Рекомендую для прочтения
Иосиф Бродский
Из "Литовского дивертисмента" Dominikanaj *
Сверни с проезжей части в полу-
слепой проулок и, войдя
в костел, пустой об эту пору,
сядь на скамью и , погодя,
в ушную раковину Бога,
закрытую для шума дня,
шепни всего четыре слога:
- Прости меня.
1971
* Доминиканцы (лит.) - костел в Вильнюсе.
***
В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники , а всюду.
Он освещает кровлю и посуду
и честно делит двери пополам.
В деревне - он в избытке. В чугуне
он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит. Выдает
девицу за лесничего. И, в шутку,
устраивает вечный недолет
объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.
1965, д. Норенская
Как давно я топчу, видно по каблуку.
Паутинку тоже пальцем не снять с чела.
То и приятно в громком кукареку,
что звучит как вчера.
Но и черной мысли толком не закрепить,
как на лоб упавшую косо прядь.
И уже ничего не снится, чтоб меньше быть,
реже сбываться, не засорять
Времени. Нищий квартал в окне
глаз мозолит, чтоб, в свой черед,
в лицо запомнить жильца, а не наоборот.
И по комнате точно шаман кружа,
я наматываю, как клубок,
на себя пустоту ее, чтоб душа
знала что-то, что знает Бог.
_________________________________________________
Изречения святителя Игнатия Брянчанинова
-
Господь являет милость Свою к рабам Своим не в земном благополучии, а в земных скорбях.
-
Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя бы к одному человеку: то ты – в горестном самообольщении.
-
Жизнь наша коротка. Что в ней ни приобретешь – все должно оставить при входе в вечность. Одно благо, которое пойдет с нами туда: любовь к Богу и любовь ради Бога к ближнему.
-
Исполнение заповедей Спасителя – единственный признак любви к Богу, принимаемый Спасителем.
-
Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог.
-
Молитва – причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть
-
Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов.
-
Только при посредстве покаяния можно перейти из состояния душевного в состояние духовное.
-
Любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной веры.
-
Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф.9:13).
-
Скорбь по той причине и называется искушением, что она открывает сокровенное состояние сердца.
-
Смирение не видит себя смиренным. Истинное послушание – послушание Богу, Единому Богу.
-
Желание видеть знамения служит признаком неверия, и знамения даны были неверию, чтобы обратить его к вере.
-
Занятия по дому и хозяйству очень полезны: удаляют от праздности и облегчают уму невидимую его борьбу.
Мытарства преподобной Феодоры (Ведение Григорию, ученику преподобного Василия Нового).
Преподобная Феодора Константинопольская
Преподобная Феодора была родом гречанка, имела большое богатство и жила сначала в христианском супружестве. По смерти мужа, она,по заповеди Господней, "взяла крест свой" и приняла монашеский чин,чтобы следовать за Христом (Мк.8:34)
Это было в царствования Романа при жизни преподобного Василия Нового, который проживал в доме Феодоры, в нарочито для него устроенной моленной келлии и под руководством которого она проводила благочестивую жизнь. Дожив так до старости, она преставилась месяца декабря в тридцатый день. И когда душа преподобной Феодоры, по разлучении от тела, несена была святыми Ангелами, то преподобный Василий предупредительно дал им, на помощь ее душе, как бы некий капитал для выкупа, достав из своей пазухи ковчежец.
У того Василия было ученик, по имени Григорий, который молитвенно спрашивал Василия:
— Где пребывает Феодора? И вот однажды, когда Григорий спал, к нему явился светлого вида юноша и сказал:
— Иди скорее, тебя зовет преподобный Василий, чтобы показать тебе Феодору.
Григорий тотчас восхищен был к вратам рая, потом введен был в места святые и там увидел он преподобного Василия и Феодору, и все они вместе возрадовались. И спросил Григорий: — Госпожа Феодора! — как ты претерпела страшный час смерти и как избавилась от лукавых духов?
Она же рассказала по порядку:
— Когда я душою своею разлучилась от тела, то увидела страшных ефиопов, которые показывали мне свиток с начертанием всех моих первых дел и взвизгивали как свиньи, скрежеща на меня зубами. Потом взяли меня Ангелы и понесли по мытарствам.
Первое мытарство было — лживость; второе — клевета;третье — зависть;четвертое — ложная обидчивость по самолюбию;пятое — гнев с яростью; шестое — гордость;
седьмое — брань и срамословие; восьмое — лихоимство и лесть; девятое — тщеславие; десятое — сребролюбие,одиннадцатое — пьянство;двенадцатое — злопамятование;
тринадцатое — чародейство;четырнадцатое — волхвования и употребления талисманов;пятнадцатое — чревоугодия и идолослужение;шестнадцатое — прелюбодеяние;
семнадцатое — убийство;восемнадцатое — воровство; девятнадцатое — блудодеяние; двадцатое — немилосердие.
И если в каком либо мытарстве для моего оправдания показания только моих добрых дел было недостаточно, то Ангелы прибавляли к моим добрым делам от дара добрых дел преподобного Василия. Так я и прошла беспрепятственно все мытарства и была введена в это блаженное место. Если же душа будет грешна, то предается тем ефиопам, а они, терзая, сведут ее в муки.
И тотчас Григорий проснулся и рассказал нам, что он видел и что слышал в состоянии своего сонного восхищения. Мы же, слышав то, удивлялись и благодарили великого Бога и Спаса нашего, сподобившего Феодору Своего достояния в небесных обителях.
Мытарства являются частным судом, совершаемым над каждой человеческой душой невидимо Самим Господом посредством Своих Ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей - демонов.
Читать по ссылке http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1959
*****
Монах Симеон Афонский.
Не спеши читать духовные наставления, спеши их делать.
Не спеши в уединение, спеши в послушание.Не спеши гневаться, спеши смиряться.Не спеши накапливать вещи мира сего, спеши от них отрекаться.
Умными полон ад, а добрыми – рай.Хочешь быть умным? – Изучай книги. Хочешь быть добрым? – Молись.Никогда не мечтай, ибо от мечтания до рабства греху – один шаг.
Завидующая душа не имеет утешения в молитве, ибо молитва держится на смирении и любви к ближнему. Что бы мы ни думали о жизни и как бы ее себе не представляли, а она все течет и течет, по своим духовным законам, неизменно спокойная и величавая и невыразимо прекрасная.
«Надо помогать людям!» - Слышится голос мира. Но чем ты будешь помогать миру, если ты еще не помог самому себе?
Самая лучшая помощь – это поделиться с ближними тем, что ты имеешь; но если ты не имеешь в себе Христа, чем ты поделишься с ними? Пустыми обещаниями?
Если строишь дом – жди, когда тебя вынесут; если строишь кладбище – жди, когда тебя принесут.
С честными – трудно жить, но они никогда не предадут и незаметно с ними станешь такими же, как и они.
Людям невозможно дать чужие крылья — они должны вырастить свои.
Жизнь подобна чистой родниковой воде и вкус у нее всегда один и тот же – вкус жизни; но наши страсти делают ее то сладкой, то горькой и даже – ядовитой.
***
Какое умение самое редкое? — Умение отдавать.Какое умение самое лучшее? — Умение прощать.Какое умение самое трудное? — Умение молчать.
Какое умение самое важное? — Умение спрашивать.Какое умение самое нужное? — Умение слушать.
Человек, не умеющий плавать, в панике барахтался в реке. Он поднял тучу брызг и по реке побежали волны, которые человек в страхе принял за опасное течение. Он начал бороться с речными волнами. Наконец утопающий сообразил, как нужно держаться на воде и понемногу доплыл до берега. Выбравшись из воды, пловец оглянулся и увидел, что на реке полная тишина, а он все время боролся с волнами и брызгами, которые сам же и создавал.
Все несчастья начинаются с нас самих. Но если ты наведешь порядок в мыслях, в тебе эти несчастья и закончатся.Наведи порядок в мыслях – и увидишь мир другими глазами.
Больше всего заботься о том, что происходит в твоем уме, а о том, что происходит на другой стороне земли, пусть заботятся те, кто там живет.
Ум – это твой обманщик , но он не может скрыть своих хитростей, когда на него смотрят внимательно..
«Ладно, ладно! – Говорит глупец. – Наверстаю потом!» Будь осторожен, береги свой ум – «потом» не бывает никогда.
Если твое знание о недостатках ближних «проясняется», помни, что знание о себе и о своем Спасении всегда затемняется.
Острый нож всегда носят в чехле, так и ум всегда следует держать в смирении.
Жизнь похожа на чашу весов: если в одном месте хвалят, то в другом считают последним негодяем.
Если язык не укорачивать, то с каждым днем он будет все длиннее; если мысли не отсекать, то с каждым днем они будут все злее.
Ученик однажды спросил Старца: «Как мне научиться разбираться в людях — кому мне доверять и кого опасаться?» — «Скажу тебе вначале, кого нужно опасаться. — Сказал Старец. — Опасайся самого смиренного с виду! Когда увидишь, что кто-то кладет перед тобой поклоны, обнимает тебя и выказывает тебе свое необыкновенное расположение — того ты опасайся больше всего!» — «Как же так, Старче? — Удивился ученик. — Объясни мне!» — «Потому что он первый и предаст тебя!» — Ответил Старец со вздохом.
— «А кому же мне доверять?» — Спросил ученик. — «Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она не была, эти люди первыми придут к тебе на помощь!»
Сказал старый монах: «Истинное смирение всегда незаметно, поэтому его трудно найти; но когда найдешь его — оно тебя никогда не предаст».
Монах Симеон Афонский. Из книги: О самом простом. http://www.isihazm.ru/?id=1
*** *** ***
Святитель Николай Сербский (23 декабря 1880 — 18 марта 1956)
Владыка Николай (Велимирович),епископ Охридский и Жичский, богослов, философ.
Святитель Николай Сербский.
Мысли о добре и зле.
„О трех предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих,
и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета.“
Душа и плоть
Время – птица, украшающая тебя пестрыми перьями, но когда-то она улетит и унесет их. И если твоя душа слишком привяжется к перьям, как же безобразна будет её нагота!
Безбожник сам себе палач ….не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.
Сила
Какая польза бегуну от быстроты ног и силы легких, если все в испуге разбегаются от него?
Все природные стихии, погруженные в ночной мрак, наполняют душу путника страхом, когда же восходит солнце, страх исчезает.
Град сильнее дождя, но у него нет на земле друга.
Доброта далеко видит
Доброта прозорлива и видит глубокие причины. Злоба смотрит лишь перед собой и не знает истинных причин. Злоба и птица знают, что для того, чтобы пошел дождь, нужна туча. Доброта видит, что все в руке Божией. Злоба и осел видят, что для роста кукурузы нужен навоз. Доброта знает, что на все – воля Божия.
Слабость
Преступление всегда слабость. Преступник – трус, а не герой. Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.
Исчезновение
Великим станешь тогда, когда мысленно превратишь себя в ничто, когда духом своим поднимешься к Духу бескрайнему и бесконечному и посмотришь на себя с той высоты так же объективно, как смотришь на все, что окружает тебя; когда с той высоты посмотришь на себя как на мертвеца, как на прах; когда сроднишься с бессмертием и Жизнью Вечной. Тогда тебе откроются бессилие и тщета смерти; увидишь саму смерть в прошлом: в прошлом, без настоящего и будущего. Тогда смерть, непрестанно грозящая разлучить тебя с твоим телом, будет для тебя не страшнее ветра, уносящего твою шляпу. Ибо тогда ты узнаешь, что душа твоя может жить без тела, как голова – без шляпы.
Кубок наслаждений Если бы тебе предложили золотой кубок с лучшим в мире вином, сказав: «Пей, но знай: на дне скорпион», ты бы стал пить?
На дне всякого кубка земных наслаждений таится скорпион. Да и кубки эти так неглубоки, что скорпион всегда близ наших губ.
http://azbyka.ru/otechnik/?Nikolaj_Serbskij/mysli-o-dobre-i-zle=1