Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Среда, 01.05.2024, 03:01
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2023 » Февраль » 18 » НАВСТРЕЧУ ВЕЛИКОМУ ПОСТУ
12:59
НАВСТРЕЧУ ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

 

Размышления мирянина

 

Приближается самая благодатная пора года – Великий пост. Время, в которое

мы, если немного постараемся, станем способны внимательнее себя разглядеть

в подобии некоторой тишины и это заново в себе увиденное хотя бы и не в

должной мере изменить и привести в более приглядный вид.

Предваряя многочисленные грядущие рассказы о постных яствах, о непоедании

людей и временах особых, делающих излишним наше возможное поприще,

постараюсь с помощью Божией донести до вас, братья и сестры, некоторые свои

рассуждения и малый опыт.

Необходимое средство

 

«В пост можно есть что угодно, главное – не есть людей!»;

«Пост не цель, не стоит фарисействовать!»

Такие слова мы слышим по меньшей мере четыре раза в год – и от тех, кто

никогда и в храм не наведывался, и от воцерковленных знакомых, и даже,

случается, от священства. Что на это ответить, и как к таким словам относиться?

 

Ну, во-первых, следует согласиться с тем, что пост – это, и правда, не цель, а

средство для достижения цели. Эту вторую часть утверждения отчего-то

многие забывают присовокупить. Пост сам по себе нас к Богу не приближает,

а  иногда может и отдалять. Потому очень важно понимать ту цель, ради которой

ты начал поститься. Но, определившись с целью, надо наметить и дорогу к ней.

А начало этой дорожке как раз и будет… пост. Не вступишь в поприще – считай,

и не начал движение к цели.

Средство-то он средство, но и даже как в таковом в посте есть и духовное

содержание.

В первую очередь это послушание Церкви.

Без послушания вообще практически никакое старание не случается добрым, а

уж как без оного в таком деле? Осознавая себя членами Христовой Церкви, мы

как бы говорим:

– Не знаю, нужно это мне или так бы обошелся, но раз Господь основал Церковь

и если Церковь мне говорит о необходимости поста, то хотя бы и сам я не

полагал пост за необходимость, но окажу послушание.

 

Во вторую очередь, оказывая послушание Церкви, мы растождествляем себя с

Адамом, ослушавшимся Бога и пренебрегшим Его заповедью:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь

есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты

вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16–17).

Не вовсе с Адамом (да не будет!), а с тем Адамом, когда он оказал

непослушание.

В богослужении всенощной в стихирах на стиховне слышим: «Изгнан бысть

Адам из рая снедию». И хотя бы и не в пище содержалась причина изгнания, но

через нее оно произошло, потому и запрещаем себе в пост некоторую пищу –

как символ того, что снедь не довлеет над нами.

Так что, братья и сестры, пост, конечно, средство, однако не без духовного

смысла это средство. И это важно.

 

Две опасные крайности

 

Лукавый не может спокойно смотреть на то, как рушится его дело, и человека,

вступившего таки на подвиг, старается вывести из равновесия, чтобы подвиг

обесценить, а если получится, то и во вред обратить. И смотря по тому, каково

наше внутреннее состояние, он пытается нас склонить в одну или иную

пагубную крайность.

Первая из них – это магическое отношение к посту. Пост становится

некоторым «кодом», который, если его по какой-то случайности или недогляду

нарушить, все дело сотворит пропавшим и обратит в прах. Человек, который на

подобную уловку поддался, будет в панике, если узнает, что случайно съел

сухарик или печенье, в котором, согласно надписи на упаковке, могли

присутствовать «следы молочных продуктов или яичного порошка». А отведать

что-то не постное ради того, чтобы не обидеть невоцерковленного пожилого

родственника, становится для него просто невозможным. И даже исповедовав

этот свой тягчайший грех и получив разрешение от священника, он все равно

будет сокрушаться, что в этот раз пост прошел без пользы, так как с ним

произошла подобная оказия.

Разумеется, это называется просто: магия обыкновенная. Бороться с ней

надо в себе с гневом и гнать как можно дальше.

 

Вторую крайность нам приготовляют всевозможные православные и

околоправославные ресурсы, которые щедро публикуют изысканные

рецепты  постных блюд, от которых и в обычные дни слюни текут.

И начинает подобный «постник» запасаться постными майонезом, сыром,

мясом и прочими формально постными продуктами, чтобы потешить беса

гортанного и чревного.

Кстати, первый и второй случай могут сочетаться в одном человеке!

Смысла, разумеется, в подобном посте нет. Помните же, что пост – это средство,

начало дороги, которое ведет к цели. А куда ведет дорога, начинающаяся с

услаждения себя вкусом и красивыми для глаз блюдами? Явно, что не в нужном

направлении…

Иногда, помню, едешь постом с работы домой и, минуя какой-нибудь магазин,

вдруг ловишь себя на мысли: «Надо обязательно остановиться! Так хочется

квашеной капустки с лучком! А дома-то нет, закончилась…» В подобных

случаях надо четко понимать, что сегодня для тебя квашеная капуста, да еще с

луком – блюдо уже не постное. Для всех, кто не испытывает сильного желания к

нему, оно постное, а для тебя – нет.

Это очень важно осознавать: то, что я очень хочу в пост, хотя бы и постное, –

сегодня для тебя скоромное. Ведь в пост нам надо, коли мы о пище говорим,

насытиться, а не гурманствовать.

 

Присовокупить к правилу

 

Покуда мы говорили о снеди, но надо бы немного и о молитве сказать.

Мы нередко читаем и слышим в проповедях о том, что время Великого поста –

это время усиленной молитвы. А что такое усиленная молитва?

Тут не обойтись без рассуждения.

Мы все люди разные, силы у нас разные, устроение тоже не одинаковое. И опыт

разнится. Что для одного смерть, для другого – как семечки погрызть. Потому

нет большего худа, чем друг другу без рассуждения советовать свои

собственные подвиги повторять. Хорошо, если это просто окажется

бесполезным и не причинит обоим большого вреда.

Если человек вовсе никогда или почти никогда не утруждал себя чтением

утреннего и вечернего правил, то стоит ли ему сразу рекомендовать в качестве

молитвенного правила на пост читать в день треть Псалтыри? Полагаю, что нет.

Для такого человека, мне думается, разумным и полезным было бы понудить

себя ежедневно утром и вечером читать хотя бы краткое правило

преподобного Серафима Саровского. И каждый человек – это почти

уникальный случай, потому не о самом правиле (которое для каждого разное

полезно) хотелось бы сказать, а о том, что значит усиленная молитва.

 

 

Первые дни в храмах читают Великий покаянный канон преподобного

Андрея Критского. Лучшего начала посту и придумать невозможно – как же

все в Церкви премудро устроено! И эти четыре драгоценные службы

постараться посетить надо всем. Они и тон задают всему посту. Вот ведь как

получается: редко когда мы в году в будние дни посещаем богослужение.

Ну, если только праздник какой выпадает да еще Великой седмицей.

А тут мы идем почти все. Вот и первое мы вынесли из этого: постом надо

выкроить дополнительно к обычному время для молитвы.

Теперь важно, как и чем это дополнительное время заполнить, на какой труд

себя подвигнуть. Это может быть многое что: и поклоны, и дополнительные

молитвы к правилу или дополнительные главы Евангелия, лишняя кафизма,

канон. Но это должно быть что-то не то, что для нас является повседневным

правилом, а нечто сверх правила. Важно что-то присовокупить – вот это и будет

усиленная молитва, подвиг на время поста.

Конечно же, стоит взять на это благословение у духовника. Но если такового

нет, то можно ведь и у любого священника спросить, верно? Но и прежде, чем

спрашивать, или (если особые какие обстоятельства) если спросить не у кого,

надо помнить, что те гантельки, что мы собираемся потягать, должны нас

укреплять, а не травмировать. Да, читая в патериках, в житиях о подвигах

святых, мы восхищаемся их аскезе и молитвенному деланию, но сомневаюсь,

чтобы кто, приходя в спортивный зал, мчался к помосту тягать 200-

килограммовую штангу. Вес надо выбирать по силам, чтобы и усталость была,

но и дабы не случилось растяжений и разрывов. И оптимально – с тренером.

 

Мы говорили о молитве в основном, но это не обязательно только молитва.

И милостыня в большем объеме (если не все сэкономленные на питании

средства откладывать на летний отдых, а только часть), и какая-то деятельная

помощь родственникам, соседям, нуждающимся…

 

Главное – чтобы это было что-то сверх обычного.

 

Пост – это война

 

 

Надо понять, что поприще поста – это как военные действия, где с одной

стороны – мы, стремящиеся духу подчинить плоть, а с другой – гнездящиеся в

нас страсти. А на войне в зависимости от обстоятельств иногда требуется

решительный штурм, иной раз – осада, а бывает, что для достижения общей

победы где-то разумнее и отступить на время. И для благополучного ведения

сражений нам потребуется вооружиться рассуждением.

 

Святитель Иоанн Златоуст предлагал на время поста вооружиться против

какой-нибудь одной своей страсти, какого-то одного греха особо тщательно.

 

У каждого из нас есть на что вооружиться. И есть одна страсть, которая

одолевает сегодня практически каждого, – страсть осуждения.

Отчего бы нам не постараться ополчиться против этой страсти? Не клевать друг

друга. Хотя бы не клевать сильно… Напротив, увидев что-то (реальное или

мнимое), что нам представилось чем-то не тем, чем надо, не вонзать свои когти

в жертву и не требовать тотчас же к ней самого страшного суда и анафемы, а

постараться найти слова оправдания и несколько причин для смягчения

приговора, как бы оказывая некоторую милость, памятуя, что и сами судимы

будем равно нашему собственному суду.

Сейчас несложно осуждать – всегда найдутся подсказчики, подглядыватели,

науськиватели, провокаторы… Да и вполне ныне безопасное это дело:

намеченная жертва не в той же комнате и не даст сдачи за наше свинство.

Не вызовет на поединок. Да часто и не будет оправдываться, потому что, в

отличие от нас, обладает смирением.

 

Постараться полюбить врага своего

Кстати, пару слов о врагах. Мы все знаем, что Господь призывал нас любить

врагов. Но что сие означает, мы часто не задумываемся. Не понимаем: как это

так – любить врага? Что же, я должен лобызаться с ним, когда я и видеть его не

могу, и слышать не желаю?

Но любить врага вовсе не означает, что ты должен быть к нему привязан, как к

другу. Тут о разной любви говорится. Вот охраняешь ты пленного врага своего, а

подвода с провизией медлит и не приезжает. А кушать хочется. И ему тоже.

Ну и отрежь ему от своей буханки. Сколько? Да сколько по силам. Святой,

наверное, все отдал бы. А ты – по силам, кусок. Вот и будет любовь ко врагу.

Да и с домашними нашими то же самое выходит: любить – это не только цветы с

объятиями дарить. Это понуждение на что-то высшее, понукание себя к жертве.

Хотя бы и так: любишь жену? – помой посуду!

Но мы отвлеклись…

Гораздо сложнее ныне оправдывать. Потому что это не быть в тренде, как ныне

водится говорить. Тут недолго и тех, кто ранее тебя поддерживал и разделял

твои взгляды, настроить против себя. Но если подобное и произойдет, уже

польза. Не быть с осуждающими других и не участвовать в вынесении скорого и

жестокого приговора – значит, не быть соучастником совета беззаконного.

 

По нашим временам уже почти подвиг. И, быть может, Господь призрит на

наши попытки и вознаградит нас в славный и светлый праздник

Воскресения.

 

 

 

Священник  Дмитрий Филин

Просмотров: 95 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Февраль 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0