14:24 Покаянная молитва Ефрема Сирина. | |
Дорогие братья и сестры, наступил святой Великий пост.
Иногда говорят, что пост – это время, которое нужно перетерпеть. Нужно как бы пожертвовать это время Богу. Вот оторвать от себя и потом, когда пост закончится, вернуться обратно к своим обычным занятиям. В некотором смысле это так и есть.
Действительно, как говорят святые отцы, десятина года. То есть то, что мы по любви своей, по расположению Богу отдаем. Но на самом деле в основном пост – это не время, которое мы жертвуем, это время, которое мы тратим на дорогу.
И дорога эта ведет через всякие постные ограничения к великому и светлому
событию, к Святой Пасхе Христовой, к Воскресению Господню.
Для того, чтобы дорогу пройти, нужно иметь представление о том, как она пролегает, где она поворачивает иногда резко, где наоборот, бежит совершенно спокойно и ровно. И вот картой для этой дороги является знаменитая, которую все вы знаете, я уверен, наизусть молитва преподобного Ефрема Сирина
«Господи, Владыка, живота моего».
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
даруй мне рабу твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Она состоит из трех частей. В начале говорится о том, что не нужно брать с собой в дорогу, что отяготит наш путь, а для некоторых и сделает невозможным эту дорогу пройти до конца. Во второй части говорится о том, что обязательно нужно взять с собой, потому что это понадобится во время нашего Великопостного пути. Ну, а третья часть, это, собственно, и есть карта.
«Даруй мне зреть и мое прегрешение, и не осуждайте брата моего».
Это самая лучшая карта для того, чтобы идти путем Христовым.
*** О чем мы просим?
Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены грехи,которые нам мешают каяться, и добродетели, которые в этом помогают.
Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность – корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.
Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.
Любоначалие – это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.
Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.
Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.
Смиренномудрие – первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит – гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.
Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.
Дух любви: любовь – главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.
Родился в городе Низибии. Его родители, согласно жизнеописанию, были благочестивыми людьми бедными, но благочестивыми.
Его рождение пришлось на эпоху правления императора Константина, который христианской религии придал статус государственной.
Гонения на христиан прекратились, и возможность открытого исповедания христианского вероучения оказали большое влияние на воспитание преподобного Ефрема Сирина.
Родители и окружающие мальчика люди следовали учению Христа, исполнению
заповедей. Однако сам Ефрем в юном возрасте был не сдержанным,
порывистым и легкомысленным молодым человеком.
Всё переменили два месяца заключения под стражей. Парня оговорили и
обвинили в краже овец.
Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться. Потом он прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи. Он молился о прощении и был освобожден.
Выйдя из тюрьмы, Ефрем переосмыслил свою жизнь. Глубокое раскаяние привело к перемене сознания. Он стал подвижником.Ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние. Сам Ефрем Сирин называет себя человеком «неучёным и малосмысленным», но это сказано им лишь по смирению: его учёности «удивлялся», по выражению Феодорита, даже Васиий Великий.
В сочинениях самого Ефрема Сирина видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских учёных, но и с «эллинской мудростью», с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях Ефрем Сирин нередко говорит о пользе знания и образования, которое, по его выражению, «выше богатства».
современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и
молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский,
арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский
и другие языки.
Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались
в церкви сразу после Библии.
В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные
обороты, но даже каламбуры – так легче доходило до народа разоблачение
лжеучений.
Источники:
Митрополит Омский и Таврический Дионисий. Степан АБРИКОСОВ, редактор Ирина ЛУХМАНОВА. Портал Милосердие.ru. Молитва Ефрема Сирина – главная молитва Великого Поста. Вероника Голубовская. 10 февраля день памяти преподобного Ефрема Сирина.
| |
Просмотров: 23 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |