Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Воскресенье, 05.05.2024, 17:35
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2019 » Ноябрь » 6 » Почему Бог попускает страдание и смерть?
16:09
Почему Бог попускает страдание и смерть?

Говоря о понятии «страдания», необходимо обратить внимание на

употребление этого слова в Священном Писании, преимущественно —

в текстах Ветхого Завета, и обзорно обозначить рамки понимания страдания.

 

 Во-первых, например, по Быт. 35:17 и Исх. 3:7 под «страданием» понимается нечто

трудное, тяжелое, суровое, и даже жестокоеТакже это может быть притеснение или

бедствие. Во-вторых, со страданием ассоциируется часто зло или беззаконие, в общем,

то, что причиняет бедствие, что несет разрушительную силу 

(например, в Руф. 1:21 или Иов. 6:2).

Самая распространенная ассоциация со страданием — это боль или перенесение боли

(например, Иов. 2:13). Особенно часто страдание ассоциируется с родовыми муками,

то есть это такое состояние, при котором хочется кричать (от боли), корчиться от страха,

быть объятым ужасом (например, в Мих. 4:10).

Кроме того, страдание — это тяжелый труд, который приводит к изнеможению, мучению

(Иов. 5:7). Еще страдание связывается с горем, несчастьем, бедой (Пс. 24:18); или

с угнетением, притеснением, нуждой, теснотой (Пс. 106:17 или Ис. 48:10).

 Кроме того, «страдание» — это терпение мучения от боли (Мф. 8:6).

 Кроме того, сожалением о каких-то поступках можно назвать моральную боль.

И преодоление такой боли предполагает стремление к изменению себя или

окружающего мира к лучшему.

 

Адам и Ева были изгнаны из рая.

Первозданные отношения с Богом разорвались, и грех естественным образом привнес в

мир людей смерть и тление. Человек начал страдать от того, что теперь в новых

исторических обстоятельствах он не имеет всего того, что имел, когда был с Богом.

Теперь труд и болезнь — ключевые факторы, сопровождающие всю его жизнь.

 

Последствие греха первых людей — это измененная природа человека,

подвластного страстям с момента грехопадения, которая биологически

передается из поколения к поколению.

 

Каждый человек ответственен за свой грех«Сеющий неправду пожнет беду…» 

(Притч. 22:8); или: «Пути твои и деяния твои причинили тебе это; от твоего нечестия

тебе так горько, что доходит до сердца твоего» (Иер. 4:18).

 

Не нужно все списывать на грехопадение Адама и Евы, но все же смерть

царствовала…  над несогрешившими подобно преступлению Адама (Рим. 5:14).

 

За что Бог посылает людям бедствия, подобные потопу, землетрясению?

 

Сама подобная постановка вопроса — «за что?»

с христианской точки зрения неверна. Когда речь заходит о страдании целого народа

во время стихийного бедствия, объяснять эту катастрофу действием рассердившегося Бога

можно только с позиции языческих религий, но никак не из тех представлений о Боге,

которые открыты в Евангелии.

Потоп.Гюстав Доре.

 

На страницах Евангелия раскрывается такая полнота представлений о Боге,

которую даже ученикам Христа было непросто воспринять.

 

«Не погубить, а спасти» — как понять эти слова, если речь в них идет о том же

Боге, Который сказал когда-то во времена Ноя:

«И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в

которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится

жизни» (Быт. 6:17).

 

 Бог истребил людей за их грехи. 

 

Конечно же, связь человеческого греха и происходящих на земле катастроф

в христианстве ни в коем случае не отрицается.

Но сводить эту связь лишь к примитивной схеме «человек согрешил — Бог

покарал» было бы принципиально неверно.

 

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и

помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал

человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица

земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных

истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6:5–7).

 

Человек нарушает вовсе не какие-то формальные и внешние по отношению к

нему повеления Бога, а идет наперекор собственной богоданной природе, мучает

и разрушает ее своими грехами.Все, что происходит в духовной жизни человека,

неизбежно оказывает сильнейшее влияние на окружающий его мир. 

 

Наглядный пример этой связи духовного состояния человечества со всей природой —

 

экологический кризис, в который люди ввергли свою планету всего за одно только

 

столетие научно-технического прогресса. 

 

 Ефрем Сирин пишет:«Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился

ковчег, но они не покаялись.

Обвиняя Бога в какой-либо катастрофе, теракте, надо помнить, что Бог Сам

отдает Свою жизнь ради спасения человека. Поэтому мы как христиане должны

понимать, что при всей боли и нелепости смерти в мире, винить никого нельзя, а

нужно каждому в самом себе пытаться сразиться со смертью.


(Гравюра Гюстава Доре "Бегство Лота". Жена Лота превращается в соляной столб).


Вспоминая слова Христа «мертвые погребают своих мертвецов», мы можем умереть так и

не живя. Потому что жизнь человека реальна только тогда, когда его смерть не

бессмысленна, когда он может ее чему-то посвятить.

Мы не должны рассуждать о вкусе мороженого, ни разу не попробовав его, но должны

попробовать вкусить его. Быть с Богом – значит иметь опыт молитвы, опыт внутреннего

разговора с Ним. И тогда только, уже исходя из этого настоящего опыта, человек сможет и

других людей утешить. И очень важно помнить, что перед лицом смерти и беды мы все

стоим на суде Божием.

Умер человек, которого я любил –застала ли его смерть в старости или случилась авария –

я как христианин понимаю, что этот человек сейчас отвечает перед Богом за всю свою

жизнь и за меня в том числе. А значит и я тоже на этом суде. Вот почему мы молимся за

умерших.

 

Почему Бог допускает войны? Почему Бог допускает смерть детей?

Почему Бог допускает терракты?

Самый жесткий вопрос, который люди предъявляют: Почему Бог допускает

смерть детей? Почему в мире есть боль и страдания? Чтобы по-христиански

говорить о таких проблемах, нам нужно хорошо знать основы нашей веры.

И первый, самый важный вопрос в таком серьезном разговоре – вопрос о

происхождении зла. Откуда в мире появилось зло, кто несет за него ответ?

Наличие зла в мире мы наблюдаем с первых дней человеческой жизни:

маленькие дети сражаются за свои игрушки, не умея говорить, проявляют

ревность, отстаивают свое первенство и так далее.

Библейский ответ на вопрос о происхождении зла кроется в той катастрофе, в

том падении, которое мы называем первородным грехом. Дело не в том, что

первые люди согрешили, съев запретный плод. Такое название «запретный плод»

– неверно. Человеку было сказано, что есть с дерева нельзя, и объяснено

почему: потому что еще не время, потому что человек еще не готов, не созрел

для того чтобы вкусить этот плод. Не было прямого запрета, потому что Бог не

балуется. Если бы Он сделал для человека что-то невозможное – это было бы

просто человеку невозможно. Но это было воспитание свободы.

Помните сказку «Цветик-семицветик» с реальным финалом?

У девочки осталось два лепесточка после всех желаний, и вдруг она вспоминает, что за её

домом живет самый красивый в городе мальчик, которого она любит. Она мчится к нему и

рассказывает про волшебный цветок. Он не верит, она дергает лепесточек и исполняет его

желание, а потом говорит: «Теперь, мальчик, я оторву последний лепесточек – и ты

полюбишь меня».

И он в ужасе говорит ей: «Не делай этого, потому что потом ты меня убьешь. Я буду

ходить за тобой тенью, а ты всю жизнь будешь знать, что я люблю тебя только по

волшебству, а не по правде моего сердца”. И девочка растаптывает этот цветочек.

Это великолепная религиозная попытка объяснить человеку почему Бог создал нас

свободными, почему Он не создал нас послушными, любящими по определению.

Богу не нужна такая любовь. Но человечество не устояло в этой любви и свободе, которую

дал ему Бог, не смогло её понести. И каждый из нас этот мир не облагораживает после

грехопадения, а вносит в него долю своего яда. То зло, которое сопровождает нас в мире,

вызвано не действиями Бога, оно существует вопреки воле Бога «всем человеком спастися,

и в разум истины прийти».

Человеческое зло, рожденное в свободной воле человека, начинает свою

разрушительную работу в этом мире. И самое страшное последствие

первородного греха – смерть. Именно из-за нее мы проживаем свой путь в

печали и горе.

И, в этом смысле, любое страдание этого мира для нас – это скорбь и плач по

тому, как глубоко поражен человек грехом. Это плач Христа о Своих детях.

Христос плакал в этом мире, когда Ему было невыносимо наблюдать, во что грех

и смерть превратила человека.

 

ГРЕХИ РОДИТЕЛЕЙ И СТРАДАНИЯ ДЕТЕЙ: СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СВЯЗЬ?

 

Язык Священого Писания с трудом понимается современным читателем.

 Вот библейский текст, на который чаще всего ссылаются те, кто распространяют далекие

от Библии мнения, что Бог карает детей за грехи родителей: «Господь, Господь, Бог

человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,

сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не

оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до

третьего и четвертого рода» (Исх.34:6-7) 

 

Смысл этого библейского текста невозможно понять, не учитывая

патриархального уклада библейской культуры. При патриархальном укладе

дети   наследовали профессию своих родителей.

 

Если отец был плотник, то

им будет и

сын, и его сын и так

далее. «Отрыв от корней»

очень строго осуждался

обществом, а лица,

ставшие маргиналами, как

правило, становились

изгоями.

Итак, отец - плотник, и

сын его – так же. Мать -

ткачиха? И дочь ее так же.

Ну а если отец - грабитель

или  

 

пират, то кем будет его

сын?

 Правильно, грабителем или пиратом. Вот потому в

 

данном тексте и сказано, что

Бог наказывает

«в детях вину отцов», т.е. если

Он увидит,

что дети развивают не

доброе, а злое наследство,

то Он покарает детей за то, что они продолжают

грехи родителей. Наказание Божие простирается к

потомкам в том случае, если

они становятся подражателями грехов родителей.

Однако понятие «наследование вины» имеет еще и второе значение –

это отказ «искупить вину» (в случае если это возможно) своих родителей.

 К примеру, родители путём подлога и подкупа отобрали у своего соседа его имущество и

передали его своему сыну, который знает о происхождении этого наследства. И хотя он сам

лично не грабил, но он несет вину за то, что не возвращает обнищавшему с помощью его

родителей соседу то, что ему причитается. 

Еще в Ветхом Завете Бог твердо убеждает народ, что только в случае отказа

детей исправить вину отцов  Он взыщет с них как с виновным.

Теперь остается рассмотреть не нравственный, а генетический ракурс данной

проблемы. Если дети не виновны по самому факту рождения в грехах родителей,

то почему болезни и страдания часто приходят по цепочке именно к детям?

Все Божье творение, вся природа представляет собою единый цельный живой организм.

И как в нашем теле страдание одного члена (порез пальца) приводят к тому, что боль

чувствует весь человек, а не только его палец, точно так же и в природе, частью которой

(пусть и возглавляющей ее), является человек. Наше безнравственное поведение разрушает

нас не только духовно, но и физически.

Христианское отношение к данному вопросу можно суммировать так: родители

передают своим детям последствия своих грехов в виде болезней и других

страданий, но не сами грехи, а потому и детей, которые страдают не "за

вину", а "по вине" родителей, мы не считаем грешниками, проявляем к

ним сострадание и стараемся облегчить их жизнь.

Конечно, Бог Всемогущий силен исправить то, что в нас было нарушено грехом.

Он силен и детей, рожденных от «больного корня», исцелить. Но это уже

совершенно другая тема. И верующие люди с любовью могут возносить свои

просьбы к Богу об исцелении наследственных болезней, прилагая, в том числе, и

естественные усилия на борьбу с ними.

 

Этот мир безнадежен, его нельзя исцелить. Этот мир пройдет. Но наша задача,

даже зная, что мир погибнет, принести в него свет Христов, просветить его

любовью, наполнить его через себя Христом и дать этому миру шанс

переродиться в новый мир.

«Прииди, Господи Иисусе!» – вот наша главная христианская молитва.

 

 

Источники:

Преп. Ефрем Сирин. Толкование на кн. Исход. Исх. 20:5 // Творения в 8 тт. М. 1994г. Т. 6. с. 369.

Свт. Василий Великий. Письмо № 223

Протоиерей Виталий Шинкарь. Почему Бог допускает страдания, смерть детей и теракты?
Александр Ткаченко. Почему Бог допускает страдания.

Никита Якубов.  Сретенская Духовная Семинария.

 

 

Просмотров: 290 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0