28 июля Русская православная церковь чтит память
равноапостольного князя
Владимира, во святом крещении получившего имя Василий. В 988 князь
Владимир выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской
Руси.
Историки называют Владимира Великим, церковь — святым
равноапостольным, народ нарек его Владимиром Красное Солнышко.
Историки называют Владимира
Великим, церковь — святым равноапостольным, народ нарек его Владимиром
Красное Солнышко.Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942
(летописная хронология условна в этом периоде), а старший сын Владимира
Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира
960-й с точностью до нескольких лет.
Как сообщают поздние источники XVI века , Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине),
возможно под Псковом,куда разгневанная
княгиня Ольга сослала мать Владимира - ключницу Малушу, милостницу
княгини Ольги. По обычаям язычников, сын мог наследовать отцу-князю, и
малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром
княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери
Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследника
старшим дружинникам.
Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя
сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, — землю
Древлянскую, а младший, Владимир, — Новгород.
По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим
по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что
на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при
его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время
как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче.
Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в
980 году. Согласно самому
раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю
Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года.
Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг
в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества
(Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса),
также есть сведения, что князь ввёл, подобно скандинавам, практику
человеческих жертвоприношений богам.
Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до
крещения:«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а
наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на
Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он
ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Православные источники утверждают, что
после крещения князь освободил от
супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он
предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром
носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама,
иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с
«греческим философом» остановился на православии. Несмотря на
агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так,
Владимир говорит «немцам»: «Иде?те опять, яко отцы наши сего не прияли
суть» (то есть ступай
...
Читать дальше »