Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Суббота, 27.04.2024, 10:08
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2023 » Октябрь » 13 » РАДУЙСЯ, РАДОСТЕ НАША!
11:21
РАДУЙСЯ, РАДОСТЕ НАША!

      ПОКРОВ  ПРЕСВЯТОЙ  БОГОРОДИЦЫ

 

"Днесь благоверные люди свет­ло празднуем
осеняеми Твоим Богомати пришествием..."

 

 

14 октября – один из самых любимых и почитаемых в

христианской России праздников – Покров Пресвятой

Богородицы.

 

История праздника Покрова Пресвятой Богородицы заставляет нас мысленно перенестись

 

на десять веков назад, в год 910 от Рождества Христова, в столицу Византии –

 

Константинополь.

 

Нелегко в те суровые времена приходилось этому оплоту христианства!

 

За все время существования Византийской империи город 24 раза подвергался

 

жесточайшей осаде, но лишь дважды за всю византийскую историю оказывался в руках

 

захватчиков. Кто только ни пытался поработить великий город: арабские орды халифа

 

Сулеймана, персидские воины царей из династии Сасанидов, войска болгарского хана

 

Крума, русские дружины под предводительством Аскольда и князя Игоря…

 

Но почти всегда Царьграду, как еще называли столицу Византии, удавалось выстоять.

 

И происходило это в немалой степени благодаря заступничеству Божией Матери.

 

    Но вернемся в год 910. Вновь Константинополь во вражеской осаде.

 

По одним  историческим источникам, к стенам города подошли мавры-сарацины,

 

по другим, – это были племена русов, жаждавшие

 

«прибить щит на врата Царьграда».

 

И вновь жители Константинополя собрались во Влахернском храме и

 

горячо молились о защите

 

Пресвятой Богородицы.

 

Жители горо­да были в страхе и не могли

 

ни­какими  человеческими  силами

 

отразить нападение вра­гов.

 

Вражеская армия осадила город

Константинополь с единственной целью -

 

стереть его с лица земли, разрушить его

многочисленные  храмы, большая часть

которых была посвящена Царице

Небесной.

Жителей предполагалось предать лютой

казни, а некоторых рабству, надругавшись

над верой их.  

 

Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви, некогда стоявшей

у  императорского дворца в константинопольском предместье Влахерны, близ

залива Золотой Рог.

 

 

Среди собравшихся  был благочестивый и набожный человек по имени

 

Андрей с учени­ком своим Епифанием.

 

 

 

Он вдруг, среди своей усердной и пламенной молитвы видит, как буд­то купол

 

церкви рас­крылся и на воздухе стоит Царица Небесная - Богородица, окружен­ная

 

множеством ангелов Божиих. Она распрос­терла Свой Пречистый Омофор над

 

всеми христианами и молилась Сыну Своему.

 

Святой Андрей слышал даже слова Ее молитвы. Пречистая Дева взывала:

 

"Царю Небесный, приими всякого человека, славя­щего и

 

призывающего имя Твое Пресвятое на всяком месте".

 

 

Бла­гоговейным страхом и ужасом был объят Андрей Юродивый, созерцая это

 

дивное явление. Не веря своим глазам и своему слуху он указывая на это чудесное

 

явление спросил своего ученика Епифания: "видишь ли брате, Царицу

 

и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?"

 

Смиренный ученик и сам пораженный не менее учителя ужасом и умилением с

 

трепетом отвечал: "вижу, отец святой, вижу и ужасаюся".

 

 Отчаяние внушило обратиться с великим воплем и слезами в молитве к Матери

 

Божией. Это была последняя и единственная надежда.

 

Представьте, как молились они, заглядывая в завтрашний день свой, откуда уже

 

веяло дыхание смерти. Все земное забыто, впереди - дверь в вечность, и

 

мученическая насильственная смерть - на пороге.

 

Глубина покаянного чувства, сокрушение о грехах, причиной которых явилось

 

нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама

 

поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее светящийся омофор становится

 

Покровом от грядущей на них беды.

 

 

Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, Правде и

Истине, чье сердце у ног Спасителя, только они поражены видением. Это святой

Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, и ученик его

Епифаний: "Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят".

 

Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, через покаяние очистив

сердца, смогли безусловно поверить им.

За верой же явилось дело - враг внезапно, без всякой видимой

причины, оставил свое намерение.

 

Воодушевленные за­ступничеством Пресвятой Богоро­дицы жители

Константинополя от­разили нападение язычников.

 

 Все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют:

"Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором".

Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все

времена.

 

Русский народ возлюбил это сказание, возлюбил и церковный праздник, который

именно в нашей Русской Церкви получил наиболь­шее распространение. Потому

что наша Русь Святая издревле счи­талась и называлась домом Пре­чистой Девы.

Домом, над которым она распростерла свой всеобъем­лющий и всепокрывающий

омо­фор. Покров - это защита. Сегод­няшний праздник Покрова Божией Матери

говорит нам, что наша защита от бурь житейского моря – Пречистая Дева. 

 

 

 

Но над кем же простирается этот благодатный Покров?

 

Над Церковью божественного Сына ее, Господа Иисуса Христа,

которая есть Тело Его.

 

Как Господь ска­зал ученикам перед Вознесением на небо: "Я с вами во все дни до

скончания века" (Мф. 28, 20), так и Пресвятая Дева, разлучаясь со святыми

апостолами и со всеми ве­рующими перед Успением Своим, возвестила им, что не

оставит их в сиротстве, но будет посещать и назидать их.

 

Это чудесное явление само по себе и радостное, поскольку показывает

непрестанное ходатайство Божией Матери за род человеческий пред Богом, и

одновременно, весьма поучительное. Для извлечения уроков для благочестивой

жизни полезно будет внимательно рассмотреть некоторые детали этого дивного

события.

 

Само явление Божией Матери в сопровождении святых угодников Божиих с

сонмом Ангелов показывает нам то, что небожители заботятся о своих младших

земных братьях. Они принимают деятельное участие в нашей земной жизни,

ходатайствуя за нас пред Богом. История человеческого рода разворачивается во

времени под их надзором и «водительством». На что же ещё Им употреблять

обретенную благодать, могущество и духовную силу, как не на помощь нам

земнородным.

 

Ведь даже на земле порой весьма черствые и неотзывчивые люди бывают тронуты

беспомощностью и несчастьем других. Сердце их, отогреваясь сочувствием,

наполняется состраданием, и в душе, быть может впервые, рождается святое

желание помогать и покровительствовать. Это чувство прогоняет эгоизм и

холодность обыденной жизни и делает человека причастным к Небу и Вечности.

 

Если это, хотя и редко, но все-таки бывает в Мире, лежащем во зле, то тем паче это

должно быть свойственно и Миру Горнему, пребывающему в Любви.

И в празднике Покрова Пресвятой Богородицы мы видим, как Сама Владычица

Небесная не остается только зрительницей нашей духовной и телесной бедности,

но покровительствует нам, простирая над человеческим миром Свой молитвенный

покров.

 

 

Другая деталь подчеркивает, что явление Покрова совершилось

ни где-нибудь, а  именно в храме во время Воскресного Богослужения.

 

Действительно, где же ещё  пребывать Небесным Силам, как не в том месте,

где особенно пребывает их Царь и  Господь? Хотя по Своей Божественной природе

Бог – Вездесущ, но мы  утверждаем, что Дом Божий, которым является

храм, - это место Его особенного  присутствия.

 

Человек на земле всё подчиняет своей греховной воле. Подстраивая мир под себя,

а лучше сказать, по свои страсти, мы разрушаем среду собственного обитания,

ломаем природный порядок, в конечном итоге оскверняем мир своем грехом.

В духовном смысле можно сказать, что Человек вынужден всему и всем

навязывать свою волю. Совсем иначе бывает в Храме Божием. Здесь человек

благоговейно отлагает свою волю, предаваясь в Волю Своего Творца.

 

Место, которое человек избирает для молитвы, делается местом, где он сам

осуществляет просимое от Бога: «Да будет воля Твоя».

И это место мистически становится Домом Божиим - дом Мой домом

молитвы наречется (Мф. 21:13) – и здесь «живет» Бог, и здесь наиболее

прилично пребывать и Ангелам, и святым божиим человекам, и Самой

Приснодеве. Поэтому желающим покровительства Ангельского и молитвенного

Покрова Божией Матери не найти лучшего места и способа обрести его, кроме

пребывания в храме. Повествование о явлении Богородицы во Влахернском храме

удостоверяет нас в том, что наша надежда на помощь Царицы Небесной не

напрасна. Святой Андрей с Епифанием лишь однажды увидели то, что сокровенно

от наших очей происходит непрестанно. Сокровенно от очей, но не от умов

и сердец.

 

Есть и ещё один вероучительный момент в рассматриваемом ныне событии.

Матерь Небесного Царя, Владычицу Небесную увидели Андрей с Епифанием не

восседающей на Престоле и ниспосылающей благословения роду человеческому, а

стоящей на коленях и молящейся Богу за человеческий род.

 

 

Молитва, по свидетельству многих святых, есть главнейший критерий

духовной жизни. Где нет молитвы – там нет духовной жизни, там

духовная смерть.

Мы видим, что небожители постоянно пребывают в молитве, это относится и

Божией Матери. Почему так? Потому что Один Владыка всяческих, Отец Щедрот,

Податель небесных и земных благ, Источник жизни и бессмертия – Бог.

Он един – Первопричина бытия, и даже небесное блаженное пребывание

подчинено Его воле. Но подает он благо не помимо воли получающего, а

сообразуясь с ней.

Бог всегда соблюдает свободу воли Своего творения. Он по-настоящему любит

каждую личность, невзирая на её качества. Подлинная любовь не мыслима без

свободы, без уважения автономии и суверенитета личности. Благоговение и

молитва угодны Богу потому, что дают Ему законный повод одарить достойно

просящего, а не потому, что Господь, якобы, наслаждается раболепием и

пресмыкательством тварей.

 

Потому молитва не есть выражение страха потерять расположение Владыки, а

необходимое условие сохранять неразрывную связь с Источником

всяческих благ.

Это весьма поучительно для нас. Молитва нужна не только на земле, но и на небе

её надобность не отменяется. Если мы хотим в будущей вечной жизни пребывать в

Царствии Божием и наслаждаться его благами, то должны здесь на земле

полюбить молитву и научиться ей.

 

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы испросим у нашей Владычицы

молитвенного предстательства и заступничества, духовных и телесных сил для

провождения благочестивой и богоугодной жизни, в основании которой пусть

будет подлинная любовь к Богу, рождающая в душе горячую молитву.

 

Влахернская Икона Божией Матери

 

 

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми

Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе

пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным

Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына

Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

 

 

 

 

Источники:

РАДУЙСЯ, РАДОСТЕ НАША! Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в праздник Покрова Матери Божией. Псково-Печерский монастырь,2001 г.

Священник Марк Ермолаев. Проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

 

Протоиерей Василий Попов. Покров Пресвятой Богородицы.

 

Просмотров: 51 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Октябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0