10:41 «На Бога надейся и сам не плошай?» | |
Как почувствовать это состояние, когда ты прилагаешь все возможные усилия со своей стороны и при этом не надеешься на себя, но полностью уповаешь на Бога?
Если все валится из рук, страсти одолевают, молиться не получается — означает ли это,что человек излишне понадеялся на себя, не испросив у Бога помощи на совершаемые дела? Как найти тот царский, средний путь в духовных и житейских делах, когда вроде бы нужно всё своё упование возлагать на Господа, а с другой, как говорится в народе: «На Бога надейся, а сам не плошай».
Начнём с того, что народная поговорка «на Бога надейся, а сам не плошай» никакого отношения к Евангелию не имеет. Господь очень ясно говорит: «…без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Но как же так? Множество людей, верующих и неверующих, казалось бы, своими силами строят дома, сажают деревья, воспитывают детей и получают от этого удовлетворение. Подчас, откровенные безбожники и богоборцы достигают выдающихся успехов в земной жизни. И если не Бог им при этом помогает, то кто?
Бог вочеловечился, взошёл на Крест, воскрес и вознёсся не для того, чтобы стать надёжным помощником в наших земных делах. Всё Его земное служение и искупительный подвиг были предприняты ради того, чтобы даровать каждому человеку возможность спастись – то есть стать в максимально возможной степени подобным Богу (обожиться) и пребывать с Ним в вечном общении в Его любви. Именно в этом деле обожения никакие наши усилия сами по себе не могут доставить нам никакого результата. Сколько бы аскетических подвигов мы не совершили, качественные изменения нашего отношения к Богу и ближним всегда будут только подарком от Бога, но не следствием наших трудов.
Что является самой главной, первоочередной целью Ваших усилий – спасение или земное благополучие?
Либо Вы ищите Царство Божие для себя и своих близких прежде всего, либо на первом месте у Вас земные блага. Так, Вы либо больше всего хотите, чтобы Ваш страждущий родственник любой ценой сейчас сохранил свою жизнь, а всё остальное потом, включая его отношения с Христом. Либо Вам важнее всего духовное спасение ближнего, а в том, как ему жить и как умирать Вы больше полагаетесь на Бога, а не на свои желания и ожидания.
Бог всегда приходит на помощь тому, у кого Царство Небесное на первом месте. Именно ради этого Он через Крест и Воскресение восстановил возможность непосредственного общения человека с Собой.
Его помощь совсем не обязательно будет означать дарование человеку земного благополучия, но даров Святого Духа – мира, радости, долготерпения… Даже на смертном одре. Но и в первом случае, когда человек относится к Богу только как к помощнику в своих земных делах, Бог может ему помочь. Это произойдёт в том случае, когда в сердце человека зреет им самим не различаемый росток желания богообщения. Человек не видит, как он поднимается, проблема спасения ещё не стала для него первоочередной, но через попущенную Богом скорбь и явно ощутимую Божью помощь человек увидит этот росток и поймёт, что, оказывается, без Бога все его земные чаяния были лишены смысла.
Как писал апостол Павел, но не возлагать ни капли надежды на их результативность, как это мы привыкли делать в обычных мирских делах.
«… Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24).
Без самоотвержения невозможно начать путь к спасению.
Самоотвержение предполагает детское доверие Господу и полное упование на Него, а не на свои силы, опыт, знания, способность суждения.
Усилия в духовном делании нужны не для достижения результата, а для оценки искренности своего желания богообщения, проверки верности своего целеполагания. Для этого же Бог попускает подвижнику различные испытания. Напротив, тому, у кого в приоритете земные блага, у кого в сердце нет даже искорки любви ко Христу, такие испытания не нужны.
Бог не будет ему навязывать общение с собой. Такой человек может успешно совершать множество социально одобряемых поступков, которые ни его, ни его близких никак не приблизят к спасению. Да, человек, достигающий своими силами успехов в земной жизни, испытывает радость. Но радость эта эфемерна как мираж в пустыне. Первая же сильная скорбь полностью её уничтожает. Предчувствуя это, человек постоянно живёт в страхе будущих лишений, загоняя его в глубины подсознания. Ту радость, которую обретает человек от общения с Богом, не может разрушить никакая скорбь. И единственный страх, который ведёт его по жизни, есть страх потерять непосредственную связь с любимым Господом. А на земле ему страшиться нечего: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:19,20).
Обрести состояние полного упования на Бога, а не на свои силы можно только опытным путём. Вновь и вновь надеясь на свои силы, подвижник рано или поздно заметит, что либо его усилия не приводят ни к какому значимому духовному результату, либо те результаты, которых, как ему кажется, он достиг, на деле оказываются духовным поражением. Они не доставляют его душе мира и безмятежности, не изгоняют страхов о потере земного благополучия, не изменяют его отношения к Богу и ближним.
«Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этого рад».
| |
Просмотров: 235 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |