
Размышления мирянина
Приближается самая благодатная пора года – Великий пост. Время, в которое
мы, если немного постараемся, станем способны внимательнее себя разглядеть
в подобии некоторой тишины и это заново в себе увиденное хотя бы и не в
должной мере изменить и привести в более приглядный вид.
Предваряя многочисленные грядущие рассказы о постных яствах, о непоедании
людей и временах особых, делающих излишним наше возможное поприще,
постараюсь с помощью Божией донести до вас, братья и сестры, некоторые свои
рассуждения и малый опыт.
Необходимое средство
«В пост можно есть что угодно, главное – не есть людей!»;
«Пост не цель, не стоит фарисействовать!»
Такие слова мы слышим по меньшей мере четыре раза в год – и от тех, кто
никогда и в храм не наведывался, и от воцерковленных знакомых, и даже,
случается, от священства. Что на это ответить, и как к таким словам относиться?
Ну, во-первых, следует согласиться с тем, что пост – это, и правда, не цель, а
средство для достижения цели. Эту вторую часть утверждения отчего-то
многие забывают присовокупить. Пост сам по себе нас к Богу не приближает,
а иногда может и отдалять. Потому очень важно понимать ту цель, ради которой
ты начал поститься. Но, определившись с целью, надо наметить и дорогу к ней.
А начало этой дорожке как раз и будет… пост. Не вступишь в поприще – считай,
и не начал движение к цели.
Средство-то он средство, но и даже как в таковом в посте есть и духовное
содержание.
В первую очередь это послушание Церкви.
Без послушания вообще практически никакое старание не случается добрым, а
уж как без оного в таком деле? Осознавая себя членами Христовой Церкви, мы
как бы говорим:
– Не знаю, нужно это мне или так бы обошелся, но раз Господь основал Церковь
и если Церковь мне говорит о необходимости поста, то хотя бы и сам я не
полагал пост за необходимость, но окажу послушание.
Во вторую очередь, оказывая послушание Церкви, мы растождествляем себя с
Адамом, ослушавшимся Бога и пренебрегшим Его заповедью:
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь
есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты
вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16–17).
Не вовсе с Адамом (да не будет!), а с тем Адамом, когда он оказал
непослушание.
В богослужении всенощной в стихирах на стиховне слышим: «Изгнан бысть
Адам из рая снедию». И хотя бы и не в пище содержалась причина изгнания, но
через нее оно произошло, потому и запрещаем себе в пост некоторую пищу –
как символ того, что снедь не довлеет над нами.
Так что, братья и сестры, пост, конечно, средство, однако не без духовного
смысла это средство. И это важно.
Две опасные крайности
Лукавый не может спокойно смотреть на то, как рушится его дело, и человека,
вступившего таки на подвиг, старается вывести из равновесия, чтобы подвиг
обесценить, а если получится, то и во вред обратить. И смотря по тому, каково
наше внутреннее состояние, он пытается нас склонить в одну или иную
пагубную крайность.
Первая из них – это магическое отношение к посту. Пост становится
некоторым «кодом», который, если его по какой-то случайности или недогляду
нарушить, все дело сотворит пропавшим и обратит в прах. Человек, который на
подобную уловку поддался, будет в панике, если узнает, что случайно съел
сухарик или печенье, в котором, согласно надписи на упаковке, могли
присутствовать «следы молочных продуктов или яичного порошка». А отведать
что-то не постное ради того, чтобы не обидеть невоцерковленного пожилого
родственника, становится для него просто невозможным. И даже исповедовав
этот свой тягчайший грех и получив разрешение от священника, он все равно
будет сокрушаться, что в этот раз пост прошел без пользы, так как с ним
произошла подобная оказия.
Разумеется, это называется просто: магия обыкновенная. Бороться с ней
надо в себе с гневом и гнать как можно дальше.
Вторую крайность нам приготовляют всевозможные православные и
околоправославные ресурсы, которые щедро публикуют изысканные
рецепты постных блюд, от которых и в обычные дни слюни текут.
И начинает подобный «постник» запасаться постными майонезом, сыром,
мясом и прочими формально постными продуктами, чтобы потешить беса
гортанного и чревного.
Кстати, первый и второй случай могут сочетаться в одном человеке!
Смысла, разумеется, в подобном посте нет. Помните же, что пост – это средство,
начало дороги, которое ведет к цели. А куда ведет дорога, начинающаяся с
услаждения себя вкусом и красивыми для глаз блюдами? Явно, что не в нужном
направлении…
Иногда, помню, едешь постом с работы домой и, минуя какой-нибудь магазин,
вдруг ловишь себя на мысли: «Надо обязательно остановиться! Так хочется
квашеной капустки с лучком! А дома-то нет, закончилась…» В подобных
случаях надо четко понимать, что сегодня для тебя квашеная капуста, да еще с
луком – блюдо уже не постное. Для всех, кто не испытывает сильного желания к
нему, оно постное, а для тебя – нет.
Это очень важно осознавать: то, что я очень хочу в пост, хотя бы и постное, –
сегодня для тебя скоромное. Ведь в пост нам надо, коли мы о пище говорим,
насытиться, а не гурманствовать.
Присовокупить к правилу
Покуда мы говорили о снеди, но надо бы немного и о молитве сказать.
Мы нередко читаем и слышим в проповедях о том, что время Великого поста –
это время усиленной молитвы. А что такое усиленная молитва?
Тут не обойтись без рассуждения.
Мы все люди разные, силы у нас разные, устроение тоже не одинаковое. И опыт
разнится. Что для одного смерть, для другого – как семечки погрызть. Потому
нет большего худа, чем друг другу без рассуждения советовать свои
собственные подвиги повторять. Хорошо, если это просто окажется
бесполезным и не причинит обоим большого вреда.
Если человек вовсе никогда или почти никогда не утруждал себя чтением
утреннего и вечернего правил, то стоит ли ему сразу рекомендовать в качестве
молитвенного правила на пост читать в день треть Псалтыри? Полагаю, что нет.
Для такого человека, мне думается, разумным и полезным было бы понудить
себя ежедневно утром и вечером читать хотя бы краткое правило
преподобного Серафима Саровского. И каждый человек – это почти
уникальный случай, потому не о самом правиле (которое для каждого разное
полезно) хотелось бы сказать, а о том, что значит усиленная молитва.

Первые дни в храмах читают Великий покаянный канон преподобного
Андрея Критского. Лучшего начала посту и придумать невозможно – как же
все в Церкви премудро устроено! И эти четыре драгоценные службы
постараться посетить надо всем. Они и тон задают всему посту. Вот ведь как
получается: редко когда мы в году в будние дни посещаем богослужение.
Ну, если только праздник какой выпадает да еще Великой седмицей.
А тут мы идем почти все. Вот и первое мы вынесли из этого: постом надо
выкроить дополнительно к обычному время для молитвы.
Теперь важно, как и чем это дополнительное время заполнить, на какой труд
себя подвигнуть. Это может быть многое что: и поклоны, и дополнительные
молитвы к правилу или дополнительные главы Евангелия, лишняя кафизма,
канон. Но это должно быть что-то не то, что для нас является повседневным
правилом, а нечто сверх правила. Важно что-то присовокупить – вот это и будет
усиленная молитва, подвиг на время поста.
Конечно же, стоит взять на это благословение у духовника. Но если такового
нет, то можно ведь и у любого священника спросить, верно? Но и прежде, чем
спрашивать, или (если особые какие обстоятельства) если спросить не у кого,
надо помнить, что те гантельки, что мы собираемся потягать, должны нас
укреплять, а не травмировать. Да, читая в патериках, в житиях о подвигах
святых, мы восхищаемся их аскезе и молитвенному деланию, но сомневаюсь,
чтобы кто, приходя в спортивный зал, мчался к помосту тягать 200-
килограммовую штангу. Вес надо выбирать по силам, чтобы и усталость была,
но и дабы не случилось растяжений и разрывов. И оптимально – с тренером.
Мы говорили о молитве в основном, но это не обязательно только молитва.
И милостыня в большем объеме (если не все сэкономленные на питании
средства откладывать на летний отдых, а только часть), и какая-то деятельная
помощь родственникам, соседям, нуждающимся…
Главное – чтобы это было что-то сверх обычного.
Пост – это война

Надо понять, что поприще поста – это как военные действия, где с одной
стороны – мы, стремящиеся духу подчинить плоть, а с другой – гнездящиеся в
нас страсти. А на войне в зависимости от обстоятельств иногда требуется
решительный штурм, иной раз – осада, а бывает, что для достижения общей
победы где-то разумнее и отступить на время. И для благополучного ведения
сражений нам потребуется вооружиться рассуждением.
Святитель Иоанн Златоуст предлагал на время поста вооружиться против
какой-нибудь одной своей страсти, какого-то одного греха особо тщательно.

У каждого из нас есть на что вооружиться. И есть одна страсть, которая
одолевает сегодня практически каждого, – страсть осуждения.
Отчего бы нам не постараться ополчиться против этой страсти? Не клевать друг
друга. Хотя бы не клевать сильно… Напротив, увидев что-то (реальное или
мнимое), что нам представилось чем-то не тем, чем надо, не вонзать свои когти
в жертву и не требовать тотчас же к ней самого страшного суда и анафемы, а
постараться найти слова оправдания и несколько причин для смягчения
приговора, как бы оказывая некоторую милость, памятуя, что и сами судимы
будем равно нашему собственному суду.
Сейчас несложно осуждать – всегда найдутся подсказчики, подглядыватели,
науськиватели, провокаторы… Да и вполне ныне безопасное это дело:
намеченная жертва не в той же комнате и не даст сдачи за наше свинство.
Не вызовет на поединок. Да часто и не будет оправдываться, потому что, в
отличие от нас, обладает смирением.
Постараться полюбить врага своего
Кстати, пару слов о врагах. Мы все знаем, что Господь призывал нас любить
врагов. Но что сие означает, мы часто не задумываемся. Не понимаем: как это
так – любить врага? Что же, я должен лобызаться с ним, когда я и видеть его не
могу, и слышать не желаю?
Но любить врага вовсе не означает, что ты должен быть к нему привязан, как к
другу. Тут о разной любви говорится. Вот охраняешь ты пленного врага своего, а
подвода с провизией медлит и не приезжает. А кушать хочется. И ему тоже.
Ну и отрежь ему от своей буханки. Сколько? Да сколько по силам. Святой,
наверное, все отдал бы. А ты – по силам, кусок. Вот и будет любовь ко врагу.
Да и с домашними нашими то же самое выходит: любить – это не только цветы с
объятиями дарить. Это понуждение на что-то высшее, понукание себя к жертве.
Хотя бы и так: любишь жену? – помой посуду!
Но мы отвлеклись…
Гораздо сложнее ныне оправдывать. Потому что это не быть в тренде, как ныне
водится говорить. Тут недолго и тех, кто ранее тебя поддерживал и разделял
твои взгляды, настроить против себя. Но если подобное и произойдет, уже
польза. Не быть с осуждающими других и не участвовать в вынесении скорого и
жестокого приговора – значит, не быть соучастником совета беззаконного.
По нашим временам уже почти подвиг. И, быть может, Господь призрит на
наши попытки и вознаградит нас в славный и светлый праздник
Воскресения.
Священник Дмитрий Филин
|