11:10 Христианские святыни баварского Регенсбурга | |
В тихие воды Дуная вот уже много веков смотрятся готические шпили собора Святого Петра (Домского собора), высокие башни и красные пологие крыши средневековых построек Регенсбурга. Любуясь с Каменного моста красивой панорамой древнего города, расположенного в изгибе Дуная, там, где впадает в него река Реген, замечаешь, что особенно в зимнее время эпитет «голубой» никак не подходит к цвету дунайской волны, омывающей массивные опоры знаменитого моста. Построенный в 1135–1146 гг., мост являлся когда-то символом благосостояния этого богатого германского города, имевшего торговые связи с Венецией, Парижем и Киевом. всемирного культурного наследия, начинается за несколько столетий до Рождества Христова: здесь, на правом берегу Дуная, располагалось небольшое кельтское поселение. Во второй половине I века по РХ в устьях рек Наб и Реген римлянами было возведено пограничное укрепление. Во время войны с маркоманами в поселении на Дунае была главная квартира императора Марка Аврелия, который с окончанием военных действий распорядился о сооружении здесь лагеря римских легионеров Regina Castra – лагерь у реки Регина. По данным историков, здесь находился 3-й Италийский легион, насчитывающий около 6 тыс. воинов. В VI веке город сделался резиденцией первых баварских герцогов, в IX веке – главным городом восточно-франкской империи каролингов, а в Х веке – столицей Баварского герцогства.
серебряных ключа – атрибуты покровителя Регенсбурга святого апостола Петра, которому посвящен главный собор города.
Христианство пришло в этот придунайский район на три с лишним столетия позже, чем в западные немецкие земли. Одним из первых христианских проповедников в Регенсбурге был святой Эрхард, прибывший в город приблизительно в 680–690-е годы. Епископство же в Регенсбурге официально было основано в 739 году, и связано это событие с именем священномученика Бонифация, архиепископа Майнцского, просветителя Германии. Св. Бонифацию (672/675 – 754), которого в Германии называют «апостолом немцев», удалось установить надзор Римской Церкви над обширными районами Германии, в том числе и в придунайских землях. Он продвинул свою миссионерскую деятельность и на территорию Баварии, основав здесь полдюжины монастырей и учредив шесть новых епископских кафедр. Из истории Регенсбурга известно, что в 845 г. здесь крестились 14 чешских принцев, что будто бы положило начало обращению в христианство чехов.
Три святых христианских проповедника
над равноапостольным Мефодием, после чего он был заключен в тюрьму. В I-м тысячелетии в Регенсбурге жили известные святые, просиявшие не только в немецких, но и в других европейских землях. Прежде всего следует вспомнить святых епископов Эрхарда, Вольфганга и Эммерама, прославивших своей миссионерской деятельностью христианский Регенсбург. Хотя мощи святителей находятся ныне в разных городских церквях, но храмы эти расположены не так уж и далеко друг от друга, так что, предприняв небольшую пешую прогулку по исторической части города, можно увидеть и эти, и другие христианские реликвии Регенсбурга.
Нидермюнстергассе (Niedermuenstergasse) 3, находится основанная в 1154 г. церковь, называемая Нидермюнстеркирхе. Здесь в изготовленном в 1866 г. реликварии покоятся мощи франкского святителя Эрхарда, епископа Регенсбургского. Глава святого хранится в специальной серебряной капсуле, выполненной местными ювелирами в 1653 г. На реликварии – надпись «Святой Эрхард – епископ и почитаемый покровитель диоцеза». Выгравирована и строка обращенной к нему молитвы: «Моли Бога о нас и обо всех верных, приходящих к тебе». День его памяти отмечается 8 января.
Житийных сведений о св. Эрхарде сохранилось совсем немного. Около 680–690 гг. св. Эрхард прибыл с епископской миссией ко двору баварских герцогов Агилольфингеров в Регенсбург и действовал здесь как проповедник христианства в Баварии при дворе герцога Теодона II. Он скончался в Регенсбурге приблизительно в 717 г. и был погребен в крипте Нидермюнстеркирхе.
города; здания аббатства составляют ныне единое целое с дворцовым комплексом известной в Германии герцогской семьи Турн-и-Таксис.
Здесь, в расположенной на площади Еммерама, 3 (Emmeramsplatz 3 ) в трехнефной базилике романского стиля в честь Св. Еммерама, хранятся выполненные в готическом стиле скульптурные изображения епископов Эммерама и Вольфганга, а также и реликварий с мощами святого Эммерама, франкского епископа (другие его имена – Эммеран, Хальмарам, Хаймрамми), умершего в 680 г. (по другим данным – в 652 или 715 гг.). Корбиниана и Руперта, к числу самых известных «баварских апостолов». Эммерам происходил из земли франков. Родился в начале VII века в Пуатье , получил хорошее образование и принял сначала священнический, а позже и епископский сан. Эммерам покинул родину для проповеди христианства аварам, жившим на территории современной Венгрии. Его путь в земли аваров лежал через Регенсбург, где святителя с большими почестями принял герцог Теодон, уговорив остаться в городе на Дунае. Известно, что, прибыв в Баварию, Эммерам сразу же дал согласие миссионерствовать в этой стране, так как среди баварцев христианство еще не вполне утвердилось. Помимо дела проповеди, св. Эммерам искоренял языческие обычаи, основывал церкви в Регенсбурге и его окрестностях.
отправился в Рим. В это же самое время дочь герцога баварского Теодона I Ута обвинила Эммерама в том, что он ее обольстил, и ее брат Лантрерт жестоко расправился со святителем, подкараулив его на старой «римской» дороге между Зальцбургом и Аугсбургом По преданию, сопровождавшие святителя в дороге Виталис и Вольфлет попытались как можно быстрее доставить истерзанного епископа в Ашхайм, но по дороге в это местечко Эммерам скончался. Невиновность св. Эммерама вскоре была установлена, и герцог Теодон решил перенести его останки в Регенсбург. Из истории аббатства известно, что в 1642 г. церковь Св. Эммерама сильно пострадала от пожара, однако останков святого огонь не коснулся. На поклонение к Св. Эммераму, память которого отмечается 22 сентября, приезжали и приезжают многие известные деятели культуры Германии, среди них был и писатель Томас Манн, поведавший об этом в своем романе «Избранник». в 1877 г. мастерами-ювелирами Регенсбурга, хранятся и мощи св. Вольфганга. Известно, что будущий святитель Вольфганг родился в 924 г. в Пфуллингене под Ройтлингеном (Северная Швабия). Учился в монастырской школе Райхенау, что на Боденском озере, а потом продолжил обучение в школе при Вюрцбургском соборе. Известно, что будущий святитель Вольфганг родился в 924 г. в Пфуллингене под Ройтлингеном (Северная Швабия). Учился в монастырской школе Райхенау, что на Боденском озере, а потом продолжил обучение в школе при Вюрцбургском соборе. В 956 г. последовал к епископу Генриху в Трир, где до 964 г. был учителем, а позже стал деканом Домского собора. Отсюда Вольфганг удалился в бенедиктинское аббатство Айнзидельн (Эйнзидельн, ныне в Швейцарии), где в 965 г. принял монашеский постриг. В 972 г. германский император Оттон I назначил Вольфганга на епископскую кафедру в Регенсбург, где святитель прослужил около двух лет. Епископ Вольфганг выступал за строгое соблюдение аскетических норм общежительства монахов и каноников. Важным шагом в его миссионерской деятельности стало отделение от Регенсбурга епископства Праги. в Пуппингене под Эфердингом, недалеко от Линца.
Матери первой четверти XIII века – находится в приделе церкви, называемой Старая капелла (Stiftskirche Unserer Lieben Frau zur Alten Kapelle), что на площади Альтер Корнмаркт (Alter Kornmarkt). Сама церковь, считающаяся сегодня и самой старой церковью Баварии, стоит на фундаменте более древней романской часовни, относящейся к периоду правления каролингов. По данным местных историков, на этой площади когда-то располагалась префектура римского лагеря Castra Regina. Основание первой церкви датируется 700 г. – временем правления герцога Теодона II. Через 302 г. церковь была переделана Генрихом II, а в 1747 г. ее декорировали в стиле рококо. Позже здание церкви несколько раз реконструировалось, но в нем сохранились уникальные лепные украшения работы Антона Ландеса. Бенедикт VIII подарил ценную византийскую икону с изображением Пресвятой Девы герцогу Генриху II во время его коронования в Риме. Это событие – получение герцогом в дар древней иконы – запечатлено на одной из больших росписей потолка капеллы.
Однако при внимательном рассмотрении можно заметить, что изображенная на фреске икона-дар совершенно отличается от той, что сегодня хранится в церкви. Герцог Генрих II по возвращении из Рима решил передать бесценный подарок общине верующих Старой капеллы, откуда при невыясненных обстоятельствах это сокровище бесследно исчезло. По другой версии, древняя икона из-за плохого хранения пришла в негодность. В память о том, что в церкви когда-то была эта великая святыня, духовенство Старой капеллы заказало новую икону, написанную в византийском стиле в начале ХIII века предположительно в Южной Германии. Эту икону специалисты относят к типу икон, называемому «Dexiokratusa», ибо Богомладенец находится на руках у Богоматери с правой стороны. Икона Заступницы человечества Царицы Небесной находилась в основной церкви. Однажды (это случилось во второй половине XVII века) по молитвам неких родителей перед иконой прозрел их слепорожденный малыш. О явленном иконой чуде тотчас узнали верующие Баварии и соседних с нею Венгрии и Чехии. К иконе в Регенсбург потянулись паломники. В 1694 г. икону перенесли в бывшую Якобскапеллу. Во времена секуляризации в 1810 г. икона попала в галерею дворца Шляйсхайм под Мюнхеном, откуда она позже была перенесена в Баварский Национальный музей Мюнхена. В 1862 г. епископ Игнатиус фон Сенестрей добился возвращения чудотворной иконы в Регенсбург, где она 27 апреля 1864 г. была торжественно установлена в приделе Старой капеллы, переименованном в Gnadenkapelle.
церкви, был сделан с нее уменьшенный список, находящийся ныне на вершине правой колонны главного алтаря.
Ценные христианские реликвии хранятся в музее-сокровищнице Домского собора, который является одним из лучших образцов немецкой готики в Германии и главным памятником готической архитектуры в Баварии.
Собор занимает территорию Porta Praetoria (Северные ворота старого римского форта), выбранную в 739 г. св. Бонифацием под строительство резиденции епископов. Старый собор, построенный в VIII–IX вв., дважды горел дотла и дважды вновь восстанавливался в 1156 и 1172 гг. и завершено в 1684 г.; две 105-метровых ажурных башни были закончены в 1869 г. экспонаты: в Кельне.
Cвятой Горе Афон специально для первого короля Греции Оттона I, в жилах которого текла баварская кровь. Мощей ныне в кресте-мощевике нет.
(Богемии) Оттокара II (1233-1278). В нем имеется частица Святого Креста. На поверхности золотого креста - аметисты, рубины, сапфиры и гранаты.
распят апостол Андрей. Реликварий выполнен из серебра с позолотой, украшен кристаллами и филигранью.
изготовленный в XII столетии в Швабии.
серебра. На его поверхности – позолота и эмаль.
реликвиями.
католического святого Иогана Непомуцкого. Изготовлена предположительно в 1739 году в Праге.
изображения Иисуса Христа, апостола Петра и апостола Павла.
хрусталем (2- половина 15 в.), основание его изготовлено в 19 веке.
выполненный в 1505 году регенсбургскими мастерами. В реликварии хранится часть мощей св. мученика Севастиана Медиоланского, Римского († ок. 287).
из слоновой кости (XI в.), ахатовую (или сардоликовую) плошку (XII в.), а также позолоченный «Кубок Вольфганга», изготовленный в Южной Германии в 1250–1260 гг. Выставлены и три венецианских серебряных флакона для масла (XIII в.).
В боковом алтаре Св. Креста (слева от входа) в расположенной перед главным входом в Домский собор Stiftskirche St. Johann вмонтированы два горизонтальных реликвария с мощами апостолов Петра (слева) и Павла (справа). В этой же церкви хранится и другая ценная для католиков реликвия - ампула с кровью Римского папы Иоанна Павла II, причисленного к лику святых. Каменный мост, называемом в народе «мостом между Западом и Востоком». В Средние века мост считался чудом инженерной мысли. Городские летописцы отмечают, что в течение восьми столетий Каменный мост был в Регенсбурге единственным мостом через Дунай. Специалисты называют его самым старым мостом из сохранившихся на территории Германии. Он стал образцом-моделью для многих других европейских мостов, в частности знаменитого Карлова моста в Праге.
Смотришь с моста на речную гладь Дуная, на отраженную в воде разноцветную панораму старой части города и ловишь себя на мысли, что, вероятно, придется еще раз приехать сюда, чтобы по весне или летом увидеть «голубой Дунай» и более глубже познать историю и ощутить величие Регенсбурга, хранящего многие значимые для Баварии христианские святыни.
| |
Просмотров: 70 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |