22:27 Как поет хор - так и молится храм. | |
В сегодняшней заметке я бы хотела поговорить о церковном пении,его роли и значении в жизни православного человека.Каким должен быть церковный хор,в чём его предназначение - на эти вопросы ответят регенты и священники.
Представьте, что в храм пришел человек, каких сейчас немало: неверующий, ничего или мало что понимающий, в страстях, поврежденный миром, расстроенный какими-то обстоятельствами.
ХОР ДОЛЖЕН ПЕТЬ ТАК,ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК, ПРИДЯ НА СЛУЖБУ, ОЩУТИЛ ДЕЙСТВИЕ БЛАГОДАТИ МОЛИТВЫ, ЧТОБЫ ОН УМИЛИЛСЯ ОТ ПРОНИКНОВЕННОГО, ГЛУБОКОГО ПЕНИЯ. Речь идет не о внешней красоте - красиво и светские хоры поют, а именно о благодатности пения. ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ - ЭТО МОЛИТВА, МОЛИТВА ОСОБАЯ ВЫРАЖАЮЩАЯСЯ ИМЕННО В ПЕНИИ.
ЧЕЛОВЕК ПОЮЩИЙ - ЭТО ЧЕЛОВЕК ОСОБО МОЛЯЩИЙСЯ.
Новое здание нашего храма стоит среди многоэтажных и малоэтажных домов,примыкает к так называемым в народе «цыганским домам». Одним воскресным летним днём,в жаркую погоду,во время Литургии,мы открыли дверь во внутренний двор храма,который ещё не был огорожен забором.И через несколько минут дюжина немецкоговорящих ребятишек из соседнего двора подошла к открытым дверям храма.Шумные,горластые дети замолкли и стояли с четверть часа молча, слушая как поёт наш хор.А на следующую Службу несколько детей, те что постарше,пришли в храм и поставили свечи... Наш хор не всегда пел так как сейчас.
Лет 10 тому назад,когда только проходило становление нашего коллектива ,в хоре не было профессиональных музыкантов вообще.У истоков стояли матушка Анастасия Щерба,матушка Елена Хернер,матушка Алла Акулиничева,Елена Платкова,Валентина Сиппель,матушка Ангелина,чтец Даниил Пробст, Александр Платков,Олеся Вибе.Не удивляйтесь,что так много «матушек» - тогда они были обычными прихожанками,а чуть позже их мужья стали священниками. Так вот,тогда главным для певцов было — спеть в унисон и очень низко, по-другому не могли.
В новом здании хор запел совсем по-другому:появился профессионал,человек со специальным музыкальным образованием.мало того,закончивший Вильнюсскую консерваторию по специальности «Хор и дирижирование». Это Виктория Штреле-Сапрыгин. Виктория работала 9 лет в Литве,в Вилюнюсе в хоре Радио и Телевидения. У неё не только прекрасный голос (мецц-сопрано),но и хорошие организаторские способности:она умело руководит нашим хором. Сама Виктория считает,что нашему хору не хватает времени на спевки,должно быть больше репетиций.А потенциал и у Елены Платковой,и у нового чтеца с прекрасным голосом - Эдуарда Васильева, и у его младшей сестры Элеоноры,и у Татьяны Хердт — есть!Виктория считает,что её собственный голос стал лучше звучать именно благодаря церковному пению. Совместно с группой энтузиастов она организовала ансамбль «Exsultate»,который выступал и у нас в храме во время Пасхальной Службы. Это было незабываемое событие. *** Если хочешь узнать, как налажена духовная жизнь на том или ином приходе или в монастыре - приди в храм и послушай, как идет служба. Конечно, влияют разные обстоятельства - нет певчих, мало прихожан. Но это внешнее.А главное - отношение к службе,любовь к богослужению - проявляется во всем.Это видно даже из того, как расставлены иконы, насколько чисто в храме.Но особенно это проявляется в богослужебном пении.Если в храме звучит молитвенное, духовно правильное пение - то и прихожане, даже невольно, начинают молиться, потому что через пение передается молитвенный дух.Особенно это нужно в наше время, когда в церковь приходит много новых людей. Клирос - это помощники священника. Недаром клиросы с древности устраивали на амвоне, перед алтарем,а называли «крылос», т.е. крыло алтаря. Нередко получается, что человек, много лет поющий на клиросе, не знает, не понимает общего хода службы,не помнит слов важнейших песнопений, т.к. не вникает в то, что поет. Не может молиться, а значит и хорошо петь, несмиренный человек, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Человек, который находится в несмиренном, раздраженном состоянии, не сможет правильно молиться Богу, петь и читать благодатно. Когда же человек смиряется, душа его устремляется к Богу - он с любовью относится в первую очередь к богослужению, к регенту, к тем, кто рядом с ним поет.
Чем выше смирение, тем выше, духовнее пение.
Недопустимое явление на клиросе - так называемое СКОРОЧТЕНИЕ и СКОРОПЕНИЕ, когда чтецы или певчие очень быстро поют и читают, тараторят так,что люди не могут не только воспринять смысл молитв, но даже и разобрать слова. Петь и читать надо с такой скоростью, чтобы, с одной стороны, понимать смысл молитвы, а с другой, внятно произносить слова, чтобы чтение и пение не превращались в скороговорку. В основном это происходит от желания быстрее закончить службу, оттого, что человек не понимает, Кому он предстоит, Кому молится. Как учит прп. Симеон Новый Богослов, лучше совсем не молиться, чем молиться небрежно.Это грех небрежения к Богу, за который Господь сильно наказывает. Другой недостаток, особенно распространенный у приходских новоначальных чтецов и певчих – страстное чтение и пение. К сожалению, в нынешней ситуации люди нередко годами продолжают оставаться новоначальными и не понимают, что нельзя в чтении и пении навязывать другим свои чувственные излияния, которые, как правило,наполнены страстями. Когда человек читает или поет, он должен сам вникать в смысл, но ни в коем случае никого другого не поучать. ЦЕРКОВНЫЕ ПЕВЧИЕ И ЧТЕЦЫ ДОЛЖНЫ СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ НЕ ВЫДАВАТЬ ЗА МОЛИТВУ СВОЮ СТРАСТНОСТЬ. Когда человек читает или поет на службе - он должен следить за тем, чтобы читать ровно, ничего не выделяя специально. Не надо интонацией или нажимом голоса что-то доказывать, разъяснять молящимся. Вместе с тем не должно возникать автоматизма в чтении. Молитва должна быть живым предстоянием перед Богом.Только внешне не надо этого показывать: чем больше ты будешь скрывать свои чувства, стараться, чтобы никого не смутить своими сердечными излияниями, тем больше такая молитва будет передаваться другим людям, тем полнее души молящихся будут воспринимать ее.А внешне никаких выделений не должно быть - чтение и пение должны литься ровненько, как ручеек, или как бисер нанизываться на нитку. А певец или чтец при этом должен все глубже и глубже молиться. Это зависит от скромности: чтец должен понимать, что кому-то неприятно слышать твои чувства. Надо бояться помешать молитве другого человека своими страстями, выражающимися в голосе. Ведь среди молящихся есть люди гораздо выше духовно и им тяжело будет молиться под страстное чтение или пение. Вот один из примеров неправильного отношения к чтению, пению. Пришел в храм человек, из числа страстных людей (они себя обычно считают добрыми, духовными). И ему очень хочется петь. А петь он, на самом деле, по сравнению с другими людьми, не умеет. Но этого он даже не замечает. Он начинает подпевать вместе с хором - у него, видите ли, душа поет. А нужно ли его пение другим? Но такой человек и не думает об этом, а если кто-то делает ему замечание - обижается. Хор — своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву. «Иногда поешь на литургии и чувствуешь, что люди не молятся. Это сразу понятно. Значит, надо что-то менять в нашем пении: настрой певцов или тщательнее подбирать репертуар.» Александра Малярова. Регент,Москва.Из интервью регента Татьяны Щерба,Вена,Австрия.
«Каждый раз, когда я регентую, точно знаю, что Господь управляет службой. И ты можешь как угодно стараться, но, если у тебя не будет смирения, если ты не будешь понимать, что все в руках Божьих, — ничего не выйдет! Если будешь думать, что ты тут главный и руководишь всем: хором, песнопениями, продолжительностью службы, тебе «дадут по шапке» Сверху. Я это очень хорошо чувствую. Меня всегда больно ранила фраза некоторых певчих: «Бесплатно только птички поют».Люди должны получать зарплату, если они трудятся, но я считаю, что в церковном хоре на первом месте должна быть другая мотивация.Это Господь, это вера, это община, храм, Церковь.
Далеко не всегда поддержка может и должна выражаться материально. Очень часто важно просто доброе слово, теплый жест, благодарный взгляд. Люди искусства часто на удивление идейны и готовы работать за копейки при должной моральной мотивации. Фразы, обращенные к певчему типа "мне очень радостно с тобой работать, ты очень ценный член нашего коллектива" - работают на ура. Мы не можем положить в основу церковного хора только материальную составляющую, потому что она губит дух. Содержать профессиональный хор – дорогое удовольствие. Более того, если у прихода есть возможность нанять профессионалов, то это не хор в полном смысле этого слова, а небольшой ансамбль из восьми – десяти человек. Поэтому все держится на любителях. На Афоне было видение: когда монахи выходили со службы, то Матерь Божия раздавала каждому молившемуся по золотой монете, а некоторым - по две. Потом выяснилось, что по две монеты Она дает тем, кто пел на службе. Но не тому, кто пел красиво - а тому, кто при этом молился и тем самым других подвигал к молитве. Это одна из основных задач певцов и, конечно, регента.
В завершение этой беседы приведу определение сущности церковного пения, данное святыми отцами Церкви II-III веков: «Когда человек молится и для выражения молитвы ему не хватает слов, он начинает петь». Пение - это не только музыка, а сугубая молитва, приводящая к Богу. Велика награда будет певчим, если они своим пением, смирением будут помогать людям приходить к Богу, побеждать грехи и страсти и благодарить Христа Спасителя, Коему слава во веки веков. Аминь.
Источники: Настоятель Кожеезерского Богоявленского монастыря иером. Михей (Разиньков)Татьяна Щерба Регент кафедрального собора cвятителя Николая, Вена, АвстрияСтанислав Попов Регент Праздничного мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, МоскваАлександра Малярова Регент молодежного хора в храме пророка Божия Илии (Крестовоздвижения) в Черкизове, Москва
| |
Просмотров: 1269 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |