили пищу, стирали и чинили

одежду, старались всячески поддержать своих сыновей, братьев и мужей.

Все трудности проповеди Пресвятая делила со Христом вплоть до того момента,

когда Его арестовали, осудили на смерть и распяли на Голгофе.

Как и прочие женщины, Она ни на минуту не отошла от страждущего Сына

в часы крестных мук и в минуту смерти.

По Преданию, она же была и среди мироносиц, первыми получивших радостную

весть о Светлом Христовом Воскресении. Присутствовала Она и тогда,

когда Господь окончательно покинул землю и вознесся в небесную славу.

Предание рассказывает, что Она прожила оставшиеся годы Своей земной жизни вместе

с апостолом Иоанном Зеведеевым — любимым учеником Иисуса, которому Тот незадолго

до кончины на кресте поручил всячески заботиться о Ней как о родной матери. Большую

часть времени Мария и Иоанн прожили в Иерусалиме.

Вторым родным городом для них стал Эфес, где подолгу бывал апостол.

Пресвятая Богородица мирно отошла в Вечность в третьей четверти первого столетия.

Под конец Своего земного пути Она очень тосковала по Сыну, много молилась и просила

забрать Ее к Себе. Во время одной из таких молитв перед Девой, как и в далекие годы

юности, предстал архангел Гавриил и сказал, что Она может радоваться, ибо Господь

через три дня исполнит Ее просьбу.

Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные

три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми.

Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть — например, апостолов,

которые разошлись по отдаленным провинциям Римской империи на проповедь.

Трех дней было слишком мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну.

Она ничего не требовала — Она просто попросила — смиренно и кротко, как делала это

всегда. И на материнские молитвы Господь ответил чудом — во все края, где находились

апостолы, Он послал ангелов, которые перенесли их в Иерусалим к дому Пречистой.

И вот настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой

радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице

заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это

видение, пришли в ужас. Они видели, как сам Христос в окружении небесных сил

приближался к Своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на

руки Спасителя, который забрал Ее с Собою.

А на одре осталось тело, светившееся благодатью. Казалось, будто Богородица не

умерла, а спит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая

улыбка — наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну.

Согласно Преданию, к этому времени Деве Марии исполнилось 72 года.

Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого были погребены

Ее родители и супруг Иосиф.

В процессии не участвовал апостол Фома — Господь специально не позволил ему прийти

вовремя. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что

больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали

возможность проститься с телом. Они согласились, но когда открыли гроб, то пришли

в ужас: тела в пещере не было — в нише лежали только погребальные пелены.

Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и моля Бога указать им,

где искать исчезнувшее тело.

В этот же день вечером за ужином апостолам явилась Сама Богородица в окружении

ангелов и приветствовала их словами:

«Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».

 

 

 

Источники:

 

Житие и Успение Пресвятой Богородицы    МОИСЕЕНКОВ Александр 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2_(%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB_%D0%BE%D1%82_70)

https://sputnik-georgia.ru/spravka/20160827/233087512/Pravoslavnyj-prazdnik-Uspenija-presvjatoj-Bogorodicy-Istorija-i-tradicii.html

Просмотров: 115 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0