11:31 О ФАРИСЕЕ С ЛЮБОВЬЮ. | |
Как минимум раз в год, а на деле, конечно, чаще, мы вспоминаем фарисея из
рассказанной Спасителем притчи.
Главным образом для того вспоминаем, чтобы кого-то обличить в
нехристианском, а именно фарисейском, отношении к ближнему.
5 ПРИЗНАКОВ СОВРЕМЕННОГО ФАРИСЕЯ.
Фарисей в современном смысле – это человек, который относится к Богу и ближним без души и без любви и при этом превыше всего ставит самого себя, свои добродетели. Можно выделить пять основных признаков фарисея.
Первый признак – это самомнение. Оно проявляется в нерадивом исполнении своих обязанностей в семье, на работе, в обществе. Такому человеку легко обмануть жену, подставить начальника, друга, поскольку по своей гордыне считает их намного ниже себя. Он до посинения готов отстаивать свою точку зрения на возникшую ситуацию и категорически отвергает чужое мнение. Поскольку во главу угла поставлено собственное «я», то его отношения с Богом поверхностны. Лишь для виду, чтобы не навредить своей репутации, или в силу традиции человек может ходить в храм, на богослужения, но он не способен к истинному покаянию и молитве, ибо считает себя самодостаточным. Второй признак – театральность в словах и действиях, лишь бы понравиться людям и открыть дорогу к карьерным высотам. Такой человек любит производить эффект, а потому внешнему виду, одежде, прическе, манере поведения и разговора он придает особое значение. Следовательно, сразу малодушничает и доходит чуть ли не до отчаяния, если подвергается тяжелой болезни или получает неожиданную травму. Он тратит много времени и денег на поддержание физического здоровья: посещение фитнес-клуба, бассейна и т. д., однако в то же время очень скупой и торопливый, неизменно жалуется на большую занятость и отсутствие средств, если кто-то другой просит о помощи. Третий признак – пресмыкательство перед начальством из-за боязни потерять положение или должность. Человек все время показывает, как он всех любит и о всех заботится, но на самом деле думает лишь о самом себе. Чтобы удержаться у власти, не лишиться работы, такой не брезгует клеветой на ближнего; улыбаясь в глаза, в уме уже строит ему козни, выискивает слабые места. Если он имеет доступ к большим финансовым средствам, то никак не обходится без подтасовок, обмана, коррупционных схем, а при потере власти или материальных средств чрезвычайно переживает и тем самым раньше времени губит здоровье и загоняет себя в могилу. Четвертый признак — хвастовство своими достижениями и добродетелями. Сейчас это очень легко делать через личные страницы в соцсетях. Страница самохвала переполнена личными изображениями, как будто он центр земли и только вокруг него все вертится. Он любыми способами добивается того, чтобы другие его заметили и поощрили, а награды выставляет напоказ и безмерно ими гордится. Если вознаграждение его обходит и достается другому, то он резко осуждает своего соперника или забывшего о его трудах начальника, а иногда готов мстить за это как злейшему врагу. Пятый признак – дотошное формальное исполнение буквы закона, нежелание ради блага ближнего пойти хотя бы на небольшие уступки, что выдает жестокосердие и равнодушие к другим людям. В то же время в отношении собственной персоны этот человек упорно ожидает уступок и привилегий, и если таковых не получает, то легко делается самым большим врагом того, кого совсем недавно лицемерно превозносил, а может, даже клялся в верности и любви.
" А я вот думаю о фарисее из притчи и мне его почему-то очень жалко. И не только потому, что он вышел из храма «менее оправданным», чем мытарь, хотя и поэтому тоже. В сущности, что нам такого уж плохого о нем известно, чего это мы на него так ополчились, что почти две тысячи лет не даем духу его покоя, но все поминаем и поминаем его недобрым словом. Каким именно? Да этим: «фарисей». А может, есть в слове сем и что-то доброе? А может, и в нем, «менее оправданном», тоже что-то положительное удастся найти? По мне, так точно удастся.
«Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю...».
Что в этом плохого? И что плохого в том, что он не «как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи»? Разве только то, что он сам об этом говорит, сам о себе свидетельствует... Но он же сам и благодарит за это: «Боже, благодарю Тебя». То есть понимает, судя по всему, что если бы не Господь, то не смог бы он устоять в добре, не совершил бы ни одного из дел добродетели, о которых тут речь. Да, погрешает он, безусловно, в том, что допускает в сердце превозношение над «прочими», а особенно над плачущим о грехах своих мытарем, которого Бог за эти слезы и смирение уже оправдал. Но разве нет у нас причин для того, чтобы и его, фарисея, хотя бы отчасти, хотя бы чуть-чуть оправдать? Когда сам трудишься, подвизаешься, удерживаешься от греха, по крайней мере, делом, то так легко впасть в осуждение! Враг не оставит тебя в покое, но постоянно будет искушать видением грехов чужих, ярким и красочным. И не менее ярким и красочным видением твоих подвигов. И более того: «праведный» гнев будет рождаться в твоем сердце при созерцании чужих беззаконий: ведь беззаконнующий не просто позорит высокое звание человеческое, он Бога своими грехами оскорбляет! Как не сердиться на него за это, когда ты сам более всего боишься оскорбить Творца, почитаешь это за главное несчастье в жизни? Вот и фарисей, бедный, на этом неровном месте претыкается и падает. А мы и рады его, окаянного, пригвоздить к позорному столбу... Только почему рады-то? Не потому ли, почему почти всегда нам так хочется кого-то «заклеймить», «приговорить» или, по крайней мере, принизить? Ведь только согласимся с помыслом о том, что кто-либо плох, никуда не годен, и, глядишь, мы сами окажемся не так уж плохи и сгодимся на что-нибудь. Вот и фарисея так сладко и так отрадно привычно осуждать! Можно уже и забыть о его вполне реальных добродетелях, можно не давать им никакой цены (они же отравлены гордостью и превозношением!), можно увериться, что с нас этого, внешнего, делания Господь не спросит, мы-то знаем, что внутреннее куда важней! Знаем и... внутренне сами же осуждаем фарисея и превозносимся над ним. И становимся, таким образом, судя по всему, фарисеями в квадрате, не меньше. А вероятнее всего, и больше. Нам кажется, что мы все понимаем: вот «плохой фарисей», вот «хороший мытарь», грешный праведник и праведный грешник. Но когда на путях своей собственной жизни встречаем очередного «мытаря» (то бишь грешника), не замедляем с тем, чтобы и его осудить. Так и «спасаемся»: не имея дел одного и смирения другого, превозносимся, тем не менее, над обоими, в худшем каждому подражаем, а лучшего и не касаемся. Но все же это не значит, что мы совсем пропащие. Милостив Господь, и если нет для нас другого шанса прозреть, то многоразличными образами Он попускает нам познавать наше убожество и окаянство, нашу предельную нищету и слабость, так что поневоле мы порой твердим уже не молитву того и молитву другого, а свою собственную: «Боже, благодарю Тебя, что дал мне познать и сердцем ощутить, что я, а не кто-то, хуже всех. Худость же свою с сокрушением исповедую и от сознания ее милости смиренно прошу». Хотя... Почему только собственную? Может, и фарисей так же молился вскоре после описанного Господом эпизода? Не исключено.
Бог «всем хочет спастись и в разум истины прийти». Не только мытарям, но и фарисеям в том числе..."
Христос Спаситель громко обличал духовных руководителей израильского народа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» (Мф. 23:13). Подобные признаки или их начатки каждый из нас может заметить в себе. Но они не должны приводить в отчаяние.
Внимательная, неторопливая, тайная, не напоказ молитва, регулярное нелицемерное покаяние, бескорыстная помощь ближним, периодическая откровенная беседа с опытным духовником вырабатывают надежный иммунитет против фарисейства.
Источники: Игумен Нектарий (Морозов).О ФАРИСЕЕ С ЛЮБОВЬЮ.Архимандрит Маркелл (Павук),духовник Киевских духовных школ.
| |
Просмотров: 363 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |