Жития святых.Блаженная Домна Алешковская.
Блаженная Домна Алешковская: огонь погас, Христос при нас.
Протоиерей Игорь Рябко. Святая, ходившая по дну Каховского водохранилища. Памяти блаженной Домники.
Вы вошли как Гость Добро пожаловать на наш сайт Гость |
Воскресенье, 22.06.2025, 07:33 |
Православный приход в Штраубинге.
Храм в честь Рождества Святого Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
![]() | |
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход |
17:13 Блаженная Домна Алешковская | |
Дорогие братья и сёстры!
Хочу сообщить, тем, кто ещё не знает, что в нашем храме появились
икона и частицы мощей блаженной Домники Алешковской.
Суета повседневности затуманивает нам глаза, мы уже привыкли, что среди нас нет святых, дескать, все они остались в далеком прошлом. Однако пристально вглядевшись в недавнее прошлое, мы можем обрести немало поводов для духовных размышлений. И на просторах нашего Отечества есть еще немало мест, где бережно сохраняется память о святых не столь давних времен, их судьбах, их подвижнических деяниях.
Именование святой традиционно происходит по местности ее жития и подвига: нынешний Цюрупинск (советское название) прежде именовался Алешки (Олешки). Красивое имя города, хорошо бы его вернуть! Тем более что это место исторически связано с так называемой казачьей Алёшковской сечью.
В Алешках в начале ХХ века находился Свято-Успенский женский Алешковский монастырь. Он и приютил Домнику. В безбожные годы Успенский монастырь, увы, был полностью разрушен.
В подробном житии святой, составленном архиепископом Дамианом (в священстве — протоиерей Петр Замараев), рассказывается, что
блаженная Домника Алешковская
(в миру Домна Ивановна Литвиненко) родилась 3 сентября 1881 года в православной семье зажиточных крестьян Таврической губернии.
Когда девочке исполнилось 7 лет, ее благочестивая мать скончалась, отец женился снова. Мачеха так сильно притесняла и обижала падчерицу, что немного подросшая девочка предпочла жить на кладбище, чем у себя дома.
После паломничества с односельчанами в Киево-Печерскую лавру в возрасте 15 лет Домна решила не возвращаться домой, скиталась по обителям, однако нигде ее не принимали.
Тогда она нашла себе жилье в склепе на одном из кладбищ Киева. Днем она находила в себе Божью радость за церковной службой в Киево-Печерской лавре, а ночью на кладбище отгоняла страх, непрерывно молясь. Чтобы заработать себе на пропитание, изготовляла ладанки для паломников. Возьмет камешек с гроба почитаемого святого, кусочек ладана, щепочку дерева от старинной, но пришедшей в негодность иконы, зашьет в тряпочку, прикрепит к нему шнурок — вот и готова ладанка. Продаст ее за копейку, купит бублик, а его хватало Домочке на сутки.
Когда в очередной раз ее земляки-паломники вновь пришли к Киевским святыням, она возвратилась с ними в свою деревню. В 1896 году Домну приняли в школу для девочек-сирот при Свято-Успенском женском Алешковском монастыре, где сияла чудесами Феодоровская икона Божией Матери.
«Житие же свое во обители Алешковстей провождающи», как теперь поется в акафисте, Домна научилась грамоте и рукоделию. По окончании обучения в школе была принята в обитель послушницей с именем Домника. Любя в уединении предаваться богомыслию и молитве, Домника выпросила себе тяжелое послушание пастуха монастырского стада.
Преподобный Клеопа Румынский точно так же высоко в горах, среди телят и коров, получил аттестат с отличием по богословию, читая святых отцов и творя по четкам непрестанную молитву.
Домника тоже среди монастырских животных получила от Бога отличную отметку по богословию, за что была награждена даром прозорливости и пророчества. Так получают ученые степени истинные богословы.
Очевидцы вспоминали необычное зрелище. Послушница в поле брала с собой Псалтирь, становилась лицом на восток и читала кафизму. В это время телята окружали ее и, став на колени передних ног и растопырив в сторону уши, слушали ее чтение. Окончив чтение, она говорила: «Идите, паситесь!» Телята вставали и шли, куда она указывала. Какое животное она ни звала по имени, оно подходило и склоняло перед ней голову. Или когда говорила: «Пошли на водопой!», телята, как разумные дети, выполняли ее слова беспрекословно.
В возрасте 35 лет у нее открылся великий дар — ясновидение, который она тщательно скрывала от людей, чтоб избегнуть людской славы, ради смирения приняла на себя подвиг юродства.
Юродивые святые во многом похожи друг на друга. Мы очень мало знаем
об их внутренней жизни. Нет никаких следов в виде писаных ими текстов,
наставлений, воспоминаний или дневников. Есть только конечный результат, который также зачастую проявляется одинаково. Странническая жизнь юродивого человека в голоде, нищете среди насмешек и издевательств. Дар пророчества, который реализуется в символических действиях и завуалированных изречениях, в безумных, на первый взгляд, поступках.
Жизнь юродивого проходит, как правило, сразу в двух измерениях. Они живут одновременно на земле во плоти и на небе в духе. С высоты горнего мира они видят будущее, как уже состоявшееся, предвещают нынешним то, что ждет их в грядущем.
Когда над небом Российской Империи еще только начинали собираться грозовые революционные тучи, Домника уже знала, каким дождем с градом и молниями закончится эта буря. Спрятавшись в кукурузном поле, она молилась в гуще растений с воздетыми руками: «О Матерь Божия, что же с нами теперь будет?»
Перед закрытием монастырей и наступлением богоборческих времен матушка Домочка начала ходить по кельям и раздавать насельницам камешки, обрезки тряпок, рассаду, советуя: учитесь строить дома, учитесь шить, учитесь выращивать огороды.
Все пророчества и предсказания, которые блаженная Домника открывала своим посетителям, неизменно сбывались.
Революционные активисты монастырь в скорости закрыли, а монашек разогнали. Каждая из них выживала в миру, как могла. Но вот что интересно. Те, кто получил от Домники тряпочку, устроились работать на фабрику, кто камешек – на стройку, кто рассаду – в колхоз, а кто огарки свечей – в свечную лавку при храме. На месте монастыря сначала был культсовхоз, потом трудовая артель, а позже детская колония «Красные всходы».
Рассказывают, когда накатилась волна массового закрытия храмов и монастырей монашек принимали в семьи родственники и верующие люди. В праздничные и воскресные дни они служили там, где оставались храмы, читали и пели на клиросах, дома исполняли монашеские молитвенные правила.
Слух о прозорливице распространился далеко за пределы Херсона, к ней приезжали не только из ближайших селений, но также из Запорожья и Николаева. Ехали не только простые люди, но и духовенство. В основном просили совета, молитв или благословения.
Странное поведение и пророчества Домночки (как ее ласково называли люди) стали получать все большую и большую известность. Каким-то странным и таинственным образом она помогала голодающим и страдающим от холода и нищеты людям.
В страшный голод 1933 года в многодетный дом, который лишился кормильца, она приносит хлеб, который, казалось, получила прямо с неба (хлеба в то время нигде не было). В другой двор бросает камыш и говорит «стройтесь», и там через время появляются средства для того, чтобы отстроить разрушившийся дом. Тем, кто мерз от холода, Домночка бросала во двор деревяшку, и через время какой-то доброхот привозил им дрова.
Таких свидетельств из жизни Домники собралось огромное множество, и все они потом свидетельствовали о возможности канонизации этой юродивой, так как чудеса по ее молитвам совершались очень часто.
После закрытия монастыря матушка Домочка проживала у благочестивых людей в Каховке (где посещала Свято-Покровский храм). Вернулась в Алешки в 1928 году, город был переименован в Цюрупинск, там матушка проживала у Наталии Акимовны Ищенко, посещала Свято-Введенский молитвенный дом.
Во время Великой Отечественной войны предсказала Домника Наталье Акимовне гибель мужа и сына, а ей долгую жизнь. Домника жила в этом доме в Цюрупинске, по улице Нижней, 218 до конца своих дней. Этот дом сохранился и поныне, но сейчас он нежилой.
Неподалеку жили монахини Агафия и Дария. К ним матушка часто ходила для совместных молитв. Местные жители относились к ней с уважением и нежностью, приносили продукты.
Жительница Цюрупинска Анна Дмитриевна Беспалая рассказывала о матушке Домнике:
«Была она невысокая, сутулая, с грубоватым голосом, внешне ничем особенным не отличавшаяся. Говорила мало, а давала предметы, и нужно было догадаться, что этим она предсказывала».
В Великую Отечественную войну немцы сильно бомбили Цюрупинск, обстреливали из артиллерии. Однажды Домника сидела во дворе под вишней и читала Псалтирь. В это время упал снаряд, срезал дерево и взорвался, с блаженной сорвало платок и вырвало из рук книгу, но она, на удивление, осталась неповрежденной.
Всех она принимала, никому не отказывала, но от этого ее жизнь не становилась легче. Особенно много обид и притеснений подвижница испытывала от коммунистических властей и от неразумных детей, которые, наслушавшись на школьных уроках рассказов по атеизму, старались как можно сильнее ее обидеть.
Как юродивая, в храме она не стояла на одном месте, делая вид, что ей все равно до того, что там происходит и что там за святыни. Она могла подойти к любому молящемуся и что-то сунуть ему в руку: кусочек хлеба, сахара, редьки, перца, свечу или деньги. И все эти символические предметы в конечном итоге были для них каким-то откровением особого события в их жизни.
Позже оказывалось, что тот, кому она сунула красный горький перец, был таким образом предупрежден о наступающей серьезной болезни, кому копеечку – тот выходил из финансового кризиса, кто получал яблоко – выздоравливал от мучавшей его болезни. С каждым годом ее имя становилось все более и более известным.
К ней за советом и за благословением стали приезжать люди из самых разных уголков страны. Иереи и епископы, монахи и миряне искали ее святых молитв. Все пророчества и предсказания, которые блаженная Домника открывала своим посетителям, неизменно сбывались.
Большое количество предвидений Домочки описывает отец Петр Замараев в своем жизнеописании блаженной.
…Молодая Пелагея Андреевна Петракаус ходила в храм и горела желанием с хористами петь на клиросе, но стеснялась кому-либо сказать об этом. Встретив однажды Пелагею у входа в храм, в притворе, матушка схватила ее и стала толкать к иконостасу, через гущу народа, до самого клироса, приговаривая: «Іди співай!». С того дня Пелагея стала хористкой.
После войны, когда храмы стали открывать, Домника причащалась каждую неделю. Даже если для этого ей приходилось преодолевать многие километры пути.
Как-то, идя с двумя женщинами на престольный праздник из Каховки в Берислав. Проходили они поймой Днепра и блаженная сказала:
– Ой, что же они наделали, все потопили, все деревья, дома, все потопили.
– Где, матушка, что потопили? – в недоумении спросили ее спутницы.
– Ну что вы не видите, что ли? Все потопили.
Вопрошавшие женщины шли по земле, на которой росли сады, стояли села, а матушка уже шла по дну будущего водохранилища Каховской ГЭС, о строительстве которой еще никто не знал.
У соседки зимой закончились дрова. Домника тут как тут, принесла маленький чурбачок: «На тобі». Только она ушла, перед домом женщины остановилась повозка, мужик стучится в двери и спрашивает хозяйку: «Дрова нужны?»
Всех Домочка встречала с палкой в руках и всех, приходящих к ней, крестообразно осеняла этой же палкой, велела целовать верхний ее конец. Объясняла, что эту палку прикладывали к мощам святой мученицы Пелагии.
Перед своей кончиной матушка Домника при каждом посещении отца Михаила просила обрезать ей на голове волосы. Он не мог понять, к чему эта просьба, и не решался спросить. И только после ее блаженной кончины разгадал желание. По всей видимости, блаженная просила постричь ее в иной, исповедуемый нами загробный мир.
Матушка Домника почила на 92 году жизни,
в субботу 10 июня 1967 года.
На погребении было большое стечение людей, гроб с телом пронесли от дома к Введенскому храму. По причине гонений на Церковь в те времена запрещалось проведение погребальных церковных процессий, поэтому весь путь процессия двигалась при полном молчании. Настоятель храма, протоиерей Сергий Мураховский, совершил отпевание.
Тело матушки Домники было погребено в Цюрупинске на бывшем
монастырском кладбище. На могилке поначалу был поставлен деревянный
крест с надписью: «Литвиненко Домна Ивановна. 1875— 1967 гг.».
10 декабря 2008 года, в праздник иконы Божией Матери «Знамение»,
по благословению Архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна были
обретены мощи блаженной Домники.
Современная икона «Собор Херсонских святых». Нижний ряд, слева направо: Евтропия Херсонская, Прокопий Херсонский, Иннокентий Херсонский, Варсонофий Херсонский, Домника Алешковская. Верхний ряд, слева направо: Иоанн Скадовский, Федор Ушаков
В связи с большим количеством чудес, происходящих на ее могиле,
и всенародным почитанием старицы, решением Священного Синода УПЦ
в марте 2009 года блаженная Домника Алешковская была канонизирована
в лике местночтимых святых.
Святая, блаженная мати Домника, моли Бога о нас!
Дни памяти блаженной по новому стилю: 10 июня — преставление,
10 декабря — обретение мощей.
Источники: Матвей СЛАВКО.Жития святых.Блаженная Домна Алешковская.Блаженная Домна Алешковская: огонь погас, Христос при нас. Протоиерей Игорь Рябко. Святая, ходившая по дну Каховского водохранилища. Памяти блаженной Домники.
| |
Просмотров: 13 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |