О неводе, закинутом в море.
"Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему
рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и,
сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды
праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
(Мф.13:47-50)
Эта притча о Судном дне.
«Невод» – учение рыбаков-апостолов, которое соткано из знамений и
пророческих свидетельств, ибо о чем ни учили апостолы, они подкрепляли
это чудесами и словами пророков.
«Рыбы» – люди всякого рода: варвары, эллины, иудееи, блудники,
мытари, разбойники.
«Наполненный невод» – окончание мира.
«Сосуды» – вечные жилища.
У этой притчи тот же смысл, что и у притчи о пшенице и плевелах.
Чем различается эта притча от притчи о плевелах?
И там одни спасаются, а другие погибают.
Но там одни погибают от принятия вредных учений, а другие, о которых сказано
выше, от невнимания к слову (Божию).
Здесь же причиною погибели бывает порочная жизнь.
Так погибающие всех несчастнее: они и познание приобрели, и уловлены были,
но при всем том не могли спастись.
****
О милосердном царе и безжалостном заимодавце.
23. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться
с рабами своими;
24. когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был
ему десять тысяч талантов; *
25. а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его,
и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26. тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил:
государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его
и долг простил ему.
28. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был
ему сто динариев,** и, схватив его, душил, говоря:
отдай мне, что должен.
29. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил:
потерпи на мне, и все отдам тебе.
30. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали
государю своему все бывшее.
32. Тогда государь его призывает его и говорит:
злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому
что ты упросил меня;
33. не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я
помиловал тебя?
34. И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст
ему всего долга.
35. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый
из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Толкование.
1) Грехи наши перед Богом многочисленны и тяжки;
2) Бог прощает их нам по своему милосердию, если мы молимся ему о том;
3) Грехи наших ближних против нас незначительны, сравнительно с грехами
нашими перед Богом;
4) Следовательно мы должны их прощать ближним нашим;
5) Если мы не прощаем их, то и Бог не простит нас, и тогда мы должны за это
подвергнуться вечным мучениям.
Требование Спасителя двоякое: чтобы мы чувствовали свои грехи, и чтобы
прощали другим.
Твое спасение в твоих руках; прости – и тебе будет прощено.
Через прощение приходит к нам глубочайшее знание греха — и покаяние,
открывающее Царство Небесное, и сострадание ко всякому раненому грехом
человеку.
(Св. Евангелие от Матфея 18:23-35.Луки 17:3-4)
|