11:41 Неделя 5 Великого поста, преподобной Марии Египетской | |
Мария Египетская
Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Дорогие братья и сёстры, настоящее время Великого поста
непрестанно учит нас покаянию. В начале поста мы с вами
вспоминали грехопадение наших праотцев, изгнание их из рая,
потом нам был дан пример покаяния притчей «о блудном
сыне», а в сегодняшний воскресный день святая Церковь
празднует память преподобной Марии.
Мария Египетская – это реальный человек: сначала грешный, а потом святой, который научает нас своим жизненным примером как надо приносить покаяние.
Житие преподобной Марии Египетской каждый Великий пост читается во время богослужения в храме, и оно всем вам хорошо известно.
Мудрость человеческая, сформулированная в восточной пословице, предписывает каждому человеку для исполнения жизненного призвания совершить три важные вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына.
Мудрость человеческая в форме афоризма указывает человеку на то, что жизнь его должна быть отдана другим людям, потому что и дерево, и дом, и даже сын суть только символы разных видов служения. Это, конечно, призыв к самопожертвованию, к отказу от эгоизма. Герои, которых мы чтим, великие люди, от полководцев и царей до звёзд эстрады, – всё это примеры самоотверженного служения человечеству.
Однако сегодня, как бы в укор всем нашим мудрствованиям, всем нашим представлениям о величии человека, Святая Церковь предлагает образ преподобной Марии, житие которой нимало не похоже на жизнь героев бесчисленных человеческих войн и на блистательное бытие кинозвёзд.
За всю свою длинную семидесятисемилетнюю жизнь преподобная Мария Египетская ничего не сделала для других. И, уж конечно, она не взрастила ни одного дерева, не построила ни одного дома, не родила и не воспитала ни одного ребёнка. Она всегда жила только для себя, она занималась только собой, думала только о себе.
Так было, когда двенадцатилетним подростком она оставила родительский дом, чтобы предаться бесстыдному блуду. На долгие семнадцать лет эта юная девица погрузилась в безудержное и ненасытное любодеяние, полагая только в нём одном смысл жизни человеческой.
Думала ли она тогда о других – о своих несчастных родителях, брошенных ею, или о тех, кого её безумная похоть увлекает в вечную погибель? Едва ли. Но Бог милосердный, Который “не хочет смерти грешника” (Иез.33.11), совершил чудо, потому что, “когда умножился грех, стала преизобиловать благодать” (Рим.5.20). И подобно тому, как в Кане Галилейской простая вода не естественным путём физико-химических превращений, а в результате чуда мгновенно стала вином, – сожжённая грехом блудница в мгновение времени сделалась святой.
Преизобиловавшей благодатью Святого Духа похоть стала любовью не в результате многолетнего подвига брачного союза, как это бывает в порядке обычной человеческой жизни, а вдруг, сразу. И что же святая? Направила ли она данный ей дар Святого Духа на служение людям, на проповедь покаяния? Нет. Она ушла в страшную безжизненную пустыню, где в продолжение сорока семи лет, без пищи, крова и одежды плакала о своих грехах. Она думала о самой себе. Она спасала свою душу.
Царство Божие – не от мира сего, и Церковь Христова – не от мира. Поэтому люди Церкви, преподобные и богоносные отцы и матери наши, всей жизнью своей, всем подвигом своим научают нас единственному пути к спасению – углублению в собственную душу.
Поэтому и способ спастись у святых один, указанный Христом: “Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” (Мф.7.5). Поэтому итогом всей жизни преподобного Сергия, игумена и чудотворца Радонежского, стали слова: “Братие, себе внимайте!”
Поэтому и другой светоч нашей Церкви, преподобный Серафим Саровский,
смысл и цель жизни христианина объяснил простыми словами:
“Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи”.
Преподобная Мария Египетская всю свою жизнь занималась только собой. Святая подвижница внимала только себе, но и к ней вполне возможно отнести слова апостола Петра, которые он сказал о Христе Спасителе: “ранами Его вы исцелились” (1 Пет.2.24). Она молилась только о себе, но помогает спастись и нам. Она думала только о себе, но память о ней поддерживает и нас, слабых и грешных, в нашей борьбе с грехом.
Она никого никогда не призывала к воздержанию и
целомудрию, но пример её отчаянной борьбы с блудными
помыслами даёт и нам, малодушным и маловерным,
надежду на победу.
О чем говорит трагедия святой Марии?
Ее опыт, ее трагедия учит главной вещи: беду проще не допустить, чем расхлебывать последствия. Расхлебывать придется больше, чем грешишь.
Земную жизнь, со Христом, стоит прожить счастливо, деятельно, плодотворно, благодатно. И Христос хочет, чтобы так жил человек. А не в пороке и борьбе с ним. Кайся, чтобы не грешить, а не греши, чтобы каяться.
В этом более всего и помогает святая Мария Египетская: увидеть и отвратитьсяот худого.Зная трагедию ее жизни – не хочешь ни себе, ни ближним, ни всем людям такой. Лучше жить со Христом в счастье и делах интересных и важных, чем ограничиться в потакании и борьбе с пороком. *** Великая милость и дар Божий, когда человек грешный, далекий от Христа приходит в Церковь и приносит покаяние; обращению его радуется Бог, всё небо и земля.
Но мало кто из людей по-настоящему знает, какой у нас Господь.
На личном опыте веры, прочитав много духовной литературы, мы формируем свой определенный образ Бога. Чаще всего Господь для нас- это Творец, Вседержитель и строгий Судия. Мы верим в Его бытие, но не имеем живой искренней веры и связи с Ним.
Но Господь, не только справедливый Судия, Он еще и Любовь есть.
Он очень милостив к кающемуся грешнику. Об этом говорит
сегодняшнее евангелие «о блуднице», омывшей миром и
слезами ноги Христа: за ее большую любовь и веру Господь
простил ее многие грехи и сделал чистой.
Аминь.
Источники: Проповедь иеромонаха Севастиана о прп. Марии Египетской и покаянии. Валаамский монастырь. Священник Сергий Ганьковский. Проповедь "МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ."
| |
Просмотров: 25 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |