
Илья Репин. Святитель Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888 г.
Как вы себя поведете, если увидите, что на улице пристают к беззащитному человеку?
Поспешите пройти мимо, чтобы не досталось самим? Вызовете полицию и будете отстраненно
смотреть, что будет дальше? Или же поучаствуете в беде ближнего?
Не будем кривить душой: в нашем обществе распространены трусость, неспособность защитить ближнего и откликнуться на чужую боль. Самое же страшное бывает тогда, когда свою безучастность и слабохарактерность мы объявляем добродетелью смирения.
Вот история, случившаяся совсем недавно. Нет смысла пересказывать все детали. Но суть в том, что в период активной пропаганды ювенальной юстиции у молодой мамы отняли двух малышей. Приходя к зданию, где находились детишки, она плакала возле окна, откуда на нее смотрели ее малыши и тоже рыдали навзрыд. И главное, ситуация на местном уровне не могла разрешиться. В органах опеки изобретали самые разные основания: «отдадим, когда сделаете ремонт в квартире», «отдадим, когда соберется комиссия». Как потом выяснилось, возвращать детей и не собирались. Однако среди друзей пострадавшей семьи нашлись те, кто проявил активное участие. Удалось выйти на структуры, наблюдающие за деятельностью опеки. Административное вмешательство сверху, выявив ряд нарушений в действиях опеки, обязало вернуть детей маме. Ювенальщики буквально шипели: «Кто там вмешался?» Но пусть это останется тайной.
Вопреки распространенным взглядам, добро – это вовсе не робкая благостность по отношению к совершающемуся вокруг нас злу, не толерантное заискивание или терпимость к любым формам общественной несправедливости. Подлинные любовь и добро – это активная сила, которая никогда не будет мириться со злом, злобой или несправедливостью, в нужный момент противостанет им, будет с ними бороться и их искоренять.

В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова» бесстрашный купец Калашников не побоялся вступить в конфликт с любимым
опричником царя Иоанна Грозного. Почему? Потому что опричник Кирибеевич хотел посягнуть на
семью Калашникова, опозорить его жену, и супруг, не боясь неминуемой смерти, одолевает
противника.
Как же соотнести с упомянутым случаем христианское смирение и беззлобие?
Подлинные смирение, кротость, беззлобие не есть слабохарактерность; напротив, это умение владеть собой, своими страстями и чувствами, что предполагает внутреннюю крепость и силу воли. С одной стороны, это умение совладать с собственным гневом, чтобы не выплескивать его без причин. А с другой – умение дать неприятелю достойный отпор, когда
...
Читать дальше »