11:21 РАДУЙСЯ, РАДОСТЕ НАША! | |
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
"Днесь благоверные люди светло празднуем
14 октября – один из самых любимых и почитаемых в христианской России праздников – Покров Пресвятой Богородицы.
История праздника Покрова Пресвятой Богородицы заставляет нас мысленно перенестись
на десять веков назад, в год 910 от Рождества Христова, в столицу Византии –
Константинополь.
Нелегко в те суровые времена приходилось этому оплоту христианства!
За все время существования Византийской империи город 24 раза подвергался
жесточайшей осаде, но лишь дважды за всю византийскую историю оказывался в руках
захватчиков. Кто только ни пытался поработить великий город: арабские орды халифа
Сулеймана, персидские воины царей из династии Сасанидов, войска болгарского хана
Крума, русские дружины под предводительством Аскольда и князя Игоря…
Но почти всегда Царьграду, как еще называли столицу Византии, удавалось выстоять.
И происходило это в немалой степени благодаря заступничеству Божией Матери.
Но вернемся в год 910. Вновь Константинополь во вражеской осаде.
По одним историческим источникам, к стенам города подошли мавры-сарацины,
по другим, – это были племена русов, жаждавшие
«прибить щит на врата Царьграда».
И вновь жители Константинополя собрались во Влахернском храме и
горячо молились о защите
Пресвятой Богородицы.
Жители города были в страхе и не могли
никакими человеческими силами
отразить нападение врагов.
Вражеская армия осадила город Константинополь с единственной целью -
стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной. Жителей предполагалось предать лютой казни, а некоторых рабству, надругавшись над верой их.
Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви, некогда стоявшей у императорского дворца в константинопольском предместье Влахерны, близ залива Золотой Рог.
Среди собравшихся был благочестивый и набожный человек по имени
Андрей с учеником своим Епифанием.
Он вдруг, среди своей усердной и пламенной молитвы видит, как будто купол
церкви раскрылся и на воздухе стоит Царица Небесная - Богородица, окруженная
множеством ангелов Божиих. Она распростерла Свой Пречистый Омофор над
всеми христианами и молилась Сыну Своему.
Святой Андрей слышал даже слова Ее молитвы. Пречистая Дева взывала:
"Царю Небесный, приими всякого человека, славящего и
призывающего имя Твое Пресвятое на всяком месте".
Благоговейным страхом и ужасом был объят Андрей Юродивый, созерцая это
дивное явление. Не веря своим глазам и своему слуху он указывая на это чудесное
явление спросил своего ученика Епифания: "видишь ли брате, Царицу
и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?"
Смиренный ученик и сам пораженный не менее учителя ужасом и умилением с
трепетом отвечал: "вижу, отец святой, вижу и ужасаюся".
Отчаяние внушило обратиться с великим воплем и слезами в молитве к Матери
Божией. Это была последняя и единственная надежда.
Представьте, как молились они, заглядывая в завтрашний день свой, откуда уже
веяло дыхание смерти. Все земное забыто, впереди - дверь в вечность, и
мученическая насильственная смерть - на пороге.
Глубина покаянного чувства, сокрушение о грехах, причиной которых явилось
нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама
поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее светящийся омофор становится
Покровом от грядущей на них беды.
Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, Правде и Истине, чье сердце у ног Спасителя, только они поражены видением. Это святой Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, и ученик его Епифаний: "Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят".
Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, через покаяние очистив сердца, смогли безусловно поверить им. За верой же явилось дело - враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое намерение.
Воодушевленные заступничеством Пресвятой Богородицы жители Константинополя отразили нападение язычников.
Все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют: "Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором". Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена.
Русский народ возлюбил это сказание, возлюбил и церковный праздник, который именно в нашей Русской Церкви получил наибольшее распространение. Потому что наша Русь Святая издревле считалась и называлась домом Пречистой Девы. Домом, над которым она распростерла свой всеобъемлющий и всепокрывающий омофор. Покров - это защита. Сегодняшний праздник Покрова Божией Матери говорит нам, что наша защита от бурь житейского моря – Пречистая Дева.
Но над кем же простирается этот благодатный Покров?
Над Церковью божественного Сына ее, Господа Иисуса Христа, которая есть Тело Его.
Как Господь сказал ученикам перед Вознесением на небо: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20), так и Пресвятая Дева, разлучаясь со святыми апостолами и со всеми верующими перед Успением Своим, возвестила им, что не оставит их в сиротстве, но будет посещать и назидать их.
Это чудесное явление само по себе и радостное, поскольку показывает непрестанное ходатайство Божией Матери за род человеческий пред Богом, и одновременно, весьма поучительное. Для извлечения уроков для благочестивой жизни полезно будет внимательно рассмотреть некоторые детали этого дивного события.
Само явление Божией Матери в сопровождении святых угодников Божиих с сонмом Ангелов показывает нам то, что небожители заботятся о своих младших земных братьях. Они принимают деятельное участие в нашей земной жизни, ходатайствуя за нас пред Богом. История человеческого рода разворачивается во времени под их надзором и «водительством». На что же ещё Им употреблять обретенную благодать, могущество и духовную силу, как не на помощь нам земнородным.
Ведь даже на земле порой весьма черствые и неотзывчивые люди бывают тронуты беспомощностью и несчастьем других. Сердце их, отогреваясь сочувствием, наполняется состраданием, и в душе, быть может впервые, рождается святое желание помогать и покровительствовать. Это чувство прогоняет эгоизм и холодность обыденной жизни и делает человека причастным к Небу и Вечности.
Если это, хотя и редко, но все-таки бывает в Мире, лежащем во зле, то тем паче это должно быть свойственно и Миру Горнему, пребывающему в Любви. И в празднике Покрова Пресвятой Богородицы мы видим, как Сама Владычица Небесная не остается только зрительницей нашей духовной и телесной бедности, но покровительствует нам, простирая над человеческим миром Свой молитвенный покров.
Другая деталь подчеркивает, что явление Покрова совершилось ни где-нибудь, а именно в храме во время Воскресного Богослужения.
Действительно, где же ещё пребывать Небесным Силам, как не в том месте, где особенно пребывает их Царь и Господь? Хотя по Своей Божественной природе Бог – Вездесущ, но мы утверждаем, что Дом Божий, которым является храм, - это место Его особенного присутствия.
Человек на земле всё подчиняет своей греховной воле. Подстраивая мир под себя, а лучше сказать, по свои страсти, мы разрушаем среду собственного обитания, ломаем природный порядок, в конечном итоге оскверняем мир своем грехом. В духовном смысле можно сказать, что Человек вынужден всему и всем навязывать свою волю. Совсем иначе бывает в Храме Божием. Здесь человек благоговейно отлагает свою волю, предаваясь в Волю Своего Творца.
Место, которое человек избирает для молитвы, делается местом, где он сам осуществляет просимое от Бога: «Да будет воля Твоя». И это место мистически становится Домом Божиим - дом Мой домом молитвы наречется (Мф. 21:13) – и здесь «живет» Бог, и здесь наиболее прилично пребывать и Ангелам, и святым божиим человекам, и Самой Приснодеве. Поэтому желающим покровительства Ангельского и молитвенного Покрова Божией Матери не найти лучшего места и способа обрести его, кроме пребывания в храме. Повествование о явлении Богородицы во Влахернском храме удостоверяет нас в том, что наша надежда на помощь Царицы Небесной не напрасна. Святой Андрей с Епифанием лишь однажды увидели то, что сокровенно от наших очей происходит непрестанно. Сокровенно от очей, но не от умов и сердец.
Есть и ещё один вероучительный момент в рассматриваемом ныне событии. Матерь Небесного Царя, Владычицу Небесную увидели Андрей с Епифанием не восседающей на Престоле и ниспосылающей благословения роду человеческому, а стоящей на коленях и молящейся Богу за человеческий род.
Молитва, по свидетельству многих святых, есть главнейший критерий духовной жизни. Где нет молитвы – там нет духовной жизни, там духовная смерть. Мы видим, что небожители постоянно пребывают в молитве, это относится и Божией Матери. Почему так? Потому что Один Владыка всяческих, Отец Щедрот, Податель небесных и земных благ, Источник жизни и бессмертия – Бог. Он един – Первопричина бытия, и даже небесное блаженное пребывание подчинено Его воле. Но подает он благо не помимо воли получающего, а сообразуясь с ней. Бог всегда соблюдает свободу воли Своего творения. Он по-настоящему любит каждую личность, невзирая на её качества. Подлинная любовь не мыслима без свободы, без уважения автономии и суверенитета личности. Благоговение и молитва угодны Богу потому, что дают Ему законный повод одарить достойно просящего, а не потому, что Господь, якобы, наслаждается раболепием и пресмыкательством тварей.
Потому молитва не есть выражение страха потерять расположение Владыки, а необходимое условие сохранять неразрывную связь с Источником всяческих благ. Это весьма поучительно для нас. Молитва нужна не только на земле, но и на небе её надобность не отменяется. Если мы хотим в будущей вечной жизни пребывать в Царствии Божием и наслаждаться его благами, то должны здесь на земле полюбить молитву и научиться ей.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы испросим у нашей Владычицы молитвенного предстательства и заступничества, духовных и телесных сил для провождения благочестивой и богоугодной жизни, в основании которой пусть будет подлинная любовь к Богу, рождающая в душе горячую молитву.
Влахернская Икона Божией Матери
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Источники: РАДУЙСЯ, РАДОСТЕ НАША! Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в праздник Покрова Матери Божией. Псково-Печерский монастырь,2001 г.Священник Марк Ермолаев. Проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Протоиерей Василий Попов. Покров Пресвятой Богородицы.
| |
Просмотров: 100 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |