Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Вторник, 25.11.2025, 15:59
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2024 » Октябрь » 25 » Самая непонятная заповедь Евангелия
11:29
Самая непонятная заповедь Евангелия

 

Многие явления этого мира описываются только через

противоречия.

 

 В вашей жизни были ситуации, когда вы поступали по заповеди

«Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к

нему и другую» (Мф. 5:39)?

 

                                                                                                          Иерей Григорий Геронимус

 

– Однажды в квартире шумели дети и пришел недовольный сосед. Он вел себя так

агрессивно, что кто-то из близких считал нужным вызвать полицию.

А мне казалось важным извиниться, причем принести извинения бóльшие, чем того

требовала ситуация, даже сделать подарок – ответить добром на неадекватную агрессию.

Я не уверен, что в тот момент я вспомнил евангельские слова. Но я воспитан на этих

текстах, за что я благодарен моим родителям, мой отец был священником.

 

– В Евангелии многое говорится одновременно на нескольких уровнях

понимания. Например, призыв «Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки

ее и брось от себя» (Мф. 5:30) не означает, что нужно заниматься

членовредительством. И хотя были люди, которые оскопляли себя, чтобы не

поддаваться искушению, но Церковь считает, что это неправильно.

 

С заповедью «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую»

более тонкая ситуация. Бывает случаи, когда нужно исполнить ее

буквально: тебе  делают что-то плохое, а ты в ответ должен делать

что-то хорошее.

 

Но многие явления этого мира можно описать только через противоречия.

Например, квантовая механика говорит, что свет – это поток частиц и волна

одновременно; богословие – что Христос одновременно и Человек, и Бог, что

«Троица Нераздельная – Единица по Существу».

 

Эта многомерность относится и к тому, как мы должны себя проявлять.

Быть просты, как голуби, и мудры, как змеи (Мф. 10:16). В реальной жизни в

некоторых ситуациях мы должны проявлять твердость, бескомпромиссность,

смелость, дерзновение и вместе с тем – на зло отвечать добром, любить врагов,

молиться о врагах.

 

 

Это несовместимо, но это то, к чему мы призваны. При этом нам нужно делать

выбор, как поступать в одних ситуациях, а как в других. Как пилот принимает

решение в сложных погодных условиях: сажать ему самолет на поле или тянуть

до аэропорта. Между тем, у нас у всех перекос в сторону если не жестокости, то

жесткости, поэтому, если будем делать выбор в сторону «не отвечать», скорее,

не ошибемся.

 

Хотя бы сдачи не давайте.

 

Эта заповедь для всех, но вот мера исполнения ее, действительно,

может быть разная.

 

В патерике есть история, как к одному старцу пришли путники и спросили:

«Что делать, когда бьют по щеке, но у нас не получается исполнять заповедь

Христову и подставить вторую щеку?»

Старец им ответил: «Хорошо, просто помолитесь об этих людях и отнеситесь к ним

доброжелательно. «Нет, и это у нас не получается», – ответили те.

Старец стал предлагать другие варианты по нисходящей и в конце дошел до:

«Хотя бы сдачи не давайте». Они отвечают: «Нет, этого мы тоже не можем».

Тогда старец говорит послушнику: «Принеси кашки, эти люди больные, они ничего

не могут».

 

В жизни все так или иначе сталкиваются с необходимостью исполнения

этой заповеди. 

 

Как родители учат своих детей, даже в семьях, далеких от веры: «Он тебя

обзывает, а ты не обзывайся в ответ».

Очевидно, если в ответ на плохое слово ударить, а на удар – еще сильнее

ударить, то драка никогда не прекратится. Господь хочет, чтобы мы не

провоцировали и не провоцировались враждой, чтобы вражда не нарастала как

снежный ком, чтобы мы находили силы ее прекращать.

 

 

Подставить другую щеку – значит остановить передачу зла,

гнева, агрессии на себе, не становясь ее проводником в мир.

Без помощи Божией, это, конечно, невозможно.

 

 

Личное пространство и подставление другой щеки – это из разных регистров.

Слова Христа обращены к самой глубине нашего сердца, где находятся корни

наших мыслей и поступков.

Психология помогает нам ситуативно адаптироваться к жизни.

Я не хочу принизить ценность психологии. В повседневной жизни

психологические советы могут быть очень полезны человеку, например при

заниженной самооценке, которая часто встречается среди практикующих

христиан из-за неверного понимания смирения.

Личные границы – это важно.

Но в самом последнем пределе христианство говорит о том, что мы должны

добровольно – не потому, что мы не смогли защитить эти личные границы, не

потому, что мы слабые – открыть эти личные границы.

 

 

Христианин в конечном пределе призван открыться для уязвленности,

добровольно принести себя в жертву. Это в самом конечном пределе. Это не

проявление слабости, это проявление силы.

 

Мучеников убивали не потому, что они не смогли убежать, а потому, что

добровольно сделали этот выбор: «Я умираю за Христа и от Него не отрекусь».

Снятие этих границ, о которых говорит психология, – добровольный

мученический акт.

При этом христианская традиция говорит, что не надо «нарываться», своевольно

искать мученичества. Но готовность открыть границы, когда это кому-то

понадобится, у христианина быть должна.

 

 

 В каких ситуациях точно стоит пресекать насилие?

 

– Во всех ситуациях, где у нас есть такая возможность. Один мой ребенок

набрасывается с кулаками на другого, я это пресеку. Мои прихожане

поссорились, я постараюсь успокоить их и развести.

Когда я знаю, что в соседней стране происходит страшное насилие, но я не могу

сделать так, чтобы оно прекратилось, я буду внутренне соболезновать и

молиться.

 

– Как не перепутать непротивление злу и состояние собственной слабости,

когда просто нет духа ответить?

 

– Бог не желает, чтобы мы были слабыми или больными. Мы должны возрастать

в разных отношениях, к которым Господь нас призывает. Когда мы готовим

пищу, то если какого-то ингредиента будет слишком много, то блюдо испортишь,

если слишком мало, то то же блюдо испортишь, всего должно быть в меру.

Христос не призывает к робости и слабости, Он призывает на зло отвечать

добром, на проклятия – благословениями.

 

Невозможно прописать все ситуации и сказать – вы всегда должны поступать

так. Указатели на дороге показывают, куда надо ехать, но каждое конкретное

движение рулем делает водитель.

 

Евангельские слова дают нам направление, но руль находится у

нас. Мы должны молиться и прислушиваться к собственному

сердцу, потому что сердце рулит.

 

Иногда нужно и на встречку выехать, формально нарушить правила, из двух зол

приходится выбирать меньшее.

 

 

 

 

Иерей Григорий Герониму, Настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино.

Татьяна ЦВЕТКОВАПавел СМЕРТИН (фото), редактор Ирина ЛУХМАНОВА

https://www.miloserdie.ru/article/samaya-neponyatnaya-zapoved-evangeliya/

Просмотров: 68 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Октябрь 2024  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0