11:14 Прощёное Воскресенье | |
В православии самый долгий в году пост — Великий пост —
предваряется днём, который именуется
Прощёным воскресеньем.
В этот день православные христиане
на Литургии имеют возможность слышать чтение Евангелия,
где говорится о прощении грехов, о посте и о собирании
небесных сокровищ.
В этот день также вспоминает Церковь страшную трагедию,
свершившуюся с человечеством на заре его истории —
изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, из Рая.
Все верующие в этот день просят друг у друга прощения —
чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на
духовной жизни, чтобы очистить сердце от грехов
на исповеди и с чистым сердцем встретить Пасху —
день Воскресения Иисуса Христа.
“Ибо если будете прощать людям согрешения их, то простит
и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям
согрешения их, то и Отец ваш не простит вам
согрешений ваших”.
Как известно, цель поста молитва и покаяние. Но едва ли возможна молитва, если мы не примирились с другими людьми. Бог не примет дар такой нашей молитвы, и в Нагорной Проповеди прямо сказано:
“Если ты принесешь дар твой пред жертвенником и там вспомнишь, что брат твой имеет на тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда принесешь дар твой пред жертвенником”.
То есть дар молитвы не принимается, если кто-то имеет что-то на нас. Не сказано, что мы имеем на кого-то, а кто-то имеет на нас. Может быть неправильно он обижается на нас, может быть он выдумал какую-то проблему между собою и нами, но мы должны стараться иметь мир со всеми. Как и сказано в Писании: “Старайтесь иметь любовь со всеми”.
С другой стороны — покаяние. Оно едва ли возможно, если мы, ища прощение у Бога, сами не прощаем других людей. Ведь мера того, как мы относимся к другим, это всегда оказывается мерой того, как Бог отнесется к нам. Мы сами об этом просим Его: “… и остави нам долги наши, яко же и мы”, — то есть, как и мы, — “прощаем должникам нашим”.
Вот и получается, что без примирения с братом не может быть поста. Цель поста — молитва и покаяние. Молитву Бог не примет, Он так и говорит: “оставь дар твой пред жертвенником, пойди прежде помирись”. Покаяния не примет, если мы не оставляем должникам нашим, едва ли Господь оставит что-либо нам. Поэтому мы должны прощать, потому, что сами нуждаемся в прощении. Мы должны прощать, чтобы устранить любые препятствия для молитвы, чтобы молитва совершалась в мире, без всякой злобы и в любви.
И дальше мы читаем:
“Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они
принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися.
Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою”.
Апостол Павел пишет: “Кто постится — для Господа постится, кто не постится — для Господа не постится, то кто не ест — не осуждай того, который ест. А кто ест, не осуждай того, кто не ест”.
Иными словами, мы должны прогнать дух осуждения на всё время поста и не гнушаться теми нашими родственниками, которые не войдут в течение поста. Но вы можете дать им дельный совет: если мужчине трудно отказаться от мяса, пусть откажется от чего-нибудь другого. Он может отказаться от курения, например в среду, пятницу и воскресение, и Бог примет такой пост.
Ребенок может отказаться от компьютерных игр, если у него болезненная
ситуация с этими играми, он может отказаться в среду, пятницу и воскресение,
и Бог примет такой пост.
Нельзя совсем не поститься. Кому-то надо отказаться от просмотра каких-то сериалов, не смотреть на время поста смотреть новости по телевизору. Сейчас новости абсолютно депрессивные, подталкивают нас к осуждению, к озлобленности, ненависть разжигается между славянскими и православными народами, поэтому надо позаботиться о том, чтобы ничего лишнего не было во время поста. Как мы убираем скоромное из холодильника накануне поста, так и из жизни своей надо исключить всё то, что перевозбуждает нас, все то, что ввергает нас в депрессивное состояние, всё то, что повышает злость в нашей жизни. И это очень важно.
Бог примет любую форму твоего поста.
Но если будешь поститься как положено, ты
получишь особую награду от Бога. Только не
превозносись над теми, кто не может так же
успешно проходить течение поста.
Время поста — это не только время молитвы и покаяния, но и
благотворительности.
Богатеющий добрыми делами, в Боге богатеющий, он всегда будет иметь это
сокровище на небесах. И когда мы покинем этот мир, за человеком последуют
его добрые дела, то есть подлинное добро, добро в библейском понимании этого
слова. Не добро в смысле имущества, а в смысле проявления любви.
Евангельское чтение призывает нас к прощению,
призывает нас к духовной радости и призывает нас к
благотворительности, ибо собирающий сокровища на
небесах, это благотворительный человек.
Мы входим во время Великого Поста. Пусть течение Великого Поста приведет нас к Светлой Пасхе, но чтобы за время поста мы сами бы воскресли бы для новой жизни во Христе и со Христом.
Как с весною всё меняется в мире природы, так во время
поста может произойти всецелое обновление души человека.
Поможет нам в этом Господь Бог!
Источники: Протоиерей Олег Стеняев. Проповедь в Прощеное воскресенье. Прощёное Воскресенье.Проповеди и беседы.
| |
Просмотров: 124 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |