Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Четверг, 02.05.2024, 08:55
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2021 » Июнь » 25 » Как правильно христианину отдыхать?
13:41
Как правильно христианину отдыхать?

 

 

Насколько мешают мирянам развлечения в духовной жизни?

Какой вред они  могут принести? Можно ли в современной жизни

обойтись без развлечений? И нужно ли их полностью исключить?

Как правильно христианин  должен отдыхать?

 

Редко современный человек откажется от отдыха и развлечения ради работы. Оставим в

стороне несчастных трудоголиков, которым просто страшно остановиться и представить,

что существует какой-то смысл за пределами осязаемых результатов их труда.

Среднестатистический современный человек как раз и работает для того, чтобы отдохнуть и

развлечься как следует (при определённом достатке, конечно же). Что сейчас обсуждают не

очень близкие подруги при встрече? – куда ездили и в каких отелях отдыхали.

Прошли, по крайней мере в нашей стране, те времена, когда в массовом сознании большую

ценность имело само совершаемое дело, а не получаемое за него вознаграждение.

В наше удивительное время мы наблюдаем стирание граней между извечными

противоположностями. Игра (на бирже или на компьютере) становится в обществе уважаемым

делом. Изначально важная для общества политическая деятельность превращается в

очевидную для всех игру.

Подобное происходит с отдыхом и развлечением, которые в сознании

многих людей всё больше отождествляются.

 

Но отдых и развлечение – отнюдь не синонимы. Отдых – это перерыв в обычных занятиях, в

работе для восстановления сил, а развлечение – это деятельность человека, направленная на

получение им удовольствия помимо его основного занятия.

Целью отдыха, который необходим каждому человеку в силу ограниченности его физического

естества, является возврат к полноценному работоспособному состоянию.

К развлечениям, напротив, стремятся те, кому скучно на работе, кто не знает, чем заняться в

свободное время дома. Отдых совсем не обязательно выражается в полной пассивности.

Как писал академик И.М. Сеченов: лучший отдых – это смена рода

деятельности труда (или перемена занятий).

Отдых является следствием работы. Нет нужды отдыхать, если ты не устал. Развлечение

имеет в глазах человека самостоятельную ценность. Оно вырывает человека из пространства

привычной рутины, переносит его в мир, представляющийся человеку более ярким и

привлекательным, чем тот, который создал для человека Бог.

В раю Адам и Ева управляли всем тварным миром и не уставали, поскольку

постоянно насыщались непосредственным общением с Творцом. Но после

грехопадения прародителей всё изменилось, и через пророка Моисея Бог

установил для человека режим чередования труда и отдыха:

«шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой —

суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни

ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни  раб твой, ни раба твоя, ни вол

твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой,

который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя [и осел твой,] как и ты»

                                                                                                                          (Втор. 5:13,14).

Этим постановлением о субботе Бог чётко обозначил смысл свободного от

основной работы времени. Оно не может быть посвящено человеческому

самоудовлетворению, никак не связанным с общением с Богом.

За вычетом удовлетворения минимально необходимых потребностей любая

человеческая деятельность имеет цель, даже если сам человек её до конца не

осознаёт. Он не может не дышать. Поэтому, если человек здоров и находится в

благоприятной среде, он дышит, не задумываясь об этом, и никогда не помышляет

о том, что стоило бы отдохнуть от этой непрерывной работы. Но когда у человека

есть выбор между различными видами деятельности, когда он может определять

характер и интенсивность своей работы, на первое место выходят его духовные

приоритеты. И всё, что он делает, приближает его к Богу или отдаляет от Него.

Нам сейчас кажется невероятной жизнь мирян (не монахов!), которые всё свободное от

необходимых трудов время проводили в молитве и чтении Священного Писания. Именно

так жила простая греческая крестьянка – мать прп. Паисия Святогорца. Так жили и многие

наши благочестивые соотечественники. Как же так случилось, что общение с Богом стало

для многих из нас, считающих себя православными христианами, скучным делом?

Нет, головой мы прекрасно понимаем, насколько это общение для нас важно, но ничего не

можем поделать с тем, что душа тянется к окружающему нас разнообразию вещей, с Богом

никак не связанных. Мы подобны мужу, который, вроде, любит жену и детей, но выходные

с большим удовольствием провёл бы не с ними, а с друзьями на рыбалке.

Возможно, проблема в том, что, следуя принципам окружающей нас

постмодернистской цивилизации, мы всё больше вытесняем на окраину нашей

жизни то, что составляет лейтмотив Евангелия – Крест и бескорыстную

жертвенную любовь, без которых христианство невозможно в принципе.

Какое отношение имеет Евангелие к отдыху и развлечению? К развлечению

никакого. Его задача как раз отвлечь человека от крестного труда, личной встречи

с Богом, увлечь его сиюминутным и исключительно личным удовольствием.

Алексй Корзухин,"Воскресный день",1884 год.

 

Никак не связана христианская жертвенность и с отдыхом, если он является

самоцелью, а не необходимым условием богоугодного труда, если время отдыха

человек воспринимает не как дар из рук Господа, который он должен вернуть Ему

с прибытком, а как заслуженное право распорядиться жизнью для себя и по

своему плану. В тот момент, когда человек решил отдохнуть от Христа, он

христианином быть перестал.

Что же делать нам немощным, не способным насыщаться «Единым на

потребу» и жаждать исключительно даруемой Им живой воды?

Единственно, в чём мы властны, так это в своём желании. Поэтому если мы

искренне хотим быть христианами и провести со Христом вечность в Его Царстве,

уже в этой жизни мы будем всеми силами стараться делать только то, что нас к

Богу приближает, и искренне каяться, и просить Бога о помощи, когда мы

собьёмся с пути к Нему.

Мы не будем разрешать себе грех по совести (идти на компромиссы

с совестью), в том числе в виде отдыха и развлечения. 

Только здесь потребуется предельная честность по отношению к себе.

Можно, ведь, и в церковном хоре регулярно петь, но не ради общения с Богом,

а просто потому что петь очень нравится. И не так важно где: в храме или

джаз-клубе, «Аве Марию» или русские народные «Валенки».

Бог никогда не может быть на втором месте. Он никогда не станет средством

для получения нами удовольствия для себя.

Книга, фильм, музыка – всё может помочь нам встретиться с Богом,

если мы отчаянно ищем этой встречи, а не бегаем от Него. 

Без отдыха человек обойтись не может. Но если он не посвящает свой труд Господу

и во время рабочего дня не пытается бескомпромиссно следовать Евангелию,

то и после работы его времяпровождение вряд ли настроит его на дальнейшее

богообщение, даже если он проведёт это время в храме.

Нельзя до обеда служить мамоне, а после обеда Христу.

Так и с развлечениями.

Если я выбираю книгу, фильм, песню ради того, чтобы «забыться» (а точнее –

забыть о крестном жертвенном пути за Христом), если я по совести разрешаю себе

«утешиться» потаканием какой-либо своей страсти, получить удовольствие

исключительно для себя любимого, то временное утешение заведомо завершится

ещё большей опустошённостью, которая потребует ещё большего (яркого,

экстремального) утешения.

Но есть и другой путь. В общении со всеми людьми, в том числе и посредством

произведений литературы и искусства, я могу искать не приятного для себя, а

встречи со Христом. Я буду слушать музыку не ради её убаюкивающего или,

напротив, бодрящего ритма, а ради того, что в ней звучит если и не хвала Господу,

то хотя бы безутешная тоска о разлуке с Ним.

Я буду читать не те книги, которые легко и весело «проглатываются», а те,

на прочтение которых надо потратить много труда и слёз, мысли и

поступки героев которых будут мучить мою совесть и воодушевлять меня на

деятельное покаяние.

Я буду заниматься спортом не ради тревожной радости тщеславия и

притупления страха физической смерти, а для того чтобы иметь силы

бескорыстно служить другим людям тогда, когда ни у кого уже сил не

осталось.

Я буду проводить свободное время не с теми людьми, с которыми мне

комфортно и безопасно, а с теми, кто сейчас больше всего нуждается

в моём участии.

И когда я, забывшись, вдруг пойму, что делаю что-то исключительно

для себя, для собственного удовольствия и спокойствия, я поспешу на

исповедь и слёзно попрошу у Господа помочь мне забыть о себе ради

Него и ради того, кого Он послал мне сегодня навстречу.

 

 

 

 

Источник:

Трудами братии монастыря.

 

Просмотров: 183 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Июнь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0