10:30 Как деревья себе царя выбирали. Библейская притча. | |
Притча о деревьях - первая из числа тех, что встречается в Библии.
Многие знают о притчах, которыми говорил с народом
Иисус и очень немногие –
о притчах, которыми говорят с народом в Ветхом Завете.
неприглядная история, которыми Книга Судей, больше, чем любая другая из книг Ветхого Завета, полна жестокости и убийств, потому что каждый поступал так, как считал справедливым.
замешанная на мести, требующей, чтобы кто-то заплатил
за все.
маслине: царствуй над нами.
чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам?
хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? нами.
который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? над нами.
меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские… (Суд.9:8-15)
Религиозно-исторический контекст притчи.
жителям Сихема сразу после так называемого назначения
Авимелеха царем. Притчу рассказывает
единственный оставшийся в живых брат Авимелеха –
Иофам.
царе, рассказывает о том, как израильтяне, выйдя из Египта и пространствовав в пустыне сорок лет, обосновались в обетованной земле. Это было нелегкое время в истории израильского народа.
Библия говорит, что когда израильтяне в страданиях и скорбях обращались к Богу, Он миловал их и давал им судей. Слово «судья» в Библии используется в узком и широком смысле. В узком смысле судья – это человек, разбирающий дела по закону. В широком смысле слово «судья» в Библии означает «правитель».
спрашивая их желание царствовать.
дереву. Много раз в Библии подчеркивается важность маслины: в Быт. 8:11 сказано, что именно лист
закончился; в псалмах Давида маслина – это символ блаженства и благословения (Пс. 51:10; 127:3); у пророков маслина – это символ красоты, обилия и силы (Иер. 11:16; Ос. 14:1). В Израиле разводили маслины, подобно тому как в Беларуси выращивают картошку или рис на востоке. Маслина отказалась царствовать над деревьями. смоковнице, или фиговому дереву. Это тоже была очень уважаемая в Израиле культура. В Палестине всегда росло много смоковниц (Втор. 8:8) В 3 Цар. 4:25, Мих. 4:4; Зах. 3:10; Ин. 1:48 смоковница представлена как символ мира и благословений.
плоды почти весь год, а неурожай ее был истинным бедствием для иудеев. Смоковница тоже отказалась царствовать над деревьями. виноградной лозе. Виноградная лоза известна была в Ханаане с древнейших времен. Иудеи заботливо выращивали виноград, употребляли в пищу ягоды, делали вино. Виноградная лоза также отказалась быть царем деревьев.
смоковница и виноградная лоза не согласились стать царями потому, что, становясь в позицию власти, надо было оставить нечто свое личное, привычное и удобное.
Маслина сказала, что ей надо было бы оставить «тук, которым чествуют богов и людей», смоковница – «сладость и хороший плод», виноградная лоза – «сок, который веселит богов и человеков».
лоза понимали, что, став царями, им придется «скитаться по деревам», то есть нести ответственность за других, а руководя другими, придется забывать о себе – своем покое, своих желаниях и устремлениях. Как известно, терний – это высокий кустарник с темными листьями и маленькими острыми шипами. В Библии сказано, что волчцы и тернии – это символы наказания и опустошения (Быт. 3:18; Пр. 24:31; Иов. 31:40), тернии всегда были орудием пытки (Суд. 8:7,16).
Во время казни из терния был сделан венец Иисусу Христу (Мф. 27:29).
не рвался к власти и не обманывал нагло народ. Нигде не сказано, что он хотел быть царем. то пусть так будет. Только я ни в коей мере меняться не буду. Каким я был, таким и останусь, а вы если хотите, то будьте рядом со мной». Терновник же настолько безлиственный, что в знойный день от него тени не бывает, но он сказал: «Идите, покойтесь под тенью моею». Таким образом, терновник ответил положительно на просьбу людей, хотя он не желал быть в позиции власти, он даже понимал, что от него будет мало пользы, но поскольку люди попросили его, ему пришлось согласиться. При этом терновник выставил условие: меняться я не буду.
руководителя.
их царе и жизнью людей. Отвечая на желания или требования других людей, человеку нелегко расстаться с чем-то привычным и удобным для него,с тем, что у него хорошо в жизни получается, за что любят и уважают.
неизбежно требует осмысления новой социальной роли, что неизбежно влечет за собой внутренние и внешние изменения в человеке. Три благородных представителя зеленого мира не захотели выйти из зоны комфорта и измениться ради людей, так и далеко не всякий человек согласится на это.
терновник. Однако, во-первых, притчу библейская традиция называет не «Притчей о терновнике», а «Притчей о деревьях и их царе».
сразу после того, как он узнал, что они сами поставили царем Авимелеха. Следовательно, они, а не Авимелех, должны сделать выводы из рассказанного: «…он пошел и стал на вершине горы Гаризима, и, возвысив голос свой, кричал и говорил им: послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог!» (Суд. 9:7).
неправедности терновника, а на неправедности деревьев, которые сами выбирали себе царя. Виноват не терновник, ставший царем, виноват народ, жаждущий царя.
сюжет, включая притчу о деревьях и их царе, – это библейский взгляд на поведение людей в конкретной социально-политической ситуации.
событий, и он не может устраниться от этого, человек живет в обществе, от которого быть свободным нельзя. Поэтому каждый должен быть ответственным за свои решения как член общества.
известного утверждения:
Авторы:
| |
Просмотров: 186 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |