Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Среда, 01.05.2024, 02:32
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2022 » Сентябрь » 12 » Как деревья себе царя выбирали. Библейская притча.
10:30
Как деревья себе царя выбирали. Библейская притча.

 

Притча о деревьях - первая из числа тех, что встречается в

Библии.

 

Многие знают о притчах, которыми говорил с народом

 

Иисус и очень немногие –

 

о притчах, которыми говорят с народом в Ветхом Завете.

 


А разговору с народом притчей предшествовала довольно

неприглядная история, которыми Книга Судей, больше, чем

любая другая из книг  Ветхого Завета, полна

жестокости и убийств, потому что каждый поступал так,

как считал справедливым.


 Справедливость вообще очень странная штука, круто

 

замешанная на мести, требующей, чтобы кто-то заплатил

 

за все.

***

Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали

 

маслине: царствуй над нами.

 


Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым

чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам?

И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами.

 


Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и

хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?

И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над

нами.


Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой,

который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться

по деревам?

Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй

над нами.


Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете

меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею;

если же нет, то выйдет огонь из

терновника и пожжет кедры Ливанские…

                                                                                                              (Суд.9:8-15)



ТОЛКОВАНИЯ

 


 

Религиозно-исторический контекст притчи.



Притча о том, как деревья искали себе царя, рассказана

 

жителям Сихема сразу после так называемого назначения

 

Авимелеха царем. Притчу рассказывает

 

единственный оставшийся в живых брат Авимелеха –

 

Иофам.


Книга Судей, в которой находится притча о деревьях и их

царе, рассказывает о том, как израильтяне, выйдя из Египта

и пространствовав в пустыне сорок лет,

обосновались в обетованной земле. Это было нелегкое

время в истории израильского народа.


Это было время кризиса власти в иудейском народе.

Библия говорит, что когда израильтяне в страданиях и

скорбях обращались к Богу, Он миловал их и давал

им судей. Слово «судья» в Библии используется в узком

и широком смысле.

В узком смысле судья – это человек, разбирающий дела по

закону. В широком смысле слово «судья» в Библии означает

«правитель».



Риторический анализ языкового поля притчи.

 



Выбирая себе царя, деревья обращались к разным деревьям,

спрашивая их желание царствовать.


Сначала деревья обратились к маслине, или оливковому

дереву. Много раз в Библии подчеркивается важность

маслины: в Быт. 8:11 сказано, что именно лист


маслины принес радостную весть Ною о том, что потоп

закончился; в псалмах Давида маслина – это символ

блаженства и благословения (Пс. 51:10; 127:3);

у пророков маслина – это символ красоты, обилия и силы

(Иер. 11:16; Ос. 14:1).

В Израиле разводили маслины, подобно тому как в Беларуси

выращивают картошку или рис на востоке. Маслина

отказалась царствовать над деревьями.

Тогда деревья обратились с такой же просьбой к

смоковнице, или фиговому дереву.

Это тоже была очень уважаемая в Израиле культура.

В Палестине всегда росло много смоковниц (Втор. 8:8)

В 3 Цар. 4:25, Мих. 4:4; Зах. 3:10; Ин. 1:48

смоковница представлена как символ мира и благословений.


Начиная с праздника Пятидесятницы смоковница приносила

плоды почти весь год, а неурожай ее был истинным

бедствием для иудеев. Смоковница тоже

отказалась царствовать над деревьями.

Деревья сделали еще одну попытку: обратились к

виноградной лозе.

Виноградная лоза известна была в Ханаане с древнейших

времен. Иудеи заботливо выращивали виноград,

употребляли в пищу ягоды, делали вино.

Виноградная лоза также отказалась быть царем деревьев.



По сути, притча открыто повествует о том, что маслина,

смоковница и виноградная лоза не согласились стать

царями потому, что, становясь в позицию власти, надо

было оставить нечто свое личное, привычное

и удобное.

 

Маслина сказала, что ей надо было бы оставить «тук,

которым чествуют богов и людей», смоковница – «сладость

и хороший плод», виноградная лоза – «сок,

который веселит богов и человеков».


Кроме того, вероятно, маслина, смоковница и виноградная

лоза понимали, что, став царями, им придется «скитаться по

деревам», то есть нести ответственность за других, а

руководя другими, придется забывать о себе –

своем покое, своих желаниях и устремлениях.

Иначе отреагировал на предложение деревьев терновник.

Как известно, терний –

это высокий кустарник с темными листьями и маленькими

острыми шипами.

В Библии сказано, что волчцы и тернии – это символы

наказания и опустошения

(Быт. 3:18; Пр. 24:31; Иов. 31:40), тернии всегда были

орудием пытки

                                                                                                       (Суд. 8:7,16).

 

Во время казни из терния был сделан венец Иисусу Христу

                                                           (Мф. 27:29).


Колючий, безлиственный и, по сути, бесполезный терновник

не рвался к власти и не обманывал нагло народ. Нигде не

сказано, что он хотел быть царем.

Терновник сказал: «Если поставляете меня царем над собою,

то пусть так будет.

Только я ни в коей мере меняться не буду. Каким я был,

таким и останусь, а вы если хотите, то будьте рядом со

мной». Терновник же настолько безлиственный,

что в знойный день от него тени не бывает, но он сказал:

«Идите, покойтесь под тенью моею».

Таким образом, терновник ответил положительно на

просьбу  людей, хотя он не желал быть в позиции власти, он

даже понимал, что от него будет мало пользы, но поскольку

люди попросили его, ему пришлось

согласиться. При этом терновник выставил условие:

меняться я не буду.


 


Так Библия говорит нам об ответственности человека -

руководителя.


Проведем параллель между ситуацией в притче о деревьях и

их царе и жизнью людей. Отвечая на желания или

 требования других людей, человеку нелегко

расстаться с чем-то привычным и удобным для него,с тем,

что у него хорошо в жизни получается, за что любят

и уважают.


Говоря современным языком, смена социальной позиции

неизбежно требует осмысления новой социальной роли,

что неизбежно влечет за собой внутренние

и внешние изменения в человеке. Три благородных

представителя зеленого мира

не захотели выйти из зоны комфорта и измениться ради

людей, так и далеко не всякий человек согласится на это.


Казалось бы, главное действующее лицо притчи –

терновник.

Однако, во-первых, притчу библейская традиция называет

не  «Притчей о терновнике»,

а  «Притчей о деревьях и их царе».


Во-вторых, Иофам адресует эту притчу жителям Сихема

сразу после того, как он узнал, что они  сами поставили

царем Авимелеха. Следовательно, они, а не Авимелех,

должны сделать выводы из рассказанного: «…он пошел и

стал на вершине горы Гаризима, и, возвысив голос свой,

кричал и говорил им:

послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог!»

                                                                                (Суд. 9:7).


Притча о деревьях и их царе делает акцент не на

неправедности терновника, а на неправедности деревьев,

которые сами выбирали себе царя. Виноват не терновник,

ставший царем, виноват народ, жаждущий царя.


Урок, который преподносит современному читателю этот

сюжет, включая притчу о деревьях и их царе, – это

библейский взгляд на поведение людей в конкретной

социально-политической ситуации.


У каждого человека сегодня есть право влиять на ход

событий, и он не может устраниться от этого, человек живет

в обществе, от которого быть свободным

нельзя. Поэтому каждый должен быть ответственным за

свои решения как член общества.


Глубинную идею притчи можно сформулировать в виде

известного утверждения:


«Народ имеет такого правителя, которого заслуживает».


 



 


 

Авторы:

                Писарук Г.В., Лисовская Т.В
                Кураев А. Школьное богословие.СПб.2000г.

 

 

Просмотров: 137 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Сентябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0