Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Суббота, 27.04.2024, 12:26
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2023 » Август » 6 » Христианские святыни баварского Регенсбурга
11:10
Христианские святыни баварского Регенсбурга

 

В тихие воды Дуная вот уже много веков смотрятся готические шпили собора

Святого Петра (Домского собора), высокие башни и красные пологие крыши

средневековых построек Регенсбурга. Любуясь с Каменного моста красивой

панорамой древнего города, расположенного в изгибе Дуная, там, где впадает в

него река Реген, замечаешь, что особенно в зимнее время эпитет «голубой»

никак не подходит к цвету дунайской волны, омывающей массивные опоры

знаменитого моста.

Построенный в 1135–1146 гг., мост являлся когда-то символом

благосостояния этого богатого германского города, имевшего торговые

связи с Венецией, Парижем и Киевом.

История Регенсбурга,  получившего в наше время от ЮНЕСКО статус объекта

всемирного культурного наследия, начинается за несколько столетий до

Рождества Христова: здесь, на правом берегу Дуная, располагалось небольшое

кельтское поселение.

Во второй половине I века по РХ в устьях рек Наб и Реген римлянами

было возведено пограничное укрепление.

Во время войны с маркоманами в поселении на Дунае была главная квартира

императора Марка Аврелия, который с окончанием военных действий

распорядился о сооружении здесь лагеря римских легионеров Regina Castra –

лагерь у реки Регина. По данным историков, здесь находился 3-й Италийский

легион, насчитывающий около 6 тыс. воинов.

В VI веке город сделался резиденцией первых баварских герцогов,

в IX веке – главным городом восточно-франкской империи

каролингов, а в Х веке – столицей Баварского герцогства.
 


Издавна на красном фоне герба города изображались два скрещенных

серебряных ключа – атрибуты покровителя Регенсбурга  святого

апостола Петра, которому посвящен главный собор города.

 

Христианство пришло в этот придунайский район на три с лишним столетия

позже, чем в западные немецкие земли. Одним из первых христианских

проповедников в Регенсбурге был святой Эрхард, прибывший в город

приблизительно в 680–690-е годы. Епископство же в Регенсбурге официально

было основано в 739 году, и связано это событие с именем священномученика

Бонифация, архиепископа Майнцского, просветителя Германии.

Св. Бонифацию (672/675 – 754), которого в Германии называют «апостолом

немцев», удалось установить надзор Римской Церкви над обширными районами

Германии, в том числе и в придунайских землях. Он продвинул свою

миссионерскую деятельность и на территорию Баварии, основав здесь полдюжины

монастырей и учредив шесть новых епископских кафедр.

Из истории Регенсбурга известно, что в 845 г. здесь крестились

14 чешских принцев, что будто бы положило начало обращению

в христианство чехов.

 


 

Три святых христианских проповедника


В 870 г. в Регенсбурге после конфликта с германским духовенством состоялся суд

над равноапостольным Мефодием, после чего он был заключен в тюрьму.

В I-м тысячелетии в Регенсбурге жили известные святые, просиявшие не только в

немецких, но и в других европейских землях. Прежде всего следует вспомнить

святых епископов Эрхарда, Вольфганга и Эммерама, прославивших своей

миссионерской деятельностью христианский Регенсбург. Хотя мощи святителей

находятся ныне в разных городских церквях, но храмы эти расположены не так уж

и далеко друг от друга, так что, предприняв небольшую пешую прогулку по

исторической части города, можно увидеть и эти, и другие христианские реликвии

Регенсбурга.
 


В центре города, рядом с епископским дворцом, на улице

Нидермюнстергассе (Niedermuenstergasse) 3, находится основанная

в 1154 г. церковь, называемая Нидермюнстеркирхе.

Здесь в изготовленном в 1866 г. реликварии покоятся мощи франкского святителя

Эрхарда, епископа Регенсбургского. Глава святого хранится в специальной

серебряной капсуле, выполненной местными ювелирами в 1653 г. На реликварии

– надпись «Святой Эрхард – епископ и почитаемый покровитель диоцеза».

Выгравирована и строка обращенной к нему молитвы: «Моли Бога о нас и обо всех

верных, приходящих к тебе». День его памяти отмечается 8 января.

 


 

Житийных сведений о св. Эрхарде сохранилось совсем немного. Около 680–690 гг.

св. Эрхард прибыл с епископской миссией ко двору баварских герцогов

Агилольфингеров в Регенсбург и действовал здесь как проповедник христианства

в Баварии при дворе герцога Теодона II. Он скончался в Регенсбурге

приблизительно в 717 г. и был погребен в крипте Нидермюнстеркирхе.


Бенедиктинское аббатство Св. Эммерама находится в южной части

города; здания аббатства составляют ныне единое целое с дворцовым

комплексом известной в Германии герцогской семьи Турн-и-Таксис.

Здесь, в расположенной на площади Еммерама, 3 (Emmeramsplatz 3 ) в 

трехнефной базилике романского стиля  в честь Св. Еммерама, хранятся

выполненные в готическом стиле скульптурные изображения епископов

Эммерама и Вольфганга, а также и реликварий с мощами святого Эммерама,

франкского епископа (другие его имена – Эммеран, Хальмарам, Хаймрамми),

умершего в 680 г. (по другим данным – в 652 или 715 гг.).

Имя епископа Эммерама относится, наряду с именами святых

Корбиниана и Руперта, к числу самых известных

«баварских апостолов».

Эммерам происходил из земли франков. Родился в начале VII века в Пуатье ,

получил хорошее образование и принял сначала священнический, а позже и

епископский сан. Эммерам покинул родину для проповеди христианства аварам,

жившим на территории современной Венгрии. Его путь в земли аваров лежал

через Регенсбург, где святителя с большими почестями принял герцог Теодон,

уговорив остаться в городе на Дунае. Известно, что, прибыв в Баварию, Эммерам

сразу же дал согласие миссионерствовать в этой стране, так как среди баварцев

христианство еще не вполне утвердилось. Помимо дела проповеди, св. Эммерам

искоренял языческие обычаи, основывал церкви в Регенсбурге и его окрестностях. 


После смерти покровительствовавшего ему Пипина Геристальского св. Эммерам

отправился в Рим. В это же самое время дочь герцога баварского Теодона I Ута

обвинила Эммерама в том, что он ее обольстил, и ее брат Лантрерт  жестоко

расправился со святителем, подкараулив его на старой «римской» дороге между

Зальцбургом и Аугсбургом По преданию, сопровождавшие святителя в дороге

Виталис и Вольфлет попытались как можно быстрее доставить истерзанного

епископа в Ашхайм, но по дороге в это местечко Эммерам скончался.

Невиновность св. Эммерама вскоре была установлена, и герцог Теодон решил

перенести его останки в Регенсбург.

Из истории аббатства известно, что в 1642 г. церковь Св. Эммерама сильно

пострадала от пожара, однако останков святого огонь не коснулся.

На поклонение к Св. Эммераму, память которого отмечается 22 сентября,

приезжали и приезжают многие известные деятели культуры Германии, среди них

был и писатель Томас Манн, поведавший об этом в своем романе «Избранник».

В базилике Св. Эммерама в позолоченном реликварии, изготовленном

в 1877 г. мастерами-ювелирами Регенсбурга, хранятся и мощи

св. Вольфганга. 

Известно, что будущий святитель Вольфганг родился в 924 г. в Пфуллингене под

Ройтлингеном (Северная Швабия). Учился в монастырской школе Райхенау, что

на Боденском озере, а потом 

 продолжил обучение в школе при

Вюрцбургском соборе.

  Известно, что будущий святитель

Вольфганг родился в 924 г. в 

Пфуллингене под

Ройтлингеном (Северная Швабия).

Учился в монастырской школе

Райхенау, что на Боденском озере, а потом продолжил обучение в

школе при Вюрцбургском

соборе. В 956 г. последовал к

епископу Генриху в Трир, где до

964 г. был учителем,

а позже стал деканом Домского собора. Отсюда Вольфганг удалился в

бенедиктинское аббатство Айнзидельн (Эйнзидельн, ныне в Швейцарии), где в

965 г. принял монашеский постриг.

В 972 г. германский император Оттон I назначил Вольфганга на епископскую

кафедру в Регенсбург, где святитель прослужил около двух лет. Епископ

Вольфганг выступал за строгое соблюдение аскетических норм общежительства

монахов и каноников. Важным шагом в его миссионерской деятельности стало

отделение от Регенсбурга епископства Праги.

31 октября 994 г. епископ Вольфганг во время поездки неожиданно скончался

в Пуппингене под Эфердингом, недалеко от Линца.

 



Одна из великих христианских святынь Регенсбурга – чудотворный образ Божией

Матери первой четверти XIII века – находится в приделе церкви, называемой

Старая капелла (Stiftskirche Unserer Lieben Frau zur Alten Kapelle),

что на площади  Альтер Корнмаркт (Alter Kornmarkt). Сама церковь,

считающаяся сегодня и самой  старой церковью Баварии, стоит на фундаменте

более древней романской часовни,  относящейся к периоду правления каролингов.

По данным местных историков, на  этой площади когда-то располагалась

префектура римского лагеря  Castra Regina. Основание первой церкви

датируется 700 г. – временем  правления герцога Теодона II. Через 302 г. церковь

была переделана Генрихом II,  а в 1747 г. ее декорировали в стиле рококо. Позже

здание церкви несколько раз  реконструировалось, но в нем сохранились

уникальные лепные украшения работы  Антона Ландеса. 

По данным церковной летописи, 14 февраля 1014 г. папа Римский

Бенедикт VIII подарил ценную византийскую икону с изображением

Пресвятой Девы герцогу Генриху II во время его коронования в Риме.

Это событие – получение герцогом в дар древней иконы – запечатлено

на одной из больших росписей потолка капеллы.

 

 

Однако при внимательном рассмотрении можно заметить, что изображенная на

фреске икона-дар совершенно отличается от той, что сегодня хранится в церкви.

Герцог Генрих II по возвращении из Рима решил передать бесценный подарок

общине верующих Старой капеллы, откуда при невыясненных обстоятельствах это

сокровище бесследно исчезло.

По другой версии, древняя икона из-за плохого хранения пришла в негодность.

В память о том, что в церкви когда-то была эта великая святыня, духовенство

Старой капеллы заказало новую икону, написанную в византийском стиле в

начале ХIII века предположительно в Южной Германии.

Эту икону специалисты относят к типу икон, называемому «Dexiokratusa», ибо

Богомладенец находится на руках у Богоматери с правой стороны. Икона

Заступницы человечества Царицы Небесной находилась в основной церкви.

Однажды (это случилось во второй половине XVII века) по молитвам неких

родителей перед иконой прозрел их слепорожденный малыш. О явленном иконой

чуде тотчас узнали верующие Баварии и соседних с нею Венгрии и Чехии.

К иконе в Регенсбург потянулись паломники. В 1694 г. икону перенесли в бывшую

Якобскапеллу. Во времена секуляризации в 1810 г. икона попала в галерею дворца

Шляйсхайм под Мюнхеном, откуда она позже была перенесена в Баварский

Национальный музей Мюнхена. В 1862 г. епископ Игнатиус фон Сенестрей

добился возвращения чудотворной иконы в Регенсбург, где она 27 апреля 1864 г.

была торжественно установлена в приделе Старой капеллы, переименованном в

Gnadenkapelle.
 


В воспоминание о том, что чудотворная икона когда-то находилась в основной

церкви, был сделан с нее уменьшенный список, находящийся ныне на вершине

правой колонны главного алтаря.

 

Ценные христианские реликвии хранятся в музее-сокровищнице

Домского собора, который является одним из лучших образцов

немецкой готики в Германии и главным памятником готической

архитектуры в Баварии.

 

Собор занимает территорию Porta Praetoria (Северные ворота старого

римского форта), выбранную в 739 г. св. Бонифацием под строительство

резиденции епископов. Старый собор, построенный в VIII–IX вв., дважды горел

дотла и дважды вновь восстанавливался в 1156 и 1172 гг.

Строительство готического собора, украшающего теперь город, началось в 1275

и завершено в 1684 г.; две 105-метровых ажурных башни были закончены в 1869 г.

В музее-сокровищнице Домского собора выставлены следующие

экспонаты:

1.Переносной алтарь (ок.1180 г.), изготовленный в романском стиле

в Кельне.


2.Реликварий в форме ларца  (14 век), находившийся ранее в алтаре.


3.Деревянный греческий крест-мощевик (XVIII в.), изготовленный на

Cвятой Горе Афон специально для первого короля Греции Оттона I,

в жилах которого текла баварская кровь. Мощей ныне в

кресте-мощевике  нет.


4.Украшенный драгоценными камнями золотой крест короля Чехии

(Богемии) Оттокара II (1233-1278).  В нем имеется частица Святого

Креста. На  поверхности золотого креста  - аметисты, рубины, сапфиры

и гранаты.


5.Крест-реликварий  ( ок.1250 г.) с частицей креста, на котором был

распят апостол Андрей. Реликварий выполнен из серебра с позолотой,

украшен кристаллами и филигранью.


6.Украшенный горным хрусталем переносной бронзовый крест,

изготовленный в XII столетии в Швабии.


7.Реликварий в форме бабочки (ок.1310 г.). Изготовлен в Париже из

серебра. На его поверхности – позолота и эмаль.


8.Pax-Tafel (пластина для поклонения и лобызания) с различными

реликвиями.

 


9.Pax-Tafel (пластина для поклонения и лобызания) с частицей мощей

католического святого Иогана Непомуцкого. Изготовлена

предположительно в 1739 году в Праге.


10.Реликварий в форме ларца с золотым крестом. На нем  три овальных

изображения Иисуса Христа, апостола Петра и апостола Павла.


11.Крест-реликварий из серебра с позолотой, украшенный горным

хрусталем (2- половина 15 в.), основание его изготовлено в 19 веке.


12.Реликварий в форме руки. Неизвестно, чьи мощи  в нем находились.


13.Позолоченный реликварий в форме статуэтки  св. Себастьяна,

выполненный в 1505 году регенсбургскими мастерами. В реликварии

хранится часть мощей св. мученика Севастиана Медиоланского,

Римского († ок. 287).


В витринах можно увидеть красиво расшитую фелонь (1050), гребень

из слоновой кости (XI в.), ахатовую (или сардоликовую) плошку (XII

в.), а также позолоченный «Кубок Вольфганга», изготовленный в

Южной Германии в 1250–1260 гг. Выставлены и три венецианских

серебряных флакона для масла (XIII в.).

 

В боковом алтаре Св. Креста  (слева от входа) в расположенной перед главным

входом  в Домский собор  Stiftskirche St. Johann  вмонтированы два

горизонтальных  реликвария с мощами апостолов Петра (слева) и  Павла (справа).

В этой же церкви хранится и другая ценная для католиков реликвия - ампула с

кровью Римского папы Иоанна Павла II, причисленного к лику святых.
 

Каменный мост, называемом в народе «мостом между Западом и Востоком»

В Средние века мост  считался чудом инженерной мысли. Городские летописцы

отмечают, что в течение восьми столетий Каменный мост был в Регенсбурге

единственным мостом через Дунай.   Специалисты называют его  самым старым

мостом из сохранившихся на территории Германии. Он стал образцом-моделью

для многих других европейских мостов, в частности знаменитого Карлова моста

в Праге.
 


 

Смотришь с моста на речную гладь Дуная, на отраженную в воде разноцветную

панораму старой части города и ловишь себя на мысли, что, вероятно, придется

еще раз приехать сюда, чтобы по весне  или летом увидеть «голубой Дунай» и

более глубже познать историю и ощутить величие Регенсбурга, хранящего многие

значимые для Баварии христианские святыни.

 

 

 

 



(Из книги А.Г. Холодюка " Христианские святыни Германии: от Ахена – до Эберсберга. – Киев : АДЕФ -Украина, 2015)

Просмотров: 70 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Август 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0