13:35 Мария Египетская: к спасению из бездны греха. | |
В пятое воскресение Великого Поста мы вспоминаем одну из самых чтимых православных святых — Марию Египетскую. Ее жизнь удивительна тем, что эта раскаявшаяся грешница лишь однажды побывала в храме. Все же остальное время провела вдали от людей, в пустыне. Самое удивительное в жизни святых подвижников, пустынников и затворников то, что на самом деле мы ничего о них не знаем: несколько подробностей из жития, скупые, часто необъективные свидетельства современников, дошедшие до нас — и все. Их сердце, душу, мысли и подвиги знает только Христос. А мы уже через Него и Его Церковь имеем свидетельство о святости, не нуждающееся в других подробностях. Много столетий житие преподобной Марии Египетской, читаемое на службе в среду 5-й седмицы Великого поста, является источником вдохновения для православных. Автор жития со слов преподобной нарисовал удивительную картину ее 47-летней жизни в пустыне, в месте, где Мария оказалась лицом к лицу с Богом, наедине с самой собой, и в тоже время с той пугающей диавольской пустотой, тем самым «ничто», которое ничтожит. Но все основное, важное для самой Марии, осталось вне житийного повествования, основное содержание ее духовной жизни осталось неизвестным для нас и это — таинство пустыни.
Святитель Димитрий Ростовский пишет: Мария, прозванная позже Египетской, родилась в V веке, у нее были любящие мать и отец, но в возрасте 12 лет девочка убежала от них в Александрию, на тот момент крупнейший город Египта. Здесь она стала блудницей, предаваясь разврату, по ее словам, «не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть». *** До отхода корабля оставалось меньше часа. Груз был уже уложен, трюмы — задраены, и теперь капитан отдавал последние указания экипажу. На причале стояли люди — хозяева товара, сопровождающие и просто пассажиры, готовые к долгому и опасному путешествию. — Куда направляетесь? — из снующей вдоль берега толпы послышался голос молодой женщины. Одежда, обувь, прическа и безвкусные дешевые украшения выдавали в ней дешевую блудницу, коих в александрийском порту было великое множество. Вела она себя слишком раскованно даже для представительниц своей профессии. — В Палестину, — с борта свесился хозяин корабля, старый морской волк, который не привык разводить длинные разговоры. — Деньги есть? — Нет. У меня есть товар, — женщина кокетливо поправила черные кудри и подбоченилась. — Мы за нее заплатим, — за спиной блудницы под дружный гогот зевак, наблюдавших за диалогом, один из пассажиров вынул из пояса несколько монет и бросил их владельцу судна. — Пойдем! — молодой человек ступил на трап, а за ним с видом триумфатора на борт проследовала женщина. Заплаченные за нее деньги женщина отработала полностью — мужчины на судне были ею довольны. Правда, никто не спросил даже ее имени, хотя о себе она могла рассказать многое.
Как в двенадцать лет от роду ушла от любящих родителей в поисках красивой жизни, как сразу лишилась девства и стала обслуживать сначала рабов, затем — самих хозяев. Как очень скоро настолько полюбила свое занятие, что видела лишь одну цель — сменить за день как можно больше клиентов. Как часто голодала и не имела даже драхмы в кармане, но готова была отдаться первому встречному бесплатно. Как за семнадцать лет своего промысла познала множество мужчин полумиллионной Александрии и теперь плыла в Палестину в поисках новых встреч и ощущений. Она стремилась в Иерусалим — город небольшой по населению, но очень значимый и манивший огромные потоки паломников. Пилигримы, не считавшие зазорным совместить поклонение святыням с интимными похождениями, стали ее главным клиентами. Она появлялась в самых людных местах, не стесняясь заходить даже в храмы. И однажды именно в базилике Воскресения произошло с ней то, что перевернуло всю ее жизнь. В день праздника Воздвижения Креста блудница последовала в церковь и вместе с молящимися вошла в притвор. Все люди проходили дальше в храм. Однако стоило ей подойти к дверному проему, как какая-то невидимая сила отбросила ее назад. Сначала она решила, что ее сдавила толпа. Несчастная четыре раза втискивалась в ряды входящих в храм, но ее усилия были тщетны, и она поняла, что происходящее имеет сверхъестественную природу. Блудница в отчаянии стояла в углу притвора, сзади ее толкали люди, вперед невозможно было ступить и шагу. Женщину объял ужас, сердце кипело от возмущения, обиды и бессилия. В проходившей мимо нее толпе мелькали лица тех, кто еще сегодня утром делил с ней ложе. Но они благополучно шли дальше, а она стояла как вкопанная. И тут мечущийся взгляд женщины остановился на старинной мозаичной иконе. С золотого фона на нее с невыразимой грустью смотрела Богородица. Она сразу все осознала. Вмиг ее бессмысленная жизнь до мельчайших подробностей пронеслась перед ней, и она каждой клеточкой ощутила глубину своих грехов. Из глаз хлынули слезы. Так она не плакала никогда. Рыдая и обещая Богородице исправиться, женщина снова попыталась войти в храм — на этот раз успешно. В тот же день она решила уйти из города. Окажись на ее месте другая блудница, она попросилась бы в один из приютов милосердия, где принимали таких раскаявшихся грешниц, давали кров, пропитание и помогали начать честную жизнь. Но ее случай был особый: при виде всего лишь мужского лица она готова была отдать себя целиком. Внутри нестерпимо пылал огонь похоти, и это не было физиологической потребностью или какой-то особенностью — она прекрасно осознавала, что ею владеет какая-то дьявольская сила. Нужно было рвать с прошлым без промедления. Сорок семь лет бывшая блудница провела в пустыне за Иорданом, избегая встреч с людьми и подвергаясь невероятным опасностям и испытаниям, которые не смогли заставить отшельницу изменить своей цели — покаянию.
С Божьей помощью и огромными личными усилиями она по капле выдавила из себя бесстыдную ненасытную блудницу и стала одной из величайших христианских подвижниц. Через год после смерти ее тело обнаружил монах, старец Зосима, единственный христианин, которому привелось говорить с ней при ее жизни. Рядом с ней он нашел послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери». Монах Зосима был единственным человеком, который видел ее. Ему Мария и поведала историю своей жизни. Потрясенный Зосима увидел, как во время молитвы Мария поднялась на локоть от земли и стояла в воздухе. Она была нага и не хотела показываться Зосиме, чтобы не вводить его в смущение. Монах отдал ей часть своего одеяния. Все годы отшельничества, рассказала Мария, она питалась лишь двумя хлебами, взятыми из Иерусалима, а когда они кончились, ела растения. Долгое время демоны похоти не отступали от нее, да и сейчас, во время рассказа, Мария опасалась, как бы вслед за воспоминаниями они не вернулись вновь. Мария попросила Зосиму через год ждать ее у реки Иордан со Святыми Дарами — чтобы она могла впервые за много лет причаститься. В назначенный срок монах вышел к реке и увидел, как Мария, не имея лодки, пошла по воде, как по твердой земле. Так состоялась вторая встреча Зосимы и святой. Мария попросила никому не рассказывать о ней до времени ее кончины и напоследок пригласила Зосиму посетить ее еще раз — снова ровно через год: на том месте, где они встретились впервые. Когда Зосима пришел на встречу, он нашел Марию уже отошедшей ко Господу. Он вернулся в монастырь и рассказал братии то, что видел и слышал. «Все удивлялись величию Божию и решили со страхом, верою и любовью почитать память преподобной и праздновать день ее преставления. Так та, кого не знали даже по имени тысячи людей, что общались с ней при ее жизни самым тесным образом, стала известна и действительно близка всему христианскому миру, никогда даже не видевшему ее живой. Церковь говорит: жизнь Марии Египетской — это напоминание о том, что, сколько бы грехов ни было на совести человека, пути в Царствие Божие для него не закрыты. При трудах покаяния он может заслужить прощение: Господь способен вывести человека даже из самых глубин духовного падения — для этого нужны только искреннее раскаяние, смирение и молитва. Жизнью святой Марии Церковь дает нам поддержку в посте. Она показывает путь, которым шли великие подвижники, и говорит, что в своем посте мы должны подражать и руководствоваться примером древних святых.
Источники: Пчелинцев Игорь,протоирей. | |
Просмотров: 476 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |