Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Пятница, 26.04.2024, 02:08
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2014 » Декабрь » 16 » Скорый в бедах заступник.
19:47
Скорый в бедах заступник.

О святителе Николае может рассказать любой христианин.

Почти все знают, что он помогает путешествующим, выдает замуж

бедных девиц и приносит подарки на Рождество Христово под именем

Санта Клауса. Многие вспомнят о том, что он дал пощечину Арию на

I Вселенском соборе в 325 году, а уж число народных легенд и сказок,

связанных с именем святого Николы столько, что они сами по себе

составят увесистый том на разных языках.

 

Родился будущий святитель около 280 года в городе Патары Ликийской

области, что на южном побережье Малоазийского полуострова.

Назидаемый благочестивыми родителями, достойно провел он детские

годы: отличался серьезностью и спокойствием, полюбил церковную

службу, открыл бездну премудрости в книгах Священного Писания.

 

«С первых дней жизни младенца его поведение было необычным: во время кормления Николай

сосал молоко только из правой груди матери, а по средам и пятницам вкушал лишь один раз,

и то вечером, в девятом часу. Это знамение предопределило весь образ жизни Николая.

Так, от младенческих пелен до самой кончины святой проводил среду и пятницу в строгом посте

и воздержании».

(Антропологические исследования мощей проведенные при вскрытии его гробницы в Бари

профессором Луиджи Мартино в 1953-1957 годах, показали, что святой питался лишь растительной

пищей. )

По совету дяди – епископа Патарского Николая – с юных лет решил

посвятить себя Церкви и вскоре был возведен в церковную степень

чтеца, а затем рукоположен в сан пресвитера. Так начинался его

евангельский подвиг – благовествования слова Божия.

В  провинции  Патра существовала крепкая христианская община,

несмотря на то, что большей частью по своей культуре и внешнему

облику регион был эллинистическим, а значит, языческим.

Согласно житийной литературе, дошедшей до нас в разных списках

латинского, сербского и греческого происхождения, одним из занятий

семьи будущего святого было управление рыболовецким флотом,

и после смерти своих родителей свт. Николай унаследовал хорошее

состояние, которое отдал на нужды благотворительности.

На какие средства существовал сам свт. Николай, не установлено,

но зная то, что он служил при храме, носил очень простую рясу и был

великим постником, можно предположить, насколько в малом он

нуждался.

Св. Николай Чудотворец. Явление Ангелов Господних

Следующий случай свидетельствует, к тому же, о его крайнем смирении.


В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери

красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать

замуж своих дочерей. До чего может довести нужда человека,

недостаточно проникнутого христианским сознанием!


Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать

честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые

для их приданого.


Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь, святитель Николай,

бдительно следивший за нуждами своей паствы.


Получив от Господа откровение о преступном намерении отца,

он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его

семейство от духовной гибели.


Он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем, как о

благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро.

Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его

видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил

внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. На утро отец нашел золото, но не мог ведать, кто был его тайным благодетелем. Решив,

что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил

Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь.

Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло

надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из следующих

ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок

с золотом.


Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь

таким же образом окажет милость и третьей дочери.

Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и

достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночей, выжидая его

прихода.
Не долго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый

пастырь Христов.


Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал

своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его

ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной

гибели.

 

По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался

туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и

чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой

своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил

великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на

палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу.

Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов

мест-ных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других

изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в

скорбях.

Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины,

святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме;

подошел к дверям, закрытым на замок, и двери Чудесной Силой сами

открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить

благочестивое желание своей души.
Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель

Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от

людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом.


Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под

спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну.

И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на

родину.

Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в

Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он

был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении

монашеской келье он думал остаться на всю жизнь. Но наступило

время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным

руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом

евангельского учения и своей добродетельной жизнью.

Однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен

вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!»


Священный ужас объял пресвитера Николая: что именно повелевает

совершить ему чудный глас? «Николай! Эта обитель не та нива, на

которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод.

Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя

Мое!»

Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и

местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и

оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию

Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть

мирской славы.
Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно

посещал все церковные службы. Насколько Угодник Божий смирял себя,

настолько Господь, унижающий гордых и возвышающий смиренных,

возвысил его. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн.

Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные

архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей,

но общего согласия не было.

Господь сулил для занятия этой должности более достойного мужа,

чем те, которые находились в их среде. Епископы усердно молились

Богу, прося указать лицо наиболее достойное.

Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный

неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и

заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение:

это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить

своим архиепископом; открыто было и имя его — Николай.


Получив сие божественное откровение, старец епископ сообщил о нем

другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы.


С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожида

я прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в

храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно

ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, владыко!»

По имени и глубокому смирению прибывшего, старец убедился, что он

и  есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов.
Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря

на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу;

собралось множество народа.


Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со

словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас

Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ.

Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем

того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым

руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его

славы и суда!»


При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель

Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя

должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для

других!»

Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для

прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен

духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия;

соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду,

вкушал постную пищу раз в сутки — вечером.


Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и

пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого

он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для

нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных —

заступником. Паства его процветала.

Чудесное возвращение ковра

Освобождение военно-начальников

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась

гонениям императора Диоклетиана (285—30 гг.). Храмы разрушались,

божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и

священники заключались в темницы и предавались пыткам.

Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям.

Гонение дошло и до Ликийской Церкви.


Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству,

громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу,

где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в

крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за

Христа.
Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай,

по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще

большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей.

Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной

веры и искоренению язычества и ересей.

 

Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV века от

ереси Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его

Единосущным Отцу.)

Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева

лжеучения. Равноапостольный император Константин созвал Первый

Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством

императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было

подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.

Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий

Александрийский и святитель Николай. Прочие святители защищали

Православие помощью своего просвещения.


Святитель Николай же защищал веру самою же верою — тем, что все

христиане, начиная с Апостолов, веровали в Божество Иисуса Христа.

Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев

богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке.

 


Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили

святителя Николая преимущества его архиерейского сана —

омофора и заключили его в тюремную башню.

Но вскоре они убедились в правоте святителя Николая, тем более,

что многие из них имели видение, когда пред их очами Господь наш

Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая

Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из

заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как

великого Угодника Божиего.

Местное предание Никейской Церкви не только верно сохраняет память

о святителе Николае, но и резко выделяет его из числа трехсот

восемнадцати отцов, которых считает всех своими покровителями.


Даже турки-мусульмане имеют глубокое уважение к святителю:

в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был

заключен этот великий муж.

По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою

благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви

Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере

язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели.
Заботясь о духовных нуждах своей паствы, святитель Николай не

пренебрегал удовлетворением их телесных потребностей.

Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти

голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой

корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне

святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию,

ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые

монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя

в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было

повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены.

 

По словам святого Андрея Критского, святитель Николай являлся к

людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь

и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью

святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков,

как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был

ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у

Нее миром благоуханным!»

 

Представление о внешности свт. Николая мы получаем из его

иконографических изображений, сделанных еще при его жизни.

Поскольку святитель был покровителем мореплавателей, немало

его рукодельных изображений развозились в разных направлениях

Средиземноморья кораблями, проходившими через порт Миры.

Согласно результатам анатомо-антропологического исследования

святых мощей свт. Николая, для проведения которого в 1953 году

впервые была вскрыта гробница в г. Бари (куда мощи были

перевезены итальянцами предположительно в 1087 году) лик,

изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду

захороненного в гробнице человека. Возглавлявший научно-

исследовательскую группу итальянский антрополог и анатом,

профессор Луиджи Мартино установил, что «по строению черепа и

скелета святитель принадлежал к белой европеоидной

средиземноморской расе, для которой характерны средневысокий

рост и смуглая кожа; с высоким лбом, с носом, стремящимся к

орлиному, скелетом средней крепости». Рост великого святого

составлял 167 сантиметров.

 

Современники описывали архиепископа Николая Мирликийского как

человека, отличавшегося необычайной кротостью и смирением:

«Он одевался очень просто, без всяких украшений, имел лик,

исполненный святости и благодати. От него исходило удивительное

сияние, как от пророка Божиего Моисея». Мощи свт. Николая Чудотворца

до сих пор обильно мироточат. По словам исследователей, некоторые

части мощей, точнее, позвонки, могут скоро раствориться в

благоухающей жидкости и просто исчезнуть через несколько десятков

лет, если не принять должных мер по их сохранению.

Прижизненный образ святителя Николая.

 

Антропологическое исследование мощей также показало,

что свт. Николай Мирликийский был строгий постник: великий святой

не ел мяса, употреблял только растительную пищу. Болезни, которыми

болел свт. Николай, характерны для того, кто довольно долго пробыл в

заключении, а именно, в тесной и сырой тюрьме (из его жития

действительно известно, что во времена диоклетианова гонения на

христиан архиепископ Мирликийский был брошен в темницу).

Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки

свидетельствуют о мучениях, которые он перенес в тюрьме — его

пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало

обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки,

что ученые также объясняют многолетним влиянием тюремного холода и

сырости.

Исследование святых мощей, проведенное профессором Л. Мартино,

позволяет определить, что почил свт. Николай Чудотворец в возрасте

между 70 и 80 годами, благодаря чему стало возможным вычислить

примерное время его рождения — приблизительно 270 год. Что касается

датировки кончины святителя, то предположения многочисленных

биографов святого сгруппированы в периоде с 341 по 345 год.

Русская Православная Церковь дважды празднует память святителя:

9/22 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари – весенний

Никола) и 6/19 декабря (зимний Никола) – за три недели до Рождества

Христова.

И, может быть, отчасти поэтому в сознании европейских народов

(искаженном, правда, протестантизмом, отменившим с XVI века

почитание святых) святитель Николай превратился в доброго дедушку

Мороза – Санта-Клауса, особенно заботящегося о детях и бедняках.

Новый год по всем существующим в мире церковным календарям

наступает после Рождества Христова (наша бездумная погоня за

Западом и здесь привела к недоразумению: Новый год получился до

 

Рождества Христова, во время поста!), и кому как не величайшему из

святых заботиться в веселые святочные дни о праздничном настроении.

А на Руси – Дед Мороз остается Дедом Морозом, а Никола Угодник –

помощником и покровителем во всей человеческой жизни.

И свыше тысячи лет любой православный христианин знает наизусть и в

радости или в горе повторяет тропарь святителю Николаю:

«Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду

твоему, яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая,

нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога

спастися душам нашим».


О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!

Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защититель, алчущих

кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих

управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и

покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети

славу избранных Божиих на небеси и с ними непрестанно воспевати

Единаго в Троице покланяемого Бога во веки веков.

 

 

Источники:

Живописный цикл Сергея Ефошкина — Св. Николай Чудотворец

http://hramvkudrovo.ru/2014/12/15/zhivopisnyjj-cikl-sergeya-efoshkina-sv-nikolajj-chudotvorec/

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских в свете современных исследований Юлия Комлева http://www.pravoslavie.ru/smi/43506.htm

Загадки жития святителя Николая Андрей Зайцев http://www.pravoslavie.ru/smi/58226.htm

Скорый в бедах заступник Татьяна Горбачева http://www.pravoslavie.ru/put/1720.htm

 

Просмотров: 756 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Декабрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0