09:24 Неделя мясопустная, о Страшном Суде | |
СТРАШНЫЙ СУД
Неделя Мясопустная (о Страшном Суде) — предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса.
В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Это напоминание о том, что нас будут судить.
Что значит Страшный суд?
завершение человеческой истории в таком виде, в каком мы с вами ее сейчас имеем и имели раньше. И нередко, да и очень часто люди пытались как бы заглянуть сквозь время и представить себе, а когда же настанет этот Страшный суд? Многие пытались выдать желаемое за действительное, назначали сроки, времени, говорили, что они знают (когда это будет), но проходило это время, и эти предсказания не сбывались. Потому что не надо заниматься этим непродуктивным умозрением. Ибо Господь прямо сказал в завершении притчи о десяти девах, кстати, в этой же 25 главе Евангелия от Матфея, где и притча о Страшном суде, о том, что люди должны быть бдительны, и Он говорит: потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий.
Единственное, что мы можем с вами сказать, что завершение этой истории, Второе Пришествие Господне придет не во время духовного расцвета человечества, а очевидно во время его духовного упадка.
Нам дано Священное Писание для того, чтобы однажды, утомившись от составления бесконечных списков наших претензий к Богу, мы обратились бы к Нему с итоговым вопросом всей нашей жизни: “Господи, скажи: что Тебе от меня надо?”
Если внимательно читать Слово Божие, читать не один-два раза для общего, так сказать, развития, а читать постоянно, читать вдумчиво, то рано или поздно встанет этот вопрос: что мне делать, к чему стремиться, каким мне стать, чтобы наследовать Жизнь Вечную, чтобы угодить Тебе, Господи, чтобы оправдаться на том самом последнем Суде, о котором сегодня говорит нам Церковь?
Это ведь только кажется, что всё легко и понятно: корми голодных, одевай нагих, посещай больных – вот и будет тебе вечная награда. Ах, если бы всё было так просто! Дело ведь в том, что только в плохих книжках, написанных неумелыми писателями, да в “мыльных операх” мексиканского разлива встречаются откровенные злодеи, которые никогда голодному не помогут, замерзающего не согреют и плачущего не утешат. В настоящей жизни так не бывает.
В настоящей жизни даже самый отпетый и гнусный преступник всё-таки кого-нибудь да любит, всё-таки кого-нибудь да жалеет. Пусть раз в жизни, но прольёт слезу сочувствия и жалости, хотя бы о давно умершей бабушке, которая его, тогда ещё невинного мальчика, любила и баловала...
Это с одной стороны. А с другой стороны, ни у одного человека, как бы праведен, жалостен и мягкосердечен он ни был, не хватит ни сил, ни любви, ни денег для всех плачущих, всех неимущих, для всех голодных...
Или, может быть, достаточно одного голодного накормить, одного нищего одеть, одного больного посетить? Тоже что-то не верится. За все грехи свои, за все предательства одним – не оправдаешься. Мать и отец, как заведено меж людьми, любят своё дитя. Исключения из этого правила, столь частые сегодня, только подтверждают само правило: мать и отец – любят! И муж и жена любят друг друга! Может быть, всё реже встречаются по-настоящему любовно-жертвенные отношения между супругами, но – любят! А значит – готовы и накормить, и одеть, и утешить... Чего же ещё требовать от людей? Разве уже вот этим они не выполняют задачи, которую перед нами поставил Бог? Разве тем самым не обеспечивают своё право на Страшном Суде Господнем наследовать Царство, уготованное от создания мира?
Одна беда: мало, чрезвычайно мало таких нежных и любовных отношений между родителями и детьми, мужьями и жёнами, которые основывались бы на истинной бескорыстной любви.
То, что человек называет любовью, часто оказывается любовью к самому себе.
И тогда – всё иначе, всё совсем по-другому: дети любимы и обожаемы до тех пор, пока они паиньки, покуда они – почтительны и послушны; но вот вырастает ребёнок и становится не таким, как ожидалось, – и от родительской жалости не остаётся и следа. Жених и невеста, когда их взаимная любовь достигает своего максимума, когда их глаза обретают удивительное, доселе неведомое им свойство – не видеть недостатков того, на кого они смотрят, – вполне искренне готовы всю свою жизнь посвятить друг другу. Но вот проходит время, и теперь и муж, и жена озабочены уже совсем другим: как изменить своего супруга, как подчинить его себе, как подогнать, приспособить его к своему характеру.
И – прощай, любовь; прощай, жалость; прощай, сочувствие! А всё потому, что заняты мы самими собой, а не теми, кого любим. А раз так, то к нам в полной мере относятся слова праотца Авраама из притчи о богаче и Лазаре: “Чадо, ты получил уже доброе твоё в жизни твоей!”
Посмотрите, какая удивительная картина открывается нам в сегодняшней притче о Страшном Суде! Праведники не знают, что они – праведники. Им и в голову не приходит относиться к тем делам, которые они совершают повседневно, как к добрым делам! Им вовсе не кажется, что кормить голодных, одевать нагих и посещать больных есть нечто такое, за что человек должен так высоко, так щедро вознаграждаться. “Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?”
Но часто и грешники не знают о том, что они грешники. Многим кажется, что они всё как надо в своей жизни делали: и нищим подавали, и в церковь ходили, и свечи к иконам исправно ставили, и – подумать только! – в жизни никого пальцем не тронули. Всё так. Всё правильно. Но хитрость в том, что каждое доброе дело мы себе в заслугу ставим, каждое своё сочувственное слово усчитываем, каждое доброе движение нашей души вызывает у нас “законную” гордость.
Мы, большинство из нас, забыли, что любовь – это жертва. И если служишь кому – служи до конца, даже если вместо благодарности получишь плевок в лицо, даже если любимый ученик предаст, даже если муж окажется не на высоте своего призвания, даже если подросший сын вдруг объявит: “Отче! дай мне следующую мне часть имения.”
Чтобы вырасти в полную меру своего христианского призвания, мы должны полностью забыть себя и жить так, как Господь нам велел, и любить так, как Он нам заповедал: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга” (Ин.13.35), то есть любить до конца, до последнего предательства, до крестной смерти.
Если мы сможем хотя бы попытаться так жить, тогда есть надежда, что и для нас прозвучат эти радостные, ликующие слова:
“Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира”.
Источники: Священник Сергий Ганьковский. Проповедь "СТРАШНЫЙ СУД" Храм Воскресения Христова г. Вичуга. НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ.
| |
Просмотров: 104 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |