10:17 Большие «мелочи». | |
Вся наша жизнь, мирская ли, духовная, складывается из множества небольших поступков и помыслов, к которым мы зачастую относимся с напрасным небрежением. В духовной жизни ничто не мелочь, говорят нам святые отцы. И представители многих профессий, от металлургов до кондитеров, настаивают на высокой важности деталей в своем деле. Оттенки интонации, жесты, сильно сказываются на межличностных отношениях, а незначительное для внешнего наблюдателя событие может «сделать наш день» или испортить его. Одно слово может ранить ближнего едва ли не смертельно и лишить нас милости Божией, сделав беззащитными перед многими опасностями. психологии и других областей знаний. Действию равно противодействие, гласит закон Ньютона; как аукнется, так и откликнется, вторит ему русская поговорка. Находясь на разных концах земли,воспитанные в разных культурах, мыслители, разными путями, доискивались до одних и тех же принципов устройства мира, созданного Единым Творцом. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле,которую Господь, Бог твой, дает тебе. (Книга Исход 20:12)» – дана Божья заповедь народу израильскому. Может быть и не догадываясь о надмирном происхождении этого правила, им успешно пользуются знаменитые своим долгожительством кавказцы и японцы. для нас явлениями материального мира. Потому Господь наш, Иисус Христос, много говорил притчами, гениально объясняя богословие на простых житейских примерах. движение по наклонной вниз. Он приоткрывает ворота нашей внутренней крепости, осаждаемой страстями. С малой, необработанной вовремя царапины, может начаться заражение всего организма. Небольшие нераскаянные грехи плавно заводят человека в ловушку, вынуждая его и дальше делать выбор в сторону зла. точно объясняет динамику развития порочного влечения в человеке: «…сила страсти, ее интенсивность и власть над душой растет прогрессивно, по мере того как ей делаются уступки. Уступки ее не успокаивают, но делают лишь более требовательной и властной. Человек, допустивший грех однажды, нравственно слабеет и при повторном искушении совершает его с большей легкостью, чем тот, кто устоял в первой борьбе».
нечистота, любая несправедливость. Большой мерзости обычно предшествует нарастающая череда более мелких грехов.Верно и обратное: малый грех есть шаг на пути к большому.
показывает закономерность между выполнением человеком изначально незначительной просьбы, а затем вынужденным исполнением других более обременительных требований. Страсти развиваются по похожему закону, сначала лукавый лишь «ставит ногу в дверь», а впоследствии всё туже и туже затягивает петлю греха, не давая человеку выпутаться. Порочные чувства, прилоги, заискивания вражие, лучше сразу изгонять из себя в самом их зародыше, чтобы они, развившись, не породили злые мысли. Храниться от них так, как аллергик от аллергенов, и просить Бога: «Господи, помилуй!» Помыслы превращаются в слова, а там и до дел греховных недалеко. А заострять внимание и возгревать в себе надлежит только чистые и светлые чувства и мысли. А если с таковыми скудно, то необходимо просить у Господа даровать «ми мысль благу». грехов: «За одним грехом неизбежно следует ряд новых. Одна страсть, разгораясь в душе, вызывает к жизни и другие страсти, как будто между ними существует какая-то незримая, таинственная связь. Успех одной страсти служит точно сигналом для других, и все они сразу или одна за другой спешат обрушиться на несчастную душу… …Уступив таким образом, человек тем самым разнуздывает и другие страсти, и справиться с ними уже почти не в состоянии».
обычными формами греха, но ищет новых, более утонченных, способных более возбуждать истрепанные и притупившиеся нервы». выражено понимание высокой важности мелочей. В поговорке про птичку, у которой увяз коготок, в сказке про лису, которая недооценила свой хвост. Так же и в нашей духовной жизни: один гордый помысел, или мысль осуждения, может лишить нас благодати и надолго отдалить от Бога, от всякой истинной радости и утешения, а некоторая неправильность в молитве может привести к прелести. сделанное от души, без тщеславия, хранится в нас положенным благим началом – первым шагом на пути исправления. Покаянная мысль, прочувствованная при чтении молитв, может быть центром кристаллизации прочих добродетелей.
Как нерадиво относимся мы порой к словам, сыплем ими без разбора, полагая, что слово исчезает, как только затухают его акустические колебания. Слова могут окрылять, а могут лежать камнем на сердце; и, дойдя со своим хозяином до Суда Божия, свидетельствовать в пользу человека или против него. христианства: «как след туши,оставленный движением каллиграфической кисти, невозможно стереть с бумаги, так невозможно стереть и любой след, оставленный в жизни каждым нашим движением». пребывающему в подавленном настроении, ложится на обе души.
Тяжкий грех не совершается сразу, к нему ведет путь, и, пожалуй, самый наглядный пример спуска по духовной лестнице описан в шестой главе Евангелия от Марка. жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.» (Евангелие от Марка 6:17-27)
Ирод тетрарх не всегда был убийцей. В этом отрывке Библии он начинает свое нисхождение как блудник, позорно уволочившийся за Иродиадой. Разумное слово святого Иоанна Предтечи, указывающее ему на этот порок,уязвило самолюбие Ирода. Проигрывая диалектически, Ирод заставил Иоанна замолчать, заточив его в темницу. Не имея логического возражения словом на слово, понимая свою неправоту, он начинает игру на повышение – паутина греха обрастает новыми витками. Поправ правосудие, посадив невиновного, блудник Ирод стал беззаконником. а может даже искренне не хотел его смерти. Но маховик страсти набирал обороты. Пьянство, обжорство, сладострастие на пиру, толкает его дать Саломее опрометчивое обещание, а гордыня перед гостями заставила выполнить её безумную просьбу. Таким образом закрученный пошлый роман довел правителя до убийства, до Каинового греха. Алгоритмы нашей психологии отчасти подобны законам духовного мира – отечества наших душ. Вспомните, как бережно мы носим новую чистую одежду. Как боимся посадить первое пятнышко на недавно надетое. Непроизвольно осторожничаем, почти никуда не садимся, чтобы не выпачкать. И как легко, не боясь грязи, мы носим одежду, которая уже заляпана и которую уже скоро пора отправлять в стирку, или на тряпки. застирывать. Надо внимательно следить за чистотой своего духовного облачения, стараться не допускать и малейшего пятнышка, чтобы сохранить свои брачные одежды в чистоте для будущего пира. А если и случится замараться, то нужно незамедлительно очищать греховные пятна покаянием, исповедью и причастием Святых Христовых Тайн.
Автор - Николай Махов. | |
Просмотров: 192 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |