
Грядет первая подготовительная неделя к Великому посту – неделя о мытаре и
фарисее. Многие из нас не раз слышали эту притчу, кто-то и проповеди
слушал, и толкования святых отцов читал. Однако тяжкая болезнь
«воинствующего мытарства» продолжает чинить серьезный урон всем нам,
православным братьям и сестрам.
Что же это за болезнь такая, результатом которой стало рождение целого
пласта несгибаемых мытарей и гордящихся своей греховностью
«кающихся» грешников?
В основании этой болезни положены все те же два тяжелых недуга и
агрессивных идола современного мира – «бог в душе» и «бог, который всех
простит». А корень, благодаря которому эти два идола прочно закрепляются в
человеке, есть крайнее себялюбие, которое постепенно, если с ним не бороться,
превращает человека из иконы – образа Божиего – в кумира, и в извращенном
пространстве эгоизма на верху иерархической пирамиды встает сам человек как
некий пуп Земли или даже всей Вселенной. И так как там, на вершине, места
для двоих не находится, то Бога, как Существо до времени бесполезное,
низвергают вниз: сейчас пожить надо в собственное удовольствие, а по смерти
Бог, Который всех любит, все равно спасет.
И оправдывают это положение некоторые люди как раз притчей о мытаре и
фарисее.
«Смотри, – говорят они, – Господь нам явно показывает, что ваши
богослужения, посты, бдения и аскеза Ему противны. Все это исполнял
фарисей, однако был осужден. Поэтому надо быть всем как мытари и
отвергнуть эти ваши обряды и условности… Надо жить, как живешь,
– Бог всех любит!»

Увы, подобное убеждение необыкновенно живуче. Однако притча-то вовсе не о
том, что вынес из нее подобный «толкователь». Для начала вспомним, что дела
фарисея вовсе не были Богу противны – напротив, Господь и Сам проповедовал
о необходимости исполнения подобных дел для того, чтобы человек мог
наследовать Царство Небесное. На вопрос молодого иудея, что делать, чтобы
наследовать жизнь вечную, Господь отвечает:
«Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не
лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать»
( Мк. 10: 17–19).
То есть Господь предлагает творить все то, что и фарисей исполнял. Более того,
из евангельского текста притчи вовсе не следует, что Господь осудил фарисея,
но что мытарь вышел оправданным «более»:
«Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели
тот», присовокупив и причину:
«ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя
возвысится»
(Лк. 18: 14).
Так что причина «меньшей оправданности» не в том, что творимое фарисеем
было неугодно Господу, а в устроении сердца. Ведь именно то, что сердце
фарисея не имело в себе сокрушения о грехах, что оно преисполнено
осуждением других, что оно оказалось горделиво, и лишило в общем-то весьма
праведного по делам иудея изобильной милости Божией, хотя и не оставило
вовсе без нее. А о том, что желающим быть достойными наследниками Царства
Божиего следует творить именно богоугодное, а не умножать беззаконие,
подобно мытарям и грешникам, Господь не устает нам напоминать:
«И так всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам
же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают»
(Мф. 23: 3).
В другом евангельском отрывке Господь еще более категоричен:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою
и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не
послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех
свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи
церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и
мытарь»
(Мф. 18: 15–17).
А в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского мы видим
и совсем «возмутительную» картину. В девятой песне читаем:
«Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы;
душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее,
и мытари, и прелюбодеи кающиися».
Ничего не замечаем необычного?
Первыми, опережая мытарей и прелюбодеев, в Царство Небесное входят
фарисеи… кающиеся.
Беда современного воинствующего мытаря в том, что из бездонного кладезя
Евангелия он не смог вынуть подлинное сокровище, а вытянул извращенное
понимание, сообразное своему устроению. А ведь рассматриваемая притча
должна нас подводить к простому выводу:
надо творить дела фарисея, а
сокрушение о своих грехах иметь, как у мытаря.
И если какая-то из этих двух установок нарушается, то и Великий пост
обесценивается, ведь при гордом устроении сердца аскеза будет лишь на потеху
лукавому, а при отрицании необходимости трудиться ради спасения аскеза и
вовсе не имеет смысла, чему лукавый дух также возрадуется. Не станем же
кормить тангалашку подобными сытыми пирогами со стола своего нерадения.
***
Нередко случается, что на призыв переменить себя и начать слушаться Церкви
человек отвечает:
– Мы живем, никому плохого не делая. О себе думайте лучше. Вы, наверное,
забыли, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся,
нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»
(Лк. 15: 7).
Разве не в храм устремляется человек, которого настигло хотя бы самое
начало покаяния? Разве не к Отцу своему он стремглав направляется?
Еще немного времени пройдет, и начнется вторая подготовительная
неделя к Великому посту, и мы будем читать притчу о блудном сыне.
Но и сегодня мы вспомним, что происходит с человеком, когда он
прозревает истину о себе самом: он испытывает нужду в покаянии и
жаждет возвращения в Отчий дом, из которого был изведен своим
своеволием и грехами:
«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего
избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу
моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и
уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число
наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему»
(Лк. 15: 17–20).
Вот поистине дело для подражания всем нам: «Встал и пошел»!
–
Дмитрий Филин
|