Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Среда, 01.05.2024, 07:48
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2023 » Март » 10 » Не откладывайте радость на «потом», когда разберетесь со «всеми» грехами
11:31
Не откладывайте радость на «потом», когда разберетесь со «всеми» грехами

 

             Покаяние или унылое самокопание?

 

У человека, только приходящего в Церковь, может возникнуть диссонанс между

тем, что написано в Евангелии, и регулярной практикой покаяния, которая, как

может иногда показаться, является главной в Православии.

О слезах покаяния, о борьбе со страстями и грехами говорится и в текстах

богослужений, и в домашнем молитвенном правиле, и в творениях многих

святых отцов намного чаще, чем о радости.

 

Само слово «Евангелие» переводится как благая, то есть радостная весть. И мы

знаем, что весть о воскресении Христа действительно возвещалась апостолами

и воспринималась их современниками, и затем – первыми христианами именно

в этом, главном своем смысле. «Радуйтесь, потому что побеждена смерть».

 

Настоящее христианское устроение все время держит баланс, внутреннее

сочетание, золотую середину, не лишая себя радости, но помня о покаянии. Без

этого нельзя, потому что настоящая радость без покаянного труда фальшива.

 

Но начинать в любом случае придется с покаяния. Христос сказал: «Очисти

прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их», то есть

борись с грехом в себе. Когда люди попытались это исполнить, родилась

огромная опытная наука: отсечение помыслов, борьба со страстями, то есть

христианская аскеза. У святых отцов это называется «сокрушением сердечным».

 

Мы помним, что сказано в 50-ом псалме: «сердце сокрушенно и смиренно Бог

не уничижит». Вся практика церковной молитвы, все то колоссальное

количество покаянных мотивов в молитвах нужны, чтобы эта сердечная боль

была основой  духовной жизни человека.

Но и без радости эта сердечная боль тоже бессмысленна и невыносима. Если не

будет радости, тогда это будет не покаяние, а просто унылое самокопание, не

 

приводящее ко Христу. Скатиться в него очень легко, а выбраться трудно.

Это та самая «греховная печаль», от которой мы просим Бога нас избавить.

Но вот что удивительно: когда человек сокрушается сердцем, Бог подходит к

нему вплотную, и из смирения рождается радость. И понимаешь: вопреки тому,

что я все больше и больше с годами христианской жизни знаю о себе гадостей,

я понимаю, что Бог меня любит.

 

Наша радость именно об этом: в нас самих нет никакой причины для нашего

спасения, и ни почему другому мы надеемся войти в Царство Божие, кроме как

потому, что Он нас любит. И вот это вызывает непритворную радость.

Эта радость не фальшива, но она не рождается без покаянного труда.

Покаянный труд, если радостью не заканчивается, тоже напрасен. И задача

Церкви, задача духовника, а затем, при наличии опыта, и самого христианина –

обрести это покаянное памятование, не теряя при этом радость.

Для христианина эти понятия все время чередуются. Вот ты шесть дней

каешься, а потом наступает воскресенье – малая Пасха.

 

Шесть дней трудись, а в день седьмой – радуйся. Вдумайтесь в это:

воскресенье – день отдыха от забот, в воскресенье

радость превосходит покаяние!

 

Даже такое прямое выражение покаяния, как земной поклон, в воскресенье не

положен, и не случайно: в этот день ты уже не должен стоять на коленях, потому

что в воскресении человек входит в сыновнее достоинство.

 

 

Отец, как в притче о блудном сыне, поднял тебя, обнял, расцеловал,

дал тебе белую ризу. И ты не можешь в ней встать на колени,

потому что ты ее испачкаешь.

 

В воскресенье речь о покаянии, прощении как бы на время приглушается –

сейчас пир и праздник. И счастье этого праздника не в том, что Христос пришел

и одарил нас здоровьем, красотой и успехом. Это радость о том, что у нас ни при

каких условиях отнять будет нельзя, это радость не от мира сего:

«радуйтесь и веселитесь, ибо мзда ваша многа на небесех».

 

Когда говорят о радости, вспоминают Серафима Саровского, который

каждого приходящего к нему встречал словами

«Радость моя, Христос Воскресе!». 

 

 

Человек ушел в затвор и надеялся прожить там до конца своих дней. Но вот ему

является Матерь Божия и говорит: «Иди и принимай народ». И он начинает

сутки напролет общаться с людьми. Такими, как мы, ведь люди во все времена

одинаковые: мелочными, осуждающими, унылыми, злобными, завистливыми.

 

Мы сегодня в Церкви об этом забываем из какого-то ложно понимаемого

смирения. Нам кажется, что мы не имеем права на радость, раз мы

грешники. радость христиан не может быть заслуженной, не потому она есть,

что мы молодцы и достойны Царствия Божия. Радость христиан о том, что –

Христос воскрес и нам даровал воскресение! Разве можно этому не радоваться?

Разве можно не делиться этой радостью с ближним?

 

Умение увидеть радость в другом человеке, который тоже христианин, твой брат

или сестра во Христе – очень показательно. Потому что через человека, который

вдруг пришел в твою жизнь, ты можешь послужить самому Христу.

Традиция радости о ближнем у нас немного утеряна, а жаль.

 

Мне кажется, неумение радоваться – еще и свойство русской ментальности.

У нас все время какие-то сверхзадачи, мы вечно устремлены в будущее и не

видим настоящего. Говорим: мы будем счастливы, когда просветим весь

мир, когда исчезнут все недруги, все враги. Думая «о главном», ничего

хорошего вокруг не замечаем.

 

*** Вот наш храм. Ещё совсем недавно мы уютились в старой маленькой

холодной капелле. А сейчас у нас тёплое здание со всеми удобствами.

Ещё лет 40 назад Библия была редкостью в СССР, а сегодня она есть у

каждого прихожанина. У нас в приходе хорошая библиотека, мало того,

есть  свой сайт в интернете.

Как этому постоянно не радоваться!

 

Это наше русское свойство, наверное, нам все мало. Нам надо решить все

проблемы, но из-за этого мы часто пропускаем то малое, прекрасное,

светлое, что является сегодняшним чудом.

 

Мы все мечтаем о том, как однажды разгребем все грехи, весь мусор, и тогда

заживем настоящей христианской жизнью. Но ведь жизнь идет здесь и сейчас,

и в ней так много радости, только важно ее видеть и ценить, не пренебрегать

ее «малостью».

 

 

Мы рассуждали о радости, сходящей свыше, как дар Божий, но и радость

простая, повседневная очень важна.

 

Почему Христос пришел на свадьбу в Кану? Ведь там пели песни, говорили

тосты, танцевали, шумели и радовались в самом простом смысле слова.

Если бы это было для Него чуждо, Он бы не пришел, или пришел бы в самом

начале пира, быстро благословил молодоженов, а с «развлекательной части»

ушел. Но Он, скорее всего, пробыл до конца пира, как мы знаем из слов

распорядителя, сказавшего, что хозяин пира хорошее вино подал лишь в конце.

Более того, когда все это веселье оказалось под угрозой, Христос сотворил чудо,

и праздник продолжился.

 

Потому что и Ему, и Богородице, которая просила своего Сына о помощи,

было важно, чтобы свадьба не омрачилась, чтобы люди – радовались.

 

Обратите внимание, даже в молитвах после Причастия есть такие слова:

«да будет мне Причастие сие в радость, здравие и веселие».

Это не значит, конечно, что надо скакать и прыгать. Хотя в другой культуре,

например, на православных африканских службах, танцуют,

так вознося славу Господу.

 

Мы такое настроение, конечно, растеряли, может быть, потому что весь XX век

у нас было слишком мало поводов для радости. Хотя, ведь если задуматься, и в

обычной жизни можно эту радость найти – очень простую и очень настоящую.

Она в семье, в общении с близкими.

 

А еще –  в служении другим. «Блаженее отдавать, чем принимать», – говорит

Христос. Блаженство – это полное счастье, счастье в Боге. Это понятие более

глубокое и широкое, чем счастье.

 

Есть такая история из одного древнего патерика о монахе, который

на одной стене своей кельи написал все свои грехи, а на другой –

добродетели. И когда он возносился – он смотрел на стену с

грехами. А когда унывал – смотрел на стену с добродетелями.

 

Крайности всегда говорят о неверном пути, настроении, не нужно  обесценивать

все свои дела. Стяжать покаянное настроение порой бывает даже проще,

чем радостное.

Всем, кто сомневается и колеблется, можно посоветовать чаще вспоминать

притчу о  блудном сыне. Бог открывает нам, что как бы мы ни согрешили, как

бы далеко от Него ни ушли, Он не согласен принимать нас никем, кроме как

своими сыновьями. Есть что-то такое в человеке, что делает его сыном Царя,

поэтому любой человек необыкновенно ценен и любим.

Христос пришел спасти нас, и мы говорим в молитве:

«Возджадь ми радость спасения Твоего!»

 

 

 

 

 

Источник:

Настоятель храма святых Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.

*** От автора.

 

 

 

Просмотров: 76 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Март 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0