Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Среда, 01.05.2024, 01:36
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2023 » Февраль » 11 » О ТЯЖЕЛОЙ БОЛЕЗНИ «ВОИНСТВУЮЩЕГО МЫТАРСТВА»
11:58
О ТЯЖЕЛОЙ БОЛЕЗНИ «ВОИНСТВУЮЩЕГО МЫТАРСТВА»

 

Грядет первая подготовительная неделя к Великому посту – неделя о мытаре и

фарисее. Многие из нас не раз слышали эту притчу, кто-то и проповеди

слушал,  и толкования святых отцов читал. Однако тяжкая болезнь

«воинствующего  мытарства» продолжает чинить серьезный урон всем нам,

православным  братьям и сестрам.

Что же это за болезнь такая, результатом которой стало рождение целого

пласта несгибаемых мытарей и гордящихся своей греховностью

«кающихся» грешников?

 

В основании этой болезни положены все те же два тяжелых недуга и

агрессивных идола современного мира – «бог в душе» и «бог, который всех

простит». А корень, благодаря которому эти два идола прочно закрепляются в

человеке, есть крайнее себялюбие, которое постепенно, если с ним не бороться,

превращает человека из иконы – образа Божиего – в кумира, и в извращенном

пространстве эгоизма на верху иерархической пирамиды встает сам человек как

некий пуп Земли или даже всей Вселенной. И так как там, на вершине, места

для двоих не находится, то Бога, как Существо до времени бесполезное,

низвергают вниз: сейчас пожить надо в собственное удовольствие, а по смерти

Бог, Который всех любит, все равно спасет.

И оправдывают это положение некоторые люди как раз притчей о мытаре и

фарисее.

«Смотри, – говорят они, – Господь нам явно показывает, что ваши

богослужения, посты, бдения и аскеза Ему противны. Все это исполнял

фарисей, однако был осужден. Поэтому надо быть всем как мытари и

отвергнуть эти ваши обряды и условности… Надо жить, как живешь,

– Бог всех любит!»

 

 

Увы, подобное убеждение необыкновенно живуче. Однако притча-то вовсе не о

том, что вынес из нее подобный «толкователь». Для начала вспомним, что дела

фарисея вовсе не были Богу противны – напротив, Господь и Сам проповедовал

о необходимости исполнения подобных дел для того, чтобы человек мог

наследовать Царство Небесное. На вопрос молодого иудея, что делать, чтобы

наследовать жизнь вечную, Господь отвечает:

 

«Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не

лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать»

                                   ( Мк. 10: 17–19).

То есть Господь предлагает творить все то, что и фарисей исполнял. Более того,

из евангельского текста притчи вовсе не следует, что Господь осудил фарисея,

но что мытарь вышел оправданным «более»:

«Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели

тот», присовокупив и причину:

«ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя

возвысится»

                                                                                                             (Лк. 18: 14).

Так что причина «меньшей оправданности» не в том, что творимое фарисеем

было неугодно Господу, а в устроении сердца. Ведь именно то, что сердце

фарисея не имело в себе сокрушения о грехах, что оно преисполнено

осуждением других, что оно оказалось горделиво, и лишило в общем-то весьма

праведного по делам иудея изобильной милости Божией, хотя и не оставило

вовсе без нее. А о том, что желающим быть достойными наследниками Царства

Божиего следует творить именно богоугодное, а не умножать беззаконие,

подобно мытарям и грешникам, Господь не устает нам напоминать:

«И так всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам

же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают»

                                                                                                              (Мф. 23: 3).

В другом евангельском отрывке Господь еще более категоричен:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою

и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не

послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех

свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи

церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и

мытарь»

                                                                                                         (Мф. 18: 15–17).

А в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского мы видим

и совсем «возмутительную» картину. В девятой песне читаем:

«Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы;

душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее,

и мытари, и прелюбодеи кающиися».

 

Ничего не замечаем необычного?

 

Первыми, опережая мытарей и прелюбодеев, в Царство Небесное входят

фарисеи… кающиеся.

Беда современного воинствующего мытаря в том, что из бездонного кладезя

Евангелия он не смог вынуть подлинное сокровище, а вытянул извращенное

понимание, сообразное своему устроению. А ведь рассматриваемая притча

должна нас подводить к простому выводу:

 

 надо творить дела фарисея, а

сокрушение о своих грехах иметь, как у мытаря.

 

И если какая-то из этих двух установок нарушается, то и Великий пост

обесценивается, ведь при гордом устроении сердца аскеза будет лишь на потеху

лукавому, а при отрицании необходимости трудиться ради спасения аскеза и

вовсе не имеет смысла, чему лукавый дух также возрадуется. Не станем же

кормить тангалашку подобными сытыми пирогами со стола своего нерадения.

***

Нередко случается, что на призыв переменить себя и начать слушаться Церкви

человек отвечает:

– Мы живем, никому плохого не делая. О себе думайте лучше. Вы, наверное,

забыли, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся,

нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»

                                                                                                                   (Лк. 15: 7).

Разве не в храм устремляется человек, которого настигло хотя бы самое

начало покаяния? Разве не к Отцу своему он стремглав направляется?

 

Еще немного времени пройдет, и начнется вторая подготовительная

неделя к Великому посту, и мы будем читать притчу о блудном сыне.

Но и сегодня мы вспомним, что происходит с человеком, когда он

прозревает истину о себе самом: он испытывает нужду в покаянии и

жаждет возвращения в Отчий дом, из которого был изведен своим

своеволием и грехами:

«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего

избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу

моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и

уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число

наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему»

                                                                                       (Лк. 15: 17–20).

Вот поистине дело для подражания всем нам: «Встал и пошел»!

 

 

 

 

 

 

Дмитрий Филин

Просмотров: 81 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Февраль 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0