09:58 Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. | |
Успение Пресвятой Богородицы Об Успении Божией Матери в Священном Писании свидетельств нет,
но о нем есть верные церковные предания времен апостольских.
Об этом событии писали Дионисий Ареопагит, Мелитон, епископ Сардийский, святитель Епифаний Кипрский. Их свидетельства в XIV веке были обобщены Никифором Каллистом. Вот какова общая картина этого события. Ко времени Успения Пресвятая Дева вновь жила в Иерусалиме. Слава о Ней уже распространилась по всей земле. Много было у Нее почитателей, но были и враги, даже покушавшиеся на Ее жизнь. Защитить Ее было, казалось бы, некому – «сыновья»-апостолы трудились, проповедуя Евангелие, в других странах. Но сам Господь являлся невидимым защитником Своей Пречистой Матери. Каждый день Она шла молиться на Голгофу, а затем – к месту погребения Христа. Власти пытались Ей запретить приходить ко Гробу Господню и даже поставили там стражу, но Богоматерь, чудом Божиим, делалась незримой для стражников и все равно приходила молиться туда. Однажды, во время молитвы на Голгофе, перед Ней вновь, как и время Благовещения, предстал Архангел Гавриил. Но на этот раз он возвестил Деве Марии о Ее скорой кончине и переселении в жизнь вечную. Радостно приняла Богоматерь эту весть – ведь она означала конец Ее разлуки и Сыном и встречу с Ним на Небесах! Вернувшись домой, Божия Матерь стала готовиться к торжественному событию.Она призвала Иосифа Аримафейского и вместе они стали думать – как созвать апостолов: ведь большинство из них находились так далеко… Тогда Богоматерь стала молиться о том, чтобы Господь известил Своих учеников и помог им собраться у Нее. И первым был Иоанн Богослов – его восхитил Святой Дух и перенес из Ефеса в дом Богоматери. Она лежала на своем одре и молилась. Иоанн услышал, как на последнее слово Ее молитвы голос с Небес ответил: «Аминь». И тут стали прибывать остальные апостолы. Они также были перенесены Святым Духом от места своей проповеди. Апостолы радовались, увидев Богоматерь, но когда Иоанн поведал им, что должно произойти – печаль охватила их. Тогда Богоматерь, привстав на ложе, стала утешать апостолов, говоря, что Господь услышал Ее молитвы и вскоре Она встретится со Своим Сыном на Небесах. Каждого апостола Пречистая подзывала к Себе по имени, говорила ласковые слова утешения, хвалила за веру и труды, благословляла на дальнейшую Евангельскую проповедь и молилась о всехи о вся. Богоматерь завещала похоронить себя в Гефсиманском саду, где были похоронены ее родители и где когда-то Ее Сын молился перед Крестными Страданиями. тихо молилась. Внезапно засиял Божественный свет, перед которым померкли свечи, и в его сиянии у одра Своей Матери предстал Христос, окруженный Силами Небесными. откинулась на изголовье и тихо скончалась – как будто уснула. «Успение Пресвятой Богородицы» - так и называют это великое событие. Успение, а не смерть. Смерти нет – есть возрождение к жизни новой, вечной…
это изображена душа Богоматери. Дай нам Бог всем, чтобы и наши души после кончины нашей также упокоились на Его надежных руках. Оплакивая свою земную разлуку с Божией Матерью, апостолы стали прикладываться к Ее телу, и от него исходило благоухание. Затем приступили к погребению. 12 апостолов понесли на плечах одр с телом Богоматери, а впереди шел Иоанн Богослов и нес пальмовую ветвь, которую Архангел Гавриил дал Пречистой, когда извещал Ее о близком Успении. Остальные апостолы сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песнопения. Эта процессия шла от Сиона через Иерусалим – в Гефсиманию. Над пречистым телом Богоматери и над окружавшими одр апостолами внезапно появилось прозрачное светящееся облако и послышалось неземное пение – это Силы Небесные также провожали Пречистую в ее последний земной путь. Привлеченные необычной процессией, вокруг нее стали собираться жители Иерусалима. Большинство искренне оплакивали Богоматерь, а больные старались прикоснуться к одру, и все, кто прикасался, получали исцеление. Но нашлись в толпе и злобные, нечестивые люди. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись ко гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сопровождавшим тело Богоматери, а позже стал ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, непрестанно молясь. Один лишь апостол Фома не присутствовал при погребении Матери Божией – чудо перенесения, как с другими апостолами, с ним не свершилось. Так Господь как бы мягко наказал его за неверие в Воскресение Христово, когда Фома пожелал вложить персты в язвы Иисуса, чтобы убедиться, что Он действительно воскрес. Лишь на третий день после погребения Фома добрался до Гефсимании и с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой, громко сетуя о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Несказанная радость охватила апостолов. Воодушевленные, они отправились к местам несения своей апостольской проповеди. Вера их укрепилась, а предсмертное благословение Матери Божией дало новые силы. Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас, находится у подножия Елеонской горы, отделенной от Иерусалима долиной Кедрона. Когда-то праведная Анна, мать Богородицы, приобрела там участок земли, где устроила гробницу для семейного погребения. Там она и упокоилась вместе со своим супругом Иоакимом, отцом Богоматери. Таким образом, Пресвятая Дева была погребена в семейной гробнице. Ее могила с самого погребения чтилась христианами. Чуть позже там был выстроен храм, где, как величайшая святыня, хранились погребальные пелены Богоматери. Живший в V веке Патриарх Иерусалимский Ювеналий отослал эти пелены своей духовной дочери, супруге императора Маркиана Пульхерии (будущей святой). Она положила эти пелены во Влахернском храме. Гефсиманский Храм Успения Пресвятой Богородицы – подземный, но когда-то над ним была выстроена и верхняя часть, с колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня.
разрушениям и перестройкам, но общий первоначальный крестообразный план его сохранился. Вниз, в храм ведут 48 ступеней. Спустившись до 23 ступени, богомольцы видят по правую сторону от лестницы придел святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а по левую сторону – часовню с гробницей святого праведного Иосифа Обручника. Правый придел находится в ведении Православной Церкви, а левый – Армяно-Грегорианской.
За гробницей – алтарь, где ежедневно совершается Литургия на греческом языке. подворье Успенского храма, так называемая Малая Гефсимания. За три дня до праздника Успения, в 2 часа ночи, там совершается Литургия и молебен перед Плащаницей Богоматери, называемой "Феофания".
переносят в Гефсиманию и помещают перед гробницей Богоматери. Это перенесение называется «литания», в нем, в числе прочих, участвует вся Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Накануне праздника совершается служба «Погребение Богоматери», когда плащаницу Крестным Ходом обносят вокруг Гефсиманского Успенского храма. В день отдания праздника (5 сентября по новому стилю) Плащаница торжественным шествием вновь переносится в Малую Гефсиманию. | |
Просмотров: 595 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |