Среди «детских страхов», которыми подчас терзается душа христианина,
есть и совсем, казалось бы, нелепый, даже постыдный, но тем не менее
совершенно реальный:
«А не попустит ли мне Господь потерять то, что для меня дорого,
без чего мне трудно обойтись,без чего я вроде бы и не я буду?»
Или ещё определенней: «А не отнимет ли у меня это Господь?»
Откуда такое малодушие, такое недоверие, доходящее порой до стремления
от Бога «обособиться»,
не отдать, не выпустить из своих рук того, что из них Он — Господь и
Создатель наш — потихоньку «тянет»?
Не должно так быть, не может в принципе быть места подобным мыслям и
расположениям в сердце верующего человека? Не должно, но может и есть.
Иначе не приходилось бы слышать об этом то и дело в беседах в храме и за его
пределами, а еще чаще — наблюдать в реальной жизни проявления такого
настроения с сопутствующей ему ожесточенной борьбой за «свое» против...
Даже язык не поворачивается сказать, против чего, а точнее — против Кого...
Все, что есть у нас, — самая жизнь наша, бесценный дар бытия — от Него,
Им нам дано.
И все, что к жизни этой действительно потребно, — от Него тоже.
Как же зарождается в душе такой страх? Что лежит в основе его, чем
питается и поддерживается он?
Живя невнимательно и нерадиво, мы очень часто оказываемся не в состоянии
должным образом осмыслить и то, что делаем сами, и то, что происходит с
нами, и то, что творится внутри нас. Но сама душа наша, несмотря на это,
практически всегда ощущает те неправильности, которые мы допускаем,
приходит в состояние тревоги, беспокойства, лишаясь таким образом мира.
И неясные, не до конца понятые страхи именно здесь,
в этой области, коренятся.
Никого и ничто не должен любить человек больше, нежели Бога.
И не потому только, что таков закон, не потому, что такова заповедь даже, не
потому, что таково непреложное требование Творца по отношению к Своему
созданию. Просто нет у нас никого ближе и дороже, чем Он, нет никого, кто бы
так нас любил, кого настолько касалось бы все, что касается нас. И любовь к
Нему, всякую другую любовь превосходящая, — естественна, можно сказать,
природна для человека. И если забыта эта истина напрочь человеком, от Бога
далеким, то не может она не быть очевидна для христианина.
Слишком часто мы любим какой-то тлен больше, чем Своего
Небесного Отца
Не может... Но слишком часто оказывается, что на самом деле мы куда больше,
нежели Своего Небесного Отца, любим какую-то суету, какой-то тлен, то, что,
появившись на краткое время, бесследно исчезнет потом. И неважно, что это
такое: богатство, какое-то имущество, положение в мире, слава, отношение
к нам людей или наши отношения с людьми.
Человек в своем падшем состоянии способен привязываться, страстно
отдаваться всему, что связано в свою очередь с землей, к которой после
грехопадения обратился его взор.
И привязывается.
И чувствует неправильность этого. И гонит это чувство прочь, пытается
«закрыться» от него, не обращать на него внимания. Но оно все равно
прорывается сквозь выстроенные на его пути преграды, добирается до сердца,
и отзывается в нем тем самым страхом: «А вдруг потеряю?..
А вдруг отнимет?..»
И ведь не назовешь это предположение совершенно бессмысленным.
Если «чужому», «внешнему» человеку и не попустит порой такой потери,
такого «отъема» Господь, то у своего — того, кто хочет быть Его учеником, но
не решается, продав имение, за Ним идти, — отнимет почти наверняка. Да и как
же иначе? Ведь видит Христос сокровенное в нас, знает, что сердце наше
стремится, рвется к Нему. Видит и то, что именно связывает и лишает нас
свободы. И если обретается для этого хоть какое-то действительное основание в
нас самих, разрешает от уз.
Иногда нечувствительно, незаметно, иногда болезненно и тяжело.
Впрочем, и боль, и тяжесть — лишь оттого, что довериться часто не удается.
Забывается: «Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши»
(Пс. 15:2) — не нуждаешься Ты, Господи, в моих благах и не забираешь их у
меня, если они для меня и вправду благи. А если забираешь, то лишь потому,
что благо именно в том, чтобы забрать.
Нелегко дается человеку эта борьба. Нелегко дается настоящее,
простирающееся на всю жизнь и все, что может в ней статься с нами, доверие
Тому, кто эту жизнь нам дал: слишком уж ценим мы ее саму по себе, слишком
привязываемся к ней, воспринимая дар как данность. Но без доверия нет и
подлинной веры, а только лишь самое начало ее, первые ростки.
Без испытаний, без опыта потерь и лишений им не окрепнуть.
" Был день, в который сыновья и дочери Иова пировали в доме старшего брата.
И вот приходит вестник к Иову и говорит:
- Волы твои в поле попарно под ярмом пахали, и ослицы паслись подле них; вдруг напали савеяне и угнали их, а слуг перебили; спасся только я и прибежал донести тебе.
Пока говорил этот, приходит другой вестник к Иову, и рассказывает:
- Огонь упал с небес и попалил весь мелкий скот и пастухов; спасся я один и пришел сказать тебе. Еще не кончил этот своей речи, приходит новый вестник и доносит:
- Подошли халдеи и, разделившись натри отряда, окружили верблюдов и угнали их, а слуг перебили; спасся я один и пришел возвестить тебе.
Еще этот говорил, вот приходит иной вестник и сказывает Иову:
- Сыновья твои и дочери твои пировали в доме старшего брата своего; вдруг страшный вихрь понесся из пустыни, обхватил дом с четырех углов и обрушил его на детей твоих; все погибли; спасся только я один и пришел известить тебя. Выслушав одну за другой эти ужасные вести, Иов встал, в знак тяжелой скорби своей разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, пал на землю и, преклонившись пред Господом, сказал:
- Нагим я вышел из чрева матери своей, нагим и возвращусь в чрево матери земли. Господь дал, Господь и взял! - как угодно Ему, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!"
Не почувствовав себя хоть в самой малой степени сидящим на гноище Иовом,
не пережив, пусть даже в самой мизерной мере чего-то подобного,
не сказав — сразу или же в конце концов —
«Как Богу угодно, так тому и быть, буди благословенно имя Его во веки»,
не стать никому настоящим христианином. Поэтому путь Иова — путь каждого,
кто когда-то решился взять крест и пойти за Христом и впоследствии решения
своего не изменил. И не надо этому удивляться. Но и бояться тоже не надо.
На этом пути теряя — обретаешь, скорбя — радуешься, отдавая
— обогащаешься
Ведь путь этот — такой удивительный и ни на какой другой не похожий.
На нем теряя — обретаешь, скорбя — радуешься, отдавая — обогащаешься.
Надо просто верить, доверять и всегда помнить, что ничего случайного в
нашей жизни с того момента, как мы в нее вошли, нет,
что все — и подаренное и отнятое — на пользу подарено или отнято.
А потери... Потери неизбежны.
Хотя... Хотя есть одна дивная, но очень логичная закономерность.
Меньше всего теряют люди, которые потерь не боятся.
Меньше всего «забирает» Господь у тех, кто всегда и все готов отдавать.
Потому что какая нужда в лекарстве, а тем более в операции, когда и болезни-то
нет? Зачем освобождать того, кто ничем не связан?
Не хочешь терять и не хочешь лишаться? Не привязывайся ни к чему и не
держись ни за что.