11:40 «Пост – это возможность измениться сейчас, а не потом или в старости» | ||||||||
Священники о Рождественском посте.
Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы: – Во время Рождественского поста нужно больше внимания уделять главному – взаимоотношениям с Богом. Во время поста мы жертвуем очень немногим, но, даже отказываясь от малого, мы учимся преодолевать себя, учимся любви, потому что Бог есть Любовь и Он действует через Жертву. Конечно, надо понимать, что дело не в отказе от скоромной пищи, а в том, чтобы сделать то, что мы в обычные дни не делаем, например то, что откладываем на потом. Пост – благоприятное время для внутреннего делания, но оно должно сопровождаться и внешними делами, делами любви и милосердия. Каждый новый пост – это возможность измениться сейчас, а не потом или в старости.
Священник Алексий Веретельников, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино (Москва): – Пост – это средство, помогающее очиститься от страстей и стать ближе к Богу. Тогда и сам праздник Рождества переживается иначе. Если во время поста нет возможности прийти в храм, мы должны просить у Бога прощение. Тем, кто редко причащается, нужно обязательно причаститься в Рождественский пост. Конечно, в затвор тоже не надо уходить, нужно уделять внимание родственникам, можно немного посидеть с ними в новогоднюю ночь, но, тем не менее, нужно гореть перед Богом, поскольку у каждого есть огонек. Часто у верующих пост становится автоматическим: просто меняется рацион питания, кто-то отказывается от просмотра телевидения – но живой веры нет. У нас не хватает ревности, а ее Господь может дать за стремление к Нему. Нам нужно просить, чтобы Господь даровал крепкую веру, нужно понуждать себя к молитве, а не к вычитке. Нужно понуждать себя к делам веры, постараться жить по духу, а не по букве, потому что Дух животворит. И нам важно быть христианами везде – начиная с кухонь, заканчивая храмами. Сразу это не получится, грехов много, мы немощные, но если будем с Божией помощью меняться, то Господь дарует, как многим святым, исцеление греховной проказы души. У каждого – свое поле борьбы: у кого-то обострена зависть, у кого-то плотские страсти, у кого-то иные. Надо читать святых отцов, понимать, как они побеждали страсти, – мы не первые, кто с этим сталкивается. Например, если человека мучает зависть, нужно съездить в больницу, посмотреть, сколько есть несчастных людей, посочувствовать им и помочь – и через милосердие побороть страсть зависти. А во-вторых, пересилить себя и говорить: «Прости, Господи, помоги мне преодолеть эту зависть», – и помолиться за людей, в чем-то нас превосходящих. Это будет по-христиански. Это уже начало духовного роста.
Протоиерей Михаил Правдолюбов, клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках (Москва): – Пост – это время, когда мы должны понять, для чего живем, какие у нас страсти и как с ними бороться. Это и есть задача и цель поста. Рождественский пост – это подготовка к Рождеству Христову, когда в мир пришел Спаситель Иисус Христос, поэтому мы должны бороться с греховными наклонностями в течение всего поста. Во время поста нам особенно видны наши недостатки, например страсть осуждения, гнева, зависти, гордости. Надо бороться с этими страстями, молиться, исповедаться и причащаться. Чем ближе мы подходим к Богу, тем больше искушений, тем сильнее на нас нападает враг, диавол. Это видно, и с этим надо бороться. Сейчас в мире очень много зла, нужно побороться хотя бы с ненавистью и гневом. Гнев – это разрушение, это конец. Чем больше зла, тем быстрее приближение Второго пришествия, мир не сможет долго существовать во зле, он погибнет. Еще хочется сказать по поводу встречи Нового года. Мои родители так встречали Новый год: они слушали речь Левитана, гимн Советского Союза, выключали радио и ложились спать – никакого веселья не было. По поводу чего веселье?! Что прошел год? Что стали ближе к смерти?! Мои родители всегда говорили, что нужно в Новый год вспомнить, что произошло в прошлый год, поблагодарить Бога за то, что еще один год жизни даровал, и попросить с молитвой благословление на следующий год. Также я не знаю, что такое «старый Новый год». «Старый Новый год» 14 января, а это Обрезание Господне. Какое веселье?! Очень важно, чтобы люди в это время чувствовали свою семью, своих детей, чтобы это время проводили не в монастырях, а в своей семье, чтобы наставляли своих детей.
Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии: – Самая существенная особенность Рождественского поста – что он Рождественский. Что он ведет нас к событию, смысл которого ускользает от неверующих и требует изрядного усилия, даже подвига сердца и рассудка, от верующих: Бог стал Человеком. Вот содействию этому подвигу и служит пост. А с противоположной стороны – тоже немалые усилия: пошлятина под видом культуры, идиотизм под видом рекламы, коммерческая лихорадка, алчность и обжорство – все что угодно, только бы скрыть от человека факт Воплощения Бога. И к нашему стыду, сорокадневные усилия православных людей по отбору и приобретению «постных» тортов, пирожных, бисквитов, конфет, шоколада, майонезов, маргаринов и т.п., становятся в тот же ряд.
Иеромонах Игнатий (Шестаков), насельник московского Сретенского монастыря, заместитель главного редактора портала Православие.Ru – Рождественский пост, как и любой другой, может стать для нас периодом воздержания в том числе и от излишней информации, которой буквально перегружены наши современники. Сейчас люди, особенно живущие в городах (а таких, судя по всему, большинство), буквально опутаны по рукам и ногам разными информационными сетями, связями, контактами, лишающими человека мира, в первую очередь, душевного. Ключевую роль в этом играют социальные сети, мобильные устройства и классические СМИ, извергающие на нас постоянные потоки пустой информации, не несущей никакой реальной пользы для нашего ума и души. Это пожирает наше время и силы, которые Господь даровал нам для того, чтобы мы шли по пути спасения. Людей охватила какая-то безумная суета. Все это выхолащивает, иссушает душу, расслабляет дух и ничего больше. Часто мы сами предаемся этой суете под благовидным предлогом, оправдываем это некой необходимостью, работой, дружбой или «делами». Наступающий Рождественский пост является прекрасным временем для того, чтобы устраниться по мере сил от суеты мира и задуматься о главном деле нашей жизни – деле спасения и соединения с Богом. По словам святителя Иоанна Златоуста, «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Существуют три точки зрения на праздник: небесная, совместная со Христом и земная. Точка зрения Христа — это результат предвечного Совета Троицы. Совместная — это точка зрения сотрудников, причастных к Рождеству, соединяемых постом, молитвой и Христовыми трудами. Праздничная трапеза, елочные приходские спектакли, разговение и походы в гости, это взгляд на Рождество с точки зрения благочестивого потребителя. Существуют три точки зрения на праздник: небесная, совместная со Христом и земная. Точка зрения Христа — это результат предвечного Совета Троицы. Совместная — это точка зрения сотрудников, причастных к Рождеству, соединяемых постом, молитвой и Христовыми трудами. Праздничная трапеза, елочные приходские спектакли, разговение и походы в гости, это взгляд на Рождество с точки зрения благочестивого потребителя.
В привычной системе координат Рождество всегда одно и тоже, разве только мы потихоньку стареем, а дети вырастают. Одни и те же дни поста, одни и те же песнопения и толкования. Один и то же сценарий детской рождественской интермедии Нарисованные усы, полосатые костюмы, незатейливые стихи перепуганных маленьких артистов и благожелательные взрослые зрители. Одни маленькие артисты сменяют других и только мы, зрители, остаемся теми же и там же. Это хорошо, что маленькие актеры напоминают нам всем о том, что Рождество мы должны встречать дарами. Тот кто умен — дарами ума, как три волхва. Им ум принес ладан, золото и смирну Тот, кто имеет большое сердце — дарами любви, как пастухи Вифлеема. Они принесли то, что имели — заработную плату натурой. Но вот, что интересно, в этой интермедии мы сами с годами остаемся во времени на месте. Вифлеем, Вифлеем и еще раз Вифлеем. Почти ни кто из нас не переходит временную грань Рождества. Мы остаемся по эту сторону баррикад или по эту строну иконостаса, даже не думая встать на место тех, кто серьезно называется именем Христа . В слове христианин корень — Христос. Так значит, мы рано или поздно нужно встать с детского стульчика и посмотреть на мир не глазами пастушков, а глазами Бога. Мы должны уметь видеть мир Его глазами. То есть, стать на Его сторону. Разумеется, что в предвечный Совет Троицы мы проникнуть не можем.
Никто точно не знает как Бог-Отец относится к Богу-Сыну и как они имеют в общении третье лицо Троицы. Это естественно, так как в коробочке нашей головы, со ста террабайтами памяти, чисто технически не может поместиться информация о Вселенной и того, что над ней. Однако есть богословие. В нем истины открыты силой ума, но чаще силой духа или даже откровением свыше. Богословская точка зрения — это только слабая тень истины Их совместного существования. Сотни интерпретаций. Но все сходятся в одном. Бог существует вне времени и пространства. И Сын непостижимым образом вечно рождается и вечно приносит Себя в жертву любви. Взгляд холодного сердца превращает Рождество в спектакль. Спектакль в храме, спектакль после службы и буфет после представления. Но священник не массовик-затейник и не пионервожатый на общественных началах. А церковь не клуб для скучающих зрителей. Надо дать себе отчет, что мы пришли в храм не для того, чтобы развлечься и полюбоваться на своих детей, а для того, чтобы как-то начать движение к Богу, потому что в миру этому не научишься. Храм — место нашего изменения. В норме человек никогда не выходит из храма таким, каким он вошел туда. В норме, мы должны выйти из поста изменившимися. Пост, как ключ зажигания в моторе, должен завести спящую душу и привести ее в состояние движения. Но придя на исповедь, мы говорим все об одном и том же. Значит мотор не завелся. Если с нами ничего не происходит ни во время поста, ни после него, то это симптом отсутствия духовной жизни. Если это так, то значит, подсознательно ни возвращение в Рай, ни Сам Бог нам не нужны. И двигаться никуда мы не хотим. Но предположим, мы на некоторое время забылись, а теперь очнулись. Абсолютное бытие Троицы имеет земную проекцию отношений между членами всего тварного мира. И мы являемся важнейшей частью этой проекции. Наше место в этом проекции Троицы, подобно месту Христа. А наше маленькое рождество должно быть подобным Рождеству большому. Господь, из горнего мира, принял на себя человеческое тело. Оно принесло Христу ощущение холода, зноя, боли, слезы и помехи связи с небом. Вместе с тем, Он показал, что при некотором усилии ни наше тело, ни весь мир не является роковым препятствием для возвращения в Рай. С нашей стороны, через это приближение Бога к человеку, нам стало возможно принять свойства небесной природы. Нам напомнили кто мы и показали как войти обратно, что и сделали сотни тысяч святых. Наше маленькое рождество — это не только прохождение собственного пути, но помощь в его прохождении, оказываемая нашим братьям. Это также постоянный диалог с Богом, который всегда рядом и всегда готов помочь. Это личное рождество есть начало того, к чему мы были призваны Богом — быть Его подобием. Это только с виду мы Сергеи Александровичи, Татьяны Ивановны, Маши, Романы. Мы только восемь десятков лет, носим на себе бренное тело, очки, шляпы и камилавки. Всю вечность последующую за земной смертью мы будем иными. Мы по чертежам Бога, скорее ангелы и существа духовные. Христос через Свое Рождество вновь напомнил нам о том, что мы природные жители неба. Он предложил нам снова добровольно принять обратно дары Бога. Мы обладатели фантастически прекрасной небесной природы. Но мы утратили ощущение реальности горнего мира. Мы очень плохо слышим голос нашего небесного брата ангела-хранителя. А он всегда рядом. Для нас не событие его переживания о нас. Мы очень редко слышим в сердце Голос Бога. И нам не особенно нужны и Его дары. Нам не интересна даже смерть. Мы привыкли жить без голоса неба. Мы привыкли жить в мире, где Бог далеко и высоко. И самое удивительное то, что нам это не кажется удивительным. Но что тогда мы празднуем в Рождество? Праздник галантерейных подарков и время каникул? В самом деле, Рождество без Христа стало очень популярными и давно не кажется странным. Или может быть это время когда мы извиняемся перед Богом за нерадивую жизнь и ожидаем, что Он как всегда простит, а мы продолжим жить как жили? Хотя бы однажды в жизни мы должны дать себе отчет, что такое Рождество для меня, кто я и где я? По привычке мы встречаем Рождество радуясь и печалясь вместе с Божией Матерью о грядущей судьбе Сына, стоя вне судьбы Иисуса, забыв, как мы давали обещание стать с Ним и на Его стороне. Мы ведь когда-то в самом деле хотели чтобы Его судьба стала и нашей судьбой.
В Рождественский пост мы, найдя свое место, по идее, должны были попробовать принять обратно дары, забытые нами в Раю, которые нам вернул Христос. В этот пост мы должны были прийти в восторг от благодати, снова оказавшейся в наших руках. Мы должны были содрогнуться от силы вернувшейся божественной любви, дарованной нам при крещении и благополучно забытой на года. Мы должны были сломать этот сундук греха, где эти Божественные дары были спрятаны. И главное, нас должно были привести в спокойствие и умиротворение «неожиданная» близость Бога. Но произошло ли это во время поста?
Не редкость принимать такую исповедь: — Грешен: нарушил пост…. — То есть вы были злы, грубы, жадничали, никого не любили и с Богом не беседовали… Пауза — Я вкусил скоромное…. — Но ведь вы, кажется, готовитесь к Рождеству как христианин? Это пастушки и волхвы не ведали Христа. Они не знали, что такое быть Христовым и принесли плоды земли. Но мы христиане носим на себе Имя Христа и должны были подражать Христу, прежде всего в духе. В чем вы уподобились Ему этим постом? Что принесете вы Богу на праздник кроме съеденной травы и рыбы? Сидя на детском стульчике в партере приходского театра мы думаем, что думать тут совершенно не о чем. Кажется, что Бог, как настоятель, будет нам разыгрывать спектакль, а мы как зрители в этом театре жизни будем только позволять развлекать себя аниматору и кивать головой. Бесконечная ролевая игра в пастушков с овечками на руках, прилична детям. Это нужно им для вхождения в мир истории большей, чем их маленькая собственная жизнь. Для взрослых христиан естественно понимание своего уникального места в этом мире, определяющегося активным сотрудничеством с Богом. Приняв на себя славу и честь имени Христа, нам также как и Ему, необходимо войти в реальный мир с реальной любовью. Для нас Рождество и пост должны были бы стать развиртуализацией нашей веры. Это время, когда мы должны были не только принять, но и конвертировать дары, полученные нами от Бога, в реальные дела. Говорят, что взрослые отличаются от детей стоимостью игрушек. Мужчинам считается приличным играться в дорогие машинки и в вышибалу. Женщинам — поздние «дочки- матери» и куклы. Но ведь жизнь не игрушка. Пора встать с детского стульчика и вспомнить о своем небесном величии и призвании. Пора посмотреть на Рождество глазами Христа. До Рождества совсем не много.Но этого хватит для того, чтобы спохватившись, прийти к Христу с первыми плодами работника, вошедшего в ум после долгого безделья. Прийти на праздник хотя бы работником одиннадцатого часа.
Источники: Священник Константин Камышанов | http://www.pravmir.ru/chto-takoe-nashe-rozhdestvo-v-glazax-boga/ Елена Тюлькина http://www.pravoslavie.ru/put/57724.htm
| ||||||||
Просмотров: 717 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |