13:37 Уроки Великого поста. | |
… Кажется, лед тронулся, господа присяжные заседатели. Судя по тому, что пишется и публикуется, — Великий пост у нас постепенно начинает восприниматься не как период всевозможных запретов, а как время своеобразной «учебы». Во всяком случае, вопрос «что мне дает Великий пост?» звучит как будто чаще. А вот чему именно мы учимся в течение этих семи недель… Тут невозможно ответить просто и однозначно. У каждого и задачи, и уроки свои. И моя нынешняя статья — не что иное, как попытка оформить в слова свой собственный опыт и мысли. В надежде на отклик. Ну что ж — само по себе это неплохо. Только какое отношение оно имеет к моей вере? К моему духовному росту? «Они были трезвенниками, вегетарианцами и атеистами». Клайв Льюис давно уже все сказал. Ту связь, о которой в народе говорят: «Поел — сердцем подобрел». И наоборот: голодный как волк — значит, и злой, как вышеупомянутое животное. Наверное, таких горе-постников и раньше водилось немало. Иначе не содержалось бы в постной Триоди более чем прозрачного намека: мол, злые демоны вообще никогда не едят — и добрыми ангелами от этого не становятся. Не буду желать особой удачи: аскеза — это не олимпийские соревнования и не конкурс на тему «кто духовно круче». Тут цель не в достижении каких-то сияющих вершин, а просто… в обретении самого себя. И в понимании — кто у меня в доме хозяин.
Сперва я хотела обозначить «тему урока» иначе — «тишина», но вскоре поняла, что не в ней одной суть. Тишины в Великий пост вокруг тебя действительно становится больше — но она всего лишь фон, «обеспечение» для чего-то более важного.
Разве что в крупных магазинах или заведениях быстрого питания можно увидеть вывеску: «Постное меню». Да еще цены на «постные продукты» явно задираются. И все. Так же красуются на улицах рекламные баннеры какого-нибудь мясокомбината, так же студенты торопливо жуют хот-доги и мороженое возле киосков, так же народ спешит в кинотеатр на очередную американскую комедию (а вовсе не в церковь на покаянный канон). Свадебные кортежи появляются по-прежнему, в соседнем ресторанчике кто-то день рожденья «гуляет», студенческие «Вёсны» идут косяком… В общем, все как всегда. Никого не интересует, пост у вас в это время или нет.
*** Помните, в некоей пословице говорится о человеке, которого заставили Богу молиться, а он лоб разбил? Чтобы не быть таким человеком, нужно выбирать царские пути и не замучивать себя, не брать на себя те тяжести, которые нести не сможешь. Это умеренность. Царица добродетели – это рассуждение. Не прозорливость, не знание бесов, не воскрешение мертвых, не какие-то еще великие вещи, не являются самыми главными. Царицей добродетели является рассуждение. Ищите свою меру. Если вы больны или тяжело работаете, или что-то еще, вы должны поступать соответствующим образом с рассуждением, заручившись благословением своего духовного отца, если он у вас есть. Если человек грузчик, то может быть ему не стоит акцентироваться на изнурении себя неядением, но добавить в своей жизни побольше псалмов и молитв. А если человек проверяет тетради, будучи учителем первых классов, и у него забита голова уроками, то ему молиться очень трудно. У него ум занят. Тогда ему нужно как раз меньше есть и пить, но не замаливаться. Рассуждение, одним словом, нужно человеку, вступающему в пост. Есть сложности связанные с окружающим миром. Это третья категория сложности. Когда мы что-то делаем, мы хотим, чтобы все это делали. А все не будут этого делать. Все продолжат жизнь по своему сценарию. Например, мама в семье готовит еду на всех. Представьте себе, что никто в семье не постится — ни муж, ни дети, а она одна. И ей нужно как-то «пропетлять» между всеми огнями, чтобы были сыты волки и целы овцы. Она должна поститься сама и готовить непостную пищу окружающим. Это трудно? Трудно. Но награды без трудов не бывает. Поэтому здесь третий вариант сложности – это правильное отношение с окружающими. Мы попадаем в социальные напряженности, когда окружающий мир не понимает нас, а мы не согласны с окружающим миром. Здесь нужна изрядная доля мудрости. Просите ее у Бога без сомнений, как пишет Иаков апостол. Все, кто вообще постится, должны думать, что они постятся впервые. Я думаю, что все, что мы делаем хорошего, мы должны делать так, как будто мы делаем это впервые, плюс еще и в последний раз. Вот тогда он будет получаться настоящим.Заезженная пластинка привычности не даст вам ни новизны, ни радости, ни сил, ни расправленных плеч. Все должны думать, что они постятся впервые. Все. И если стать на суд совести, мы должны признать, что мы, раньше постясь, и болтали много, и ели больше, чем надо, и баловали себя сладеньким, и спали излишне, и мало молились в те посты прежние. Мы в принципе погубили все посты, которые были ранее. Путь к Царству Божьему, по слову Димитрия Ростовского, открыт для того, кто каждый раз начинает заново.
| |
Просмотров: 437 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |