11:19 Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа | |
В православном календаре этот праздник называется
«Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»
и совершается сейчас 19 августа.
Для многих любителей литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Обыкновенно свет без пламени
Эти стихи выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры озабоченном кулинарными проблемами, он именуется Вторым, или даже Яблочным Спасом.
Праздник Яблочного Спаса относится к непреходящим, то есть дата его празднования никогда не меняется.
Начнем с первого уровня изучения этого календарного феномена – с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?
Преображение (греч. метаморфосис) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф.17:1-13, Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36.
Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.
А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: "Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!"
«Он не знал и сам, что говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: "Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!" И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк.9:28-36).
Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем.
Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением. При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей... состоится всякое дело» (Втор.19:15).
На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках "Скрижали завета" – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.
Когда они сходили с горы, Господь запретил ученикам рассказывать кому-либо о виденном, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И спросили Его ученики: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» В книге пророка Малахии написано: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4, 5).
Ученики уже вполне убедились, что их Учитель и есть ожидаемый Мессия (Христос) и что Он — Сын Божий, поэтому и задают такой вопрос. Но книжники не знали, что Писание говорит о двух пришествиях Христовых, и Илия будет предтечей второго пришествия, а предтеча первого — Иоанн. Именно из-за сходства их служения — приготовить людей к пришествию Господа — архангел Гавриил, предвозвещая праведному Захарии о рождении сына, и сказал, что он «многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 16—17).
Об этом Господь и сказал им в ответ: «Правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели. Так и Сын Человеческий пострадает от них». Ученики поняли, что он говорил им об Иоанне Крестителе. Господь запретил апостолам рассказывать кому бы то ни было о видении, пока Он не воскреснет из мертвых, чтобы люди, слыша о такой Его славе, впоследствии не соблазнились, когда увидят Его распинаемым. Апостол Марк добавляет, конечно, со слов самого святого Петра, что ученики «удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых», потому что они еще этого не понимали.
Источники: Г.С. Битбунов.Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание) Ю. Рубан.Церковный календарь. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фавор // Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа, изложенная по Преданию Церкви и творениям святых отцов. – М.: «Ковчег»
| |
Просмотров: 72 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |