10:41 Будьте всегда радостны! | |
24 августа мы чтим память великого старца – протоиерея Николая Гурьянова (1909–2002).
Более 40 лет старец служил в храме святителя Николая Чудотворца на острове Талабск (Залит) Псковской епархии. Будучи сам великим старцем, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил о протоиерее Николае Гурьянове, что он является «единственным по-настоящему прозорливым старцем на территории бывшего СССР».
Старец Николай Гурьянов в воспоминаниях современников.
Сегодня имя старца Николая Гурьянова известно тысячам людей в России и за рубежом. Он – один из любимейших, самых почитаемых духовных наставников Русской Православной Церкви XX века, поддерживавших Ее в тяжелое время открытых гонений на Православие.
Но когда-то все обстояло иначе: батюшка принадлежал к поколению исповедников, претерпевших за веру и преданность Богу притеснения от властей, тюремные и лагерные заключения и ссылки. А после освобождения целые годы провел в безвестности, трудах и молитве на отдаленном рыбацком острове. Отец Николай не оставил обширного духовного наследия, трудов по аскетике или по богословию, но его краткие слова и простые наставления одинаково трогают сердца «простецов» и «мудрецов». Для многих и многих он стал тем человеком, с которого начинается путь к Богу.
*** Николай Алексеевич Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы (ныне — в Гдовском районе Псковской области) в крестьянской семье. Отец, Алексей Иванович Гурьянов, был регентом церковного хора. Все трое его братьев погибли на войне. Мать, Екатерина Степановна Гурьянова, долгие годы помогала своему сыну в его трудах, скончалась 23 мая 1969, похоронена на кладбище острова Залит. Сохранились свидетельства о том, что в молодости Николай Гурьянов отличался достаточно сильным характером, и ему требовались усилия, чтобы научиться владеть собой. В 1929 г. Студент Гурьянов был отчислен с первого курса за то, что позволил себе высказаться против закрытия одного из храмов. Путь к высшему образованию оказался для него, таким образом, закрыт, несмотря на то, что он успешно окончил в 1928 г. Гатчинский педагогический техникум. Вернувшись на родину, Николай служил псаломщиком в церкви, преподавал математику, физику и биологию в школе. В 1930-х годах последовал арест. Заключение в «Крестах», ссылка в лагерь под Киевом, а затем — на поселение в Сыктывкар — составили основные вехи его исповеднического пути. Условия содержания заключенных были чудовищны. В Заполярье Николай оказался среди тех, кто прокладывал железную дорогу. Годы спустя батюшка вспоминал ту ночь, когда ему пришлось долгие часы стоять в воде и в ледяном крошеве вместе с другими заключенными. Бесконечной показалась эта ночь страданий. Поддерживала его молитва. А наутро пришедшие охранники обнаружили, что он оказался единственным, кто остался жив. Из-за болезни ног, поврежденных в заключении, Николай Алексеевич не был мобилизован в годы войны.
Подготовленный пережитыми испытаниями к «тесному пути» служителя Церкви, 15 февраля 1942 г. в Риге, в праздник Сретения Господня, он принимает сан священника. В 1958 г. по откровению одного из старцев, указавших ему место его будущего служения, ходатайствовал о переводе на уединенный рыбацкий остров Талабск (более известный под названием рыболовецкого колхоза им. Залита). Здесь отец Николай провел сорок лет жизни и пастырского служения. В первые годы было и тяжело. Порой подступало уныние: годами он служил в пустом храме. Приходила и мысль уехать с этой тяжелой земли.
Шло время — отец Николай терпеливо продолжал нести свой крест. Через несколько десятков лет, Талабск, представлявший собой в момент его приезда пустынный островок, покрылся садиками и островками зелени, которые батюшка высаживал и заботливо поддерживал, таская по сотне ведер воды с озера. Озеленение острова было особым его подвигом. С материка и из паломнических поездок, он привозил саженцы, составившие знаменитый «сад памяти», напоминавший ему о местах его заключения. Он почти не спал: днем служил и работал, а ночью молился.
Умиротворенность пейзажей и близость к церковной жизни на острове вызывает ассоциации с новозаветными рыбаками, костром на берегу Генисаретского озера и великой теплотой Божьего слова. Возможно, две тысячи лет назад рыбаки, возвращаясь с промысла, так же смотрели на озерный закат и слушали Божественные слова, которые врезались в их память, поражая красотой устройства мироздания через созерцание красоты природы.
По словам автора книги о старце Игоря Изборцева,
Существует рассказ о том, что о. Николая спросили: «К Вам за Вашу жизнь приходили тысячи людей, Вы всматривались внимательно в их души. Скажите, что Вас больше всего беспокоит в душах современных людей — какой грех, какая страсть? Что для нас сейчас наиболее опасно?» На это он ответил: «Безверие». На уточняющий вопрос: «Даже у христиан?» — ответил: «Да, даже, у православных христиан. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». По мнению о. Николая, верующий человек должен любвеобильно относиться ко всему, что его окружает.
Однажды у батюшки Николая на поруках оказался юный кот. Как он у него появился, история умалчивает. Но то, что старец безоговорочно любил его, известно доподлинно. Кот был шебутной, веселый, эдакий сорвиголова, как все котята-подростки его возраста. Между старцем и котом сразу же установились теплые родственные отношения. Кот признал в старце отца, учителя, хозяина - в общем, человека, который стал для него главным в жизни. Николай Гурьянов назвал кота Липой. И Липа тут же показал, какой из него "липа - банный лист и липучка". Он всюду шествовал следом за батюшкой, словно его верный страж, у которого нет своих личных кошачьих дел. И покидал его только тогда, когда получал от старца строгий наказ идти домой.
Как-то раз с Липочкой случилась одна каверзная история. Он поймал птичку, сидевшую на дереве, и, как и любой хищник, тут же съел ее. Когда старец Николай Гурьянов подоспел к баловнику, чтобы вызволить птицу, от пернатого создания остались только перья на земле. Батюшка Николай устроил коту нагоняй. Да такой, что мало не покажется. Разумеется, нагоняй был словесный, без рукоприкладства. Старец и муху назойливую не мог обидеть, не то что мохнатого любимца. Однако нравоучительную беседу с ним он провел серьезную. Чтобы кот намотал на ус.
После этого случая Липу как отрезало: он никогда больше не охотился на птиц и не ловил их. Напротив, защищал пернатых от местных котов, дежуря у дерева, на котором сидели птицы, чтобы коты не залезали на ствол в попытках поймать легкую добычу.
Однажды Липа пропал. Николай Гурьянов, зная повадки своего кота, который ни дня не мог прожить без него, сразу же заподозрил неладное. Окружающим он сказал, что чувствует, что Липочку убили недобрые люди. Очень горевал он по этому поводу и сетовал, что Липочка должен был дожить до его кончины, а не наоборот. И действительно: недобрые люди убили Липу. А окоченевшее тельце умного кота потом тайком перебросили через забор во двор старца. То ли совесть в них проснулась, то ли поглумиться захотели над добрым праведным старцем. Когда Николай Гурьянов увидел своего Липочку, он схватил его, прижал к груди и горько заплакал. Потом занес его в дом и закрылся у себя в комнате-келии. Несколько часов сидел старец наедине с котом. Женщины-келейницы, помогавшие отцу Николаю по хозяйству, боялись его тревожить. Горе ведь нуждается в тишине, в принятии. Тем более старец наверняка молился за кота и нуждался в уединении. А потом они не выдержали и зашли к батюшке, чтобы поддержать его, подбодрить и утешить. Картина, представшая их глазам, была что ни в сказке сказать, ни пером описать. Живой Липа нежился на руках старца, словно и не умирал вовсе и не его окоченевшее тельце было найдено во дворе. Господь по молитвам старца воскресил кота и показал, как велика благодать, дарованная Им праведному батюшке.
Чудом воскресший Липочка прожил с Николаем Гурьяновым до конца его жизни и проводил его в последний путь, как и хотел старец. После смерти батюшки некие паломницы, любившие Николая Гурьянова, забрали Липочку к себе в Санкт-Петербург и сведения о нем затерялись.
**** В 70- е годы к отцу Николаю на остров стали приезжать люди со всей страны — его начали почитать, как старца. Не только церковные люди тянулись к нему, но и падшие души, чувствуя тепло его сердца. Некогда забытый всеми, порой, он не знал ни минуты покоя от посетителей, и чуждый мирской славе только потихоньку сетовал: «Ах, если бы вы в церковь так бежали, как за мной бегаете!».
Сохранились свидетельства того, что по молитвам батюшки, ему открывалась судьба людей, пропавших без вести. В 90-е гг. известный на всю страну Печерский старец — архимандрит Иоанн (Крестьянкин) свидетельствовал об отце Николае, что он является «единственным, по-настоящему, прозорливым старцем на территории бывшего СССР». Он знал произволение Божие о человеке, многих направлял по кратчайшему пути, ведущему ко спасению. …Простые наставления старца о том, что надо трудиться, опасаться праздности, избегать пристрастия к вину, любить ближних и по заповеди, быть всем, как слуга, доходили даже до сердец людей, запутавшихся в жизненных обстоятельствах и ожесточенных. Молитвы и акафисты, которые батюшка распевал тоненьким слабым голоском, разошедшиеся в записях, воспоминания о нем духовных детей, его фотографии и сегодня напоминают об этом замечательном священнике, пронесшем крест своего служения до самого конца. ***
Что интересно – всю дорогу батюшка ходил в калошах. Шерстяные носки, калоши. Что у него, одеть не было чего, или что? Ряса вся в заплатках. Что, у него другой не было? Вот, в калошах… Видишь только – калоши, калоши, шерстяные носки… Он вообще о себе ни грамма не думал, думал только о людях.
Слова старца
“Человек рожден для того, чтобы беседовать с Богом”
«Не забывай никогда, даже в самые темные дни твоей жизни, благодарить Бога за всё. Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается». (Протоиерей Николай Гурьянов)
Уже тяжело больной, он наотрез отказался покинуть место своего служения и перейти на покой в один из монастырей, ради приезжавших к нему тысяч людей. Пожалуй, одним из самых известных стало одно из последних напутствий православным христианам: «Верующий человек, он должен любвеобильно относиться ко всему, что его окружает. Любвеобильно!».
Источники: Старец Николай Гурьянов.«Помоги мне, Боже, крест свой донести» Зинаида Белозёрова.Старец Николай Гурьянов глазами односельчан. Сергей Кагирин.Остров Залит. Московский Сретенский монастырь.Фрагмент фильма «Острова Православия» С. Александрова. КИНОСТУДИЯ РАДОНЕЖ. | |
Просмотров: 75 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |