11:29 Самая непонятная заповедь Евангелия | |
Многие явления этого мира описываются только черезпротиворечия.
В вашей жизни были ситуации, когда вы поступали по заповеди «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39)?
Иерей Григорий Геронимус
– Однажды в квартире шумели дети и пришел недовольный сосед. Он вел себя так агрессивно, что кто-то из близких считал нужным вызвать полицию. А мне казалось важным извиниться, причем принести извинения бóльшие, чем того требовала ситуация, даже сделать подарок – ответить добром на неадекватную агрессию. Я не уверен, что в тот момент я вспомнил евангельские слова. Но я воспитан на этих текстах, за что я благодарен моим родителям, мой отец был священником.
– В Евангелии многое говорится одновременно на нескольких уровнях понимания. Например, призыв «Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя» (Мф. 5:30) не означает, что нужно заниматься членовредительством. И хотя были люди, которые оскопляли себя, чтобы не поддаваться искушению, но Церковь считает, что это неправильно.
С заповедью «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» более тонкая ситуация. Бывает случаи, когда нужно исполнить ее буквально: тебе делают что-то плохое, а ты в ответ должен делать что-то хорошее.
Но многие явления этого мира можно описать только через противоречия. Например, квантовая механика говорит, что свет – это поток частиц и волна одновременно; богословие – что Христос одновременно и Человек, и Бог, что «Троица Нераздельная – Единица по Существу».
Эта многомерность относится и к тому, как мы должны себя проявлять. Быть просты, как голуби, и мудры, как змеи (Мф. 10:16). В реальной жизни в некоторых ситуациях мы должны проявлять твердость, бескомпромиссность, смелость, дерзновение и вместе с тем – на зло отвечать добром, любить врагов, молиться о врагах.
Это несовместимо, но это то, к чему мы призваны. При этом нам нужно делать выбор, как поступать в одних ситуациях, а как в других. Как пилот принимает решение в сложных погодных условиях: сажать ему самолет на поле или тянуть до аэропорта. Между тем, у нас у всех перекос в сторону если не жестокости, то жесткости, поэтому, если будем делать выбор в сторону «не отвечать», скорее, не ошибемся.
Хотя бы сдачи не давайте.
Эта заповедь для всех, но вот мера исполнения ее, действительно, может быть разная.
В патерике есть история, как к одному старцу пришли путники и спросили: «Что делать, когда бьют по щеке, но у нас не получается исполнять заповедь Христову и подставить вторую щеку?» Старец им ответил: «Хорошо, просто помолитесь об этих людях и отнеситесь к ним доброжелательно. «Нет, и это у нас не получается», – ответили те. Старец стал предлагать другие варианты по нисходящей и в конце дошел до: «Хотя бы сдачи не давайте». Они отвечают: «Нет, этого мы тоже не можем». Тогда старец говорит послушнику: «Принеси кашки, эти люди больные, они ничего не могут».
В жизни все так или иначе сталкиваются с необходимостью исполнения этой заповеди.
Как родители учат своих детей, даже в семьях, далеких от веры: «Он тебя обзывает, а ты не обзывайся в ответ». Очевидно, если в ответ на плохое слово ударить, а на удар – еще сильнее ударить, то драка никогда не прекратится. Господь хочет, чтобы мы не провоцировали и не провоцировались враждой, чтобы вражда не нарастала как снежный ком, чтобы мы находили силы ее прекращать.
Подставить другую щеку – значит остановить передачу зла, гнева, агрессии на себе, не становясь ее проводником в мир. Без помощи Божией, это, конечно, невозможно.
Личное пространство и подставление другой щеки – это из разных регистров. Слова Христа обращены к самой глубине нашего сердца, где находятся корни наших мыслей и поступков. Психология помогает нам ситуативно адаптироваться к жизни. Я не хочу принизить ценность психологии. В повседневной жизни психологические советы могут быть очень полезны человеку, например при заниженной самооценке, которая часто встречается среди практикующих христиан из-за неверного понимания смирения. Личные границы – это важно. Но в самом последнем пределе христианство говорит о том, что мы должны добровольно – не потому, что мы не смогли защитить эти личные границы, не потому, что мы слабые – открыть эти личные границы.
Христианин в конечном пределе призван открыться для уязвленности, добровольно принести себя в жертву. Это в самом конечном пределе. Это не проявление слабости, это проявление силы.
Мучеников убивали не потому, что они не смогли убежать, а потому, что добровольно сделали этот выбор: «Я умираю за Христа и от Него не отрекусь». Снятие этих границ, о которых говорит психология, – добровольный мученический акт. При этом христианская традиция говорит, что не надо «нарываться», своевольно искать мученичества. Но готовность открыть границы, когда это кому-то понадобится, у христианина быть должна.
В каких ситуациях точно стоит пресекать насилие?
– Во всех ситуациях, где у нас есть такая возможность. Один мой ребенок набрасывается с кулаками на другого, я это пресеку. Мои прихожане поссорились, я постараюсь успокоить их и развести. Когда я знаю, что в соседней стране происходит страшное насилие, но я не могу сделать так, чтобы оно прекратилось, я буду внутренне соболезновать и молиться.
– Как не перепутать непротивление злу и состояние собственной слабости, когда просто нет духа ответить?
– Бог не желает, чтобы мы были слабыми или больными. Мы должны возрастать в разных отношениях, к которым Господь нас призывает. Когда мы готовим пищу, то если какого-то ингредиента будет слишком много, то блюдо испортишь, если слишком мало, то то же блюдо испортишь, всего должно быть в меру. Христос не призывает к робости и слабости, Он призывает на зло отвечать добром, на проклятия – благословениями.
Невозможно прописать все ситуации и сказать – вы всегда должны поступать так. Указатели на дороге показывают, куда надо ехать, но каждое конкретное движение рулем делает водитель.
Евангельские слова дают нам направление, но руль находится у нас. Мы должны молиться и прислушиваться к собственному сердцу, потому что сердце рулит.
Иногда нужно и на встречку выехать, формально нарушить правила, из двух зол приходится выбирать меньшее.
Иерей Григорий Герониму, Настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино. Татьяна ЦВЕТКОВА, Павел СМЕРТИН (фото), редактор Ирина ЛУХМАНОВА https://www.miloserdie.ru/article/samaya-neponyatnaya-zapoved-evangeliya/ | |
| Просмотров: 68 | Добавил: Администратор | |
| Всего комментариев: 0 | |




