Христос воскресе!
Многие думают: хорошо бы было, если бы Церковь стала сегодня более
динамичной или более современной. Но жизнь тех, кто составляет славу Церкви,
говорит о другом. Все наши достижения непрочны без любви Христовой, которая
одна только крепче смерти, и которая рождает в нас желание ответить на эту
любовь нашей любовью до смерти.
Только Бог спасает — не мы спасаем, Бог. Бог спасает нас любовью Своею,
Крестом.
В то время как апостолы, боясь разделить участь своего Учителя, разбежались и
Петр, клявшийся в верности до смерти, трижды отрекся от Него,
жены-мироносицы бесстрашно следовали за Ним на Голгофу,
и стояли у Креста до самого погребения Его, «зряще, где Его полагаху».
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, и едва минул день
субботнего покоя, они купили ароматы, и «еще сущей тьме», ранее восхода
солнца, поспешили на гроб помазать Его тело благовониями.
Чем больше любовь, тем больше скорбь в мире, который лежит во зле.
Чем больше скорбь о Христе в этом мире, где порой может показаться, что нет
Ему на земле места, тем больше радость. И скорбящие о Господе, как святые
жены-мироносицы, оказываются достойными той первой любви, о которой говорит
Откровение, и первыми радуются о Пасхе.
Снова мы размышляем о высоком призвании женщины-христианки в
Церкви. Сколько было их, святых жен, за всю историю Церкви!
Сколько было их на Святой Руси за десять веков христианства! Какой подвиг
явили они в недавние годы испытаний!
Вспомним хотя бы об основательнице Марфо-Мариинской обители милосердия
в Москве, великой княгине Елизавете Феодоровне.
После гибели мужа она, уже прославившаяся своей широкой благотворительной
деятельностью, решила до конца посвятить свою жизнь служению Богу и людям.
У нее была одна радость в мире: приобщиться Господу и других привести к Нему.
На свои средства она основала обитель милосердия, по строю жизни
напоминавшую монастырь, где вела вместе с другими сестрами аскетическую
жизнь подвижницы.
Господь призвал матушку Елизавету к ее последнему испытанию сразу после
Страстных дней и Светлого Воскресения. На третий день Пасхи, после литургии,
отслуженной Патриархом Тихоном, она была арестована и немедленно выслана
на Урал. Ночью на 18 июля 1918 года, когда озверевшие люди подступили к ней,
чтобы живой сбросить в шахту рудника, она произнесла высшую молитву любви,
повторила слова Спасителя на Кресте:
«Господи, прости им, не знают, что делают!»
Останки многострадальной настоятельницы Марфо-Мариинской обители
милосердия со временем переправили в Иерусалим, в храм святой Марии
Магдалины в Гефсимании. При вскрытии гробницы оказалось, что мощи ее
нетленны, а помещение, в котором они находились, наполнилось, по словам
очевидца, сильным запахом как бы меда и жасмина.
Вот тайна любви к миру преподобномученицы великой княгини Елизаветы,
святых жен-мироносиц.
Чем больше христиане будут отличаться от мира, тем больше у них будет
возможностей преобразовать этот мир. И чем больше мы сливаемся с миром, тем
бесполезнее становимся ему. И нас сегодня Господь посылает к страждущим, не
знающим о Нем людям, именно для того, чтобы они имели жизнь с избытком.
Мы не сможем достигнуть этого, уподобляясь тем, кого мы хотим просветить: это
более чем ошибка. Евангелие абсолютно противоположно миру, и даже самые
лучшие порывы и самые вдохновенные достижения человечества без Бога, как бы
они ни были привлекательны, не дают нам забыть,
что центр нашей жизни — другой.
Но главное, что мы должны понять, и чему научиться через жизнь святых:
«Если я раздам все имения мои, и тело мое отдам на сожжение,
а любви не имею, то я — ничто».
Здесь — единственный ответ на вопрос о том, что мешает Церкви
явить в полноте силу своего милосердия, почему второе крещение Руси не может
исцелить болезни народа.
Мы знаем изумительную роль, которую сыграли женщины в нашей Церкви в
последние десятилетия. Можно сказать, что в значительной степени Церковь
обязана своим существованием женщинам, их верности Господу, их служению
Телу Христову. Мученицы и девы, жены и матери, а также и вдовы, монахини и
мирские, — они не дают иссякнуть живому источнику веры.
Когда рушилось все, казалось иногда — одни белые платочки тихие, по слову
стихотворца, поддерживают храмов своды. И теперь, может быть, оттого мы
видим в наших храмах мужчин, что они, как говорит апостол, житием жен без
слова приобретаемы были.
Наши Марфы и Марии трудятся здесь, и равноапостольное это служение —
пение на клиросе, иконописание во вновь открытых святилищах,
преподавание в воскресных школах.
Но для них высокая радость — и трапезу готовить для всех, как для самого
Господа, посетившего дом своих друзей в Вифании, и для них честь,
как говорит преподобный Серафим Саровский, в храме тряпочкой пол
протирать, прикасаясь к золоту дворов Господних.
В Евангелии от Луки, которое читается на утрени в Богородичные праздники,
Господь одобряет Марию за то, что она оставила все, чтобы посвятить себя
главному: слушанию Слова Божия, для благовестия которого апостолы в свою
очередь оставляют «служение столов».
Самое главное служение — сокровенно и молчаливо.
И женский дар — так проникать в мир, как никто иной не может, без компромиссов
с миром.
Благодатный дар — быть женщиной, быть в высшей степени причастной
милосердию и целомудрию. В наши бесчеловечные времена именно женщинам
дана харизма милосердия и сострадания, которая должна быть признана и
осуществлена в Церкви как подлинное служение. И от женщины зависит
нравственный климат общества, целомудрие всех. Если женщина потеряла
стыд, это конец нации. Кто ближе к детям, чем женщина и семья, хранительницей
которой является прежде всего женщина? Это последний рубеж, с утратой
которого рушится все. Сохранить сегодня семью, возродить Церковь.
«По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»,
— говорит Господь. Как мир узнает лик Христов там, где любовь охладела?
Если столько людей отвернулось от Церкви, может быть, это не только из-за того,
что они тьму возлюбили больше света, — может быть, это и потому, что мы столь
часто не достигаем верности Христу. Так легко, даже вкусив однажды пасхальной
благодати, стать безлюбовными в этом безлюбовном по причине умножения
беззаконий веке.
Все мы, стоящие в свете Пасхи, должны испытывать себя постоянно в свете
любви, которую Господь явил нам. Оттого что Бог так возлюбил нас, оттого что
Христос прославился на Кресте, мы призваны научиться этой верности, чтобы в
свете пасхальном открылся нам свет, просвещающий всякого человека,
приходящего в мир.