10:43 19 декабря - день памяти Святителя Николая Чудотворца. | ||
Вряд ли нужно много говорить о том, каким особым почитанием во всей
Вселенской Православной Церкви, у всех, кажется, народов, даже нехристианских,
пользуется, именно, имя
Святителя и Чудотворца Николая.
Мы с вами знаем, как Церковь торжественно прославляет великих иерархов — Вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, знаем, какое громадное духовное богатство своих творений эти святители оставили Церкви, которая до сих пор не перестает поучаться богословской истине, богословским знаниям и назиданиям нравственным из их вдохновенных творений. Святитель чудотворец Николай ничего подобного не оставил, не осталось после него, как будто бы, ни особых наставлений, ни богословских трудов. И, однако же, Церковь так торжественно прославляет его, что ему служба, богослужение, как-то даже торжественнее получается, чем этим трем Великим Святителям, и приближается, по своей торжественности, к службе двунадесятых праздников.
19 декабря Церковь благоговейно чтит память Святителя и Чудотворца Николая.
Она именует его «скорым помощником, всех предстателя и великим заступником, сущим на земли и в море плавающим, утешением скорбных и сущих в бедах прибежищем».
Святитель Николай родился в городе Патара ( с IVвека Миры) Ликийской области. Ныне это район входит в состав Турции. По происхождению он был ликийцем - представителем древней народности, населявшей эти места с незапамятных времен. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу. До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески – «побеждающий народ». Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, будущий святитель, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Ликийцы имели собственный алфавит, письменность, язык и культуру, но позже были ассимилированы греками. Интересно, что ликийцы почитали женщин более, чем мужчин и вели свой род по материнской линии. Наследство передавалось дочерям. Гражданские права также определялись матерью. Когда в житии Святителя Николая мы читаем о том, как он помог выдать замуж трех дочерей в конец разорившегося отца, намеревавшегося торговать ими, мы понимаем, что Святитель спас его не только от греха и позора, но и гражданские права будущих внуков этого человека, так как дети блудниц у ликийцев считались незаконнорожденными. Ликийцы были терпеливым и выносливым народом. Климат Ликии был капризным, и с июня, после сбора урожая, ликийцы поднимались в горы, спасаясь от засухи. Позже Ликия, потеряв автономию, вошла в одну из провинций древнеримской империи, а затем стала частью Византии. Такова была историческая и культурная среда будущего Святителя Христова Николая, которого русский народ неизменно воспринимал как своего русского Небесного покровителя. Всеобщее почитание Николая Чудотворца среди русских людей в значительной степени объяснялось его душевными качествами, в которых наши предки находили много сходного с народным русским характером. Святитель открыто, решительно и смело выступал в защиту угнетенных, невинных, заступался за неправедно осуждаемых и гонимых, помогал оставленным всеми и беззащитным. Такое отношение Святителя к людям было особенно близко русскому народу. Почти в каждой православной семье на Руси есть его икона. О степени почитания народом святителя Николая можно судить по тому, что Русская Церковь положила ему по четвергам и каждую неделю особую службу наряду с апостолами. С самых древних лет ни одному угоднику в православной Руси не воздвигалось столько храмов и приделов, как Николаю Чудотворцу. «Всякому во всякой потребе готовому помощнику», как поется в акафисте. Первый русский князь-христианин, киевский князь Аскольд, был крещен во имя Николая Чудотворца святым Патриархом Фотием более чем за сто лет до Крещения Руси. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая.
Древний составитель жития Николая-Чудотворца пишет о нем: «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его». Вы все хорошо знаете его житие и нет необходимости приводить многочисленные примеры его благодатного предстательства и помощи людям.
Святителю Николаю на Руси молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов или посягательств, о паломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз или от смерти, об укреплении и чистоте православной веры. Это особенно актуально сегодня, когда православная вера становится объектом политики людей, часто именующими себя православными, а на деле отстоящими от чистоты Православия, как небо от земли. Жизнь Святителя продолжают исследовать и его живой облик не пропадает в веках, он становится нам все ближе. Есть даже специальное направление науки — николаеведение. В этих исследованиях принимают участие не только российские ученые, но и исследователи со всего мира. По разрешению Ватикана были исследованы его мощи в гробнице. Относительно недавно был реконструирован реальный внешний вид Николая Чудотворца, который оказался очень похожим на его изображения на древних иконах. Как показали исследования мощей, Святитель был строгий постник - питался только растительной пищей, и болел болезнями, характерными для того, кто довольно долго пребывал в заключении в тесной и сырой тюрьме. Известно, что в житие Святителя Николая Мирликийского попала часть жития другого святого, тоже Николая, но Пинарского, жившего также в Ликии двумя столетиями позже.
Какова главная черта облика Святителя Николая, его жизненного пути? Первое, что бросается в глаза - это его самоотверженность, отречение от себя, от своего «я» во имя заповеди Христовой, во имя любви к Богу и ближнему. Не скорбные обстоятельства, которые ожидали его за те или иные поступки, было важным для Святителя, но действовать в Духе Христовом. Свое «я» он распял на кресте Христовом: как Сын человеческий распялся воле Бога-Отца, так и Святитель Николай распял свою волю заповедям Сына Божия. И в этом самораспятии заключается тайна христианского подвига, тайна креста, который порождает ту таинственную силу Божию, всегда соприсутствующую ученикам Христовым. Эта сила и делает их чудотворцами, дарует им великое дерзновение и премудрость, исполняет их бесконечной любовью к ближним. Об этой силе говорит Святой Григорий Палама: «в этом сказывается Божия премудрость и сила: победить чрез немощь, возвыситься чрез смирение, разбогатеть чрез бедность». Будем и мы, братия и сестры, изучать жития и крестный путь угодников Божиих, размышлять о них, сравнивать путь своей жизни с их жизнью. Замечать, с каким доверием к Богу они принимали все жизненные невзгоды и проблемы, как они в терпении переносили все внешние и внутренние свои скорби, но не предавали Господа, не шли на сделку со страстями, даже в извинительных случаях. Воистину слово Евангелия было для них всё! Весь этот мир они положили к стопам Божиим, к заповедям Христовым.
Потому-то, во дни чествования таких великих Божиих угодников, как Святитель и Чудотворец Николай, мы с вами награждаемся радостию и надеждой на спасение. Его молитвы даруют нам божественную благодать, которая преизливается в такие дни на нас, и мы верим и молимся ему: да не оставит он нас,немощных, без своей благодатной помощи плыть в этой пучине житейского моря, и да поможет нам, помощник ходящих по морю, завершить начатый нами путь христианской богоугодной жизни в небесной гавани Царствия Христова.
Митрополит Филарет (Вознесенский) Слово день Святителя николая чудотворца.
| ||
Просмотров: 275 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |