10:26 Всем - любви, радости, мира в Новом году! | |
В послании Галатам апостола Павла, главе 5
есть такие слова:
"Плод же духа: любовь, радость, мир,
долготерпение, благость, милосердие, вера".
Во главе плотских пороков Павел поставил прелюбодеяние (Гал 5:19),
во главе духовных добродетелей — любовь.
Прелюбодеяние — это любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти. Но ничто столь законно не соединяется духовно, как душа с Богом. Насколько крепче она соединяется, настолько непорочнее становится. Ведь соединяется она в любви.
Потому справедливо, что прелюбодеянию противополагается любовь — только она хранит чистоту. Вся нечистота — это рождаемые прелюбодеянием стремления, которым противополагается радость безмятежности. Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведется жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, все еще может воспылать.
Дела дурные происходят только от нас.
Поэтому ап.Павел и назвал их делами плоти, которые вместе с тем совершаются с усилием и напряжением.
Добрые же дела требуют не только нашей заботливости, но и содействия свыше.
Поэтому назвал их плодом Духа, так как от нас дается семя, то есть произволение, но чтобы стать ему плодом — это зависит от Бога. Корень же всех благ он полагает, во-первых, в любви, а потом в радости. Ибо любящий всегда радуется, даже и когда переносит зло, потому что на причиняющего зло он смотрит, как на благодетеля. Но радуется о Боге, так как все для Него делает и переносит, и вследствие этого веселится с благой совестью. А от любви и радости он пользуется и миром душевным, потому что не волнуется помыслами и со всеми посторонними.
А если, казалось бы, он и оказывает вражду к кому-нибудь,
то враждует не против самих людей, а против их пороков;
он любит их как братьев, и эту вражду он проявляет к их пользе, чтобы они исправились.
Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живем.
Долготерпение по Писанию тем, по-видимому, отличается от кротости, что долготерпеливый после долгого размышления, не поспешно, но медлительно, полагает соответственное наказание на грешника; а кроткий совсем прощает.
Как например, Моисей, простивший Мариам и Аарона, был назван кротким пред всеми живущими на земле.
Благость же нечто более общее сравнительно с милосердием. Благ Господь ко всем вообще, но милосердие благодетельствует только достойным, по выражению: «ублажи, Господи, благия» (Пс 124:4). И о вере говорит не о простой, но о той, которая двигает горами, которая несомненно верит, что невозможное у людей возможно для Бога. Но выше всего воздержание не от яств только, но и от всего дурного. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта - их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость - с завистью, воздержание - с пьянством и разгулом. Пусть же в нашей жизни будет больше добра, любви, радости и веры!
С наступащим Новым годом!
Изложение Послания к Галатам. Блж. Августин Аврелий. Феофилакт Болгарский.
| |
Просмотров: 26 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |