19:17 Что значит — к Богу? | |
В известном слове почившего в бозе протоиерея Димитрия Смирнова высказана мысль, что человека всё раздражает, всё мучает, что в его жизни отсутствует радость из-за того, что душа уже мертва, «находится в аду»... и выход из этого состояния только один — к Богу.
Что это означает?
Протоиерей Аркадий Шатов (ныне епископ Пантелеимон) и отец Димитрий Смирнов.
Вслед за героями Достоевского можно сказать, что ад — это когда слишком поздно, когда утрачена всякая возможность любить. Но любить не так, как мы чаще всего любим в этом мире — любим своё и своих, любим тех, кто отвечает нам взаимностью, любим тогда, когда любовь доставляет радость обладания чем-либо или кем-либо. В центре Евангелия принципиально иная любовь — та, которая не ищет своего и никогда не перестаёт. Всё Евангелие про Христа, в бескорыстном жертвенном подвиге Которого ради спасения всех и каждого Бог и явил миру Истинную Любовь. *** Мы склонны представлять адские мучения по примеру тех страшных мук, которые человек может испытывать в этой жизни. Изуверские пытки, мучительное умирание от неизлечимой болезни, многолетнее заточение без возможности общаться с кем-либо — всё это проходит перед нашими глазами. А с жизнью без возможности общения с Богом, без возможности ответить Христу на Его любовь мы свыклись, считаем такое существование если и не нормой, но мерой, ступенью, достаточной для большинства обычных христиан, ступенью, с которой мы не сходим годами. А, может, стоит задуматься об участи беса, который, будучи бестелесным, мучается совсем не теми ужасами, которые грезятся нам. Он, по слову прп. Исаака Сирина, горит в огне Божественной Любви, от которой не может избавиться и на которую не в состоянии ответить. И нет, ведь, муки страшнее. А мы уже здесь и сейчас, пребываем в подобном бесовском состоянии и при этом не хотим (или боимся) признаться себе, что наша комфортная и теплохладная жизнь уже и есть ад, что смерть лишь изменит декорации, не изменив сущности нашего отношения к Богу. *** Беда в том, что нам не хочется любить так, как любит нас Бог, — не хочется ответить на Его любовь всей своей жизнью. Чаще всего мы относимся к Богу, как к средству решения наших земных проблем, как к Всемогущему подателю жизненно важных для нас благ. С тем и приходим в храм, с тем и проводим в нём годы, получая и помощь, и утешение, но не приступаем к истинному покаянию — предельному усилию, направленному на отказ от всех своих желаний ради одного главного – хотеть, мыслить и делать только то, что хочет от нас Бог. Мы прибегаем к духовным лекарствам не ради того, чтобы всем сердцем ощутить свою живую связь с Христом и трепетно хранить её, но для того, чтобы страсти не отравляли нашу земную жизнь. Мы стремимся с помощью аскетических упражнений стать хорошими в своих глазах и в глазах окружающих. Если бы мы искренне стремились к общению с Живым Богом, то наши аскетические подвиги всё больше доставляли бы нам ощущение своего полного ничтожества и отсутствия какой-либо надежды своими усилиями заработать «билет» в рай. Но мы, к несчастью, чаще всего ищем не общения со Христом, а реальных гарантий того, что после смерти нам будет хорошо (в нашем земном представлении). *** Ещё одна духовная стратегия — это когда мы хотим одновременно и Богу угодить, и себя не обидеть. О бесперспективности этого пути Господь сказал словами о невозможности служить одновременно двум богам — истинному Богу и «богу» земного благополучия. На словах мы часто говорим, что для нас главное — поступить по воле Божией. Но когда эта воля со всей очевидностью обещает нам страдание и боль, — внутри нас всё сжимается, и мы говорим себе: «Господи, только не это!». Пребывая в таком устроении, мы хотим уплатить Богу налог за возможность насладиться чем-то своим, никак не связанным с богообщением. И если к смертному часу у нас сохранится какое-то своё «сокровище», то, без чего земная жизнь нам не мила, то рай для нас окажется адом. В раю только одно сокровище – Христос.
*** Что делать, если для человека, считающего себя христианином, Христос и непосредственное общение с Ним не являются высшей ценностью, ради которой он с радостью готов пожертвовать всеми земными благами? Первое — разобраться со своими желаниями. Только желание, по слову прп. Симеона Нового Богослова, осталось у человека от всего его самовластья после грехопадения прародителей. Надо честно признаться себе, что сейчас я не люблю Бога всем своим естеством и к ближним отношусь довольно прохладно. А после этого ответить на вопрос: «Хочу ли учиться любить так, как любит Христос, и посвятить этому делу всю свою оставшуюся жизнь? Хочу ли научиться испытывать радость от того, что я бескорыстно жертвую собой ради Бога и ближнего, не ожидая для себя от этого никакой награды в земной жизни?». Если ответ «да, хочу», — то надо начать с пересмотра всей своей сознательной жизни. Надо кропотливо разыскивать и приносить на Божий суд во время исповеди все мысли, чувства, поступки, целью которых было моё личное благо, а не благо другого. Надо каждый день читать Евангелие, но не как обременительное правило, а как самую интересную и важную книгу о Том, Кто мне больше всего дорог, о Том, на Кого я больше всего хочу быть похожим. А прочитанное не откладывать в «долгий ящик», а последовательно и буквально применять каждый день своей жизни, поверяя сложные и непонятные места Писания святоотеческими толкованиями. Надо искать встречи с Живым Богом всеми доступными средствами, подобно тому, как мы ищем встречи с дорогим нашему сердцу человеком. Ищущему такой встречи христианину Бог откроется и в чтении Евангелия, и в молитве, и в церковных Таинствах, и в окружающих людях за внешней греховной личиной мы научимся различать прекрасный образ Христа — в каждом человеке, посылаемом нам навстречу Господом. Не надо думать, что Господь где-то далеко, на седьмом небе. Нет, Он всегда рядом и всегда стучит в дверь нашего сердца. Но Он даст нам силы открыть эту дверь только тогда, когда встреча с Ним будет для нас самым желанным событием, дороже всей жизни и её временных благ. *** Любовь — одно из важнейших имён нашего Бога. И что делать человеку, если он честно судил себя и не нашёл в себе желания так любить? Для начала, — не стоит торопиться. Честный взгляд на свою душу ещё не гарантия от бесовского морока. В жизни есть множество примеров чудесного преображения, казалось бы, безнадёжных грешников, которые долгие годы и представить себе не могли, на какие благие поступки они способны. Чаще всего эти перемены связаны со встречами с другими людьми, через которых свет Христов касается души грешника и производит в ней необратимые изменения. Живите чутко, не совершая очевидных прегрешений, и ждите, присматривайтесь к событиям, к окружающим людям. Только бы не спать сытым и уютным сном теплохладности, который плавно и безболезненно перетекает в сон вечного одиночества, в котором никто и ничто не причинит боли, но и никто и ничто не доставит радости. ***
Движение к Богу — это всегда движения от себя. Не улучшение себя, а полное себя забвение, добровольное пленение красотой и величием Бога Троицы. Поворот в сторону отказа от себя всегда событие революционное, поскольку сопряжено с неимоверными усилиями и большими страданиями. От себя отказываться больно. И если страх боли непреодолим, то Православие человеку радости не принесёт. Духовным путём христианина является Крест, а радость обретается не уклонением и бегством от страданий, а от непосредственного общения с Живым Личностным Богом. Не красивой идеей бога философов и не всемогущим абсолютом, который может буквально всё, кроме одного — жертвенно любить.
Поэтому движение к Богу — это добровольное предельное усилие всего человеческого естества ради того, чтобы хоть как-то ответить Богу на Его безграничную любовь.
Источник: "Что значит — к Богу?" . Трудами братии монастыря.
| |
Просмотров: 203 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |