Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Вторник, 30.04.2024, 23:12
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2022 » Декабрь » 7 » История одной древней любви Ч2.
13:15
История одной древней любви Ч2.

 

Наш мир строго разделен на две территории: добра и зла. Вот только границу между ними

можно увидеть лишь с помощью духовного зрения. Покидая безопасную территорию, мы

непременно попадаем на другую. И подобно тому, как, приехав в другую страну, мы

оказываемся на территории, где действуют иные законы и порядки, распространяющиеся

и на нас, также это относится и к духовной границе двух владений: добра и зла.

Добровольно покинув безопасную территорию Божьего народа, владения своего отца,

оберегаемую Божьими ангелами, Дина попала в царство, где властвовал дьявол с его

законами, где правит похоть, злоба, право сильного.

 

 

Эту истину всегда должны помнить и мы, когда добровольно вступаем на территорию

князя века сего — дискотеки, рок-концерты, сомнительные компании, где царят

распущенные нравы, пустые разговоры, азартные игры и пр.

Господь нас не будет охранять на чужой территории, куда, подчеркнем это еще раз,

мы вступаем добровольно.

Иначе обстоит дело, если мы вступаем на территорию врага против своей воли, в силу

каких-либо не зависящих от нас причин, как, например, это случилось с Иосифом. 

Да, сатана предлагает человеку видимую свободу и привлекательные на первый

взгляд удовольствия: делай, что хочешь, поступай так, как поступает большинство,

ешь, пей, что желаешь, гуляй, веселись, удовлетворяй свою похоть… Но один раз

вступив на чужую территорию, сделав только один шаг, разделяющий границы,

человек убеждается, что сделать шаг в обратном направлении ему не удается. И это

действительно так, ибо, добровольно оставив Бога, человек попадает в цепкие лапы

врага, который сделает все, чтобы удержать свою жертву.

 

Итак, Дина сделала свой выбор абсолютно добровольно, и незамедлительно

получила результат. И в этом виновата, прежде всего, она сама, ибо пожала то,

что посеяла. Что касается Сихема, то он поступил согласно обычаям и законам

своей земли, и с точки зрения хананеян ничего особенного и из ряда вон

выходящего не произошло.

 

Как серьезно об этом следует задуматься и современным девушкам, так

стремящимся на сомнительные вечеринки и ночные бары, да еще в вызывающей

одежде, а потом ищущих виноватых в том, что произошло.

 

Целая глава книги Бытия посвящена ей, потому что это одно из самых

драматических событий библейских – это история про изнасилование Дины.

"  И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и

сделал ей насилие.  И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил

девицу  и говорил по сердцу девицы.  И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря:

возьми мне эту девицу в жену.  Иаков слышал, что [сын Емморов] обесчестил Дину, дочь

его, но как сыновья его были со скотом его в поле, то Иаков молчал, пока не пришли они. 

 

И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним.  Сыновья же Иакова пришли с

поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потому что

бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать. 

Еммор стал говорить им, и сказал: Сихем, сын мой, прилепился душею к дочери вашей;

дайте же ее в жену емупороднитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших

дочерей берите себе [за сыновей ваших];  и живите с нами; земля сия [пространна] пред

вами, живите и промышляйте на ней и приобретайте ее во владение.  Сихем же сказал

отцу ее и братьям ее: только бы мне найти благоволение в очах ваших, я дам, что ни

скажете мне;  назначьте самое большое вено и дары; я дам, что ни скажете мне, только

отдайте мне девицу в жену. 

И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору, отцу его, с лукавством; а говорили так

потому, что он обесчестил Дину, сестру их;  и сказали им [Симеон и Левий, братья Дины,

сыновья Лиины]: не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который

необрезан, ибо это бесчестно для нас;  только на том условии мы согласимся с вами

[и поселимся у вас], если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был

обрезан;  и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и

будем жить с вами, и составим один народ;  а если не послушаетесь нас в том, чтобы

обрезаться, то мы возьмем дочь нашу и удалимся. 

И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову.  Юноша не умедлил

исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома

отца своего.  И пришел Еммор и Сихем, сын его, к воротам города своего, и стали

говорить жителям города своего и сказали:  сии люди мирны с нами; пусть они селятся на

земле и промышляют на ней; земля же вот пространна пред ними. Станем брать дочерей

их себе в жены и наших дочерей выдавать за них.  Только на том условии сии люди

соглашаются жить с нами и быть одним народом, чтобы и у нас обрезан был весь

мужеский пол, как они обрезаны.  Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их?

Только [в том] согласимся с ними, и будут жить с нами. 

И послушались Еммора и Сихема, сына его, все выходящие из ворот города его: и обрезан

был весь мужеский пол,- все выходящие из ворот города его.  На третий день, когда они

были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый

свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол; и самого

Еммора и  Сихема, сына его, убили мечом; взяли Дину из дома Сихемова и вышли"

 

 

Несчастье, произошедшее с Диной в Шхеме  было не случайным. Для этого было

несколько причин.

Во-первых, Яаков был наказан за то, что надолго поселился в Шхеме и не

выполнил своего обещания Всевышнему: когда он покидал отцовский дом,

спасаясь от преследования Эсава, он пообещал, что, если вернется, станет

отдавать Всевышнему десятую часть своего состояния, но так и не принес

обещанных приношений. И только после случая с Диной Яаков, по указанию

Свыше, пошел в место Бейт Эль (в переводе с иврита — «дом Бога»), построил

жертвенник и принес на нем жертвы (Берешит, 35:1).

 

Другая ошибка, которая ставится в вину Яакову, состояла в том, что,

встретившись с Эсавом, он спрятал от него Дину. Как говорит мидраш, если бы он

выдал Дину за Эсава, не случилась бы трагедия в Шхеме, и, кроме того,

будучи праведницей, она вернула бы Эсава к служению Творцу.

Причиной произошедшего было и неосмотрительное поведение самой Дины,

которая вышла из своего дома и пришла на праздник, устроенный для женщин

Шхема — Тора говорит об этом: «И вышла Дина, дочь Леи,… осмотреться среди

дочерей той земли».

 

Однако, после этого случая, произошедшего в ханаанской земле, последовало необычное

для таких происшествий продолжение: «И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и

он полюбил девицу, и говорил по сердцу девицы. И сказал Сихем Еммору, отцу своему,

говоря: возьми мне эту девицу в жену» (Быт. 34:3-4).

Такой поступок молодого князя не вписывался в образ мышления тогдашнего мира.

Вместо того чтобы оттолкнуть от себя Дину, как использованную вещь, убить или сделать

своей наложницей, Сихем предлагает ей свою руку и сердце. Более того, он находит

взаимность и у Дины, ибо «говорил по сердцу девицы». Поистине, человеческие чувства

— любовь, ненависть подчас не поддаются никакому анализу. Несмотря на странную

просьбу сына, Еммор обращается к Иакову с предложением породниться обоим народам и

вместе владеть землей.

И здесь раскрылось, что не все, именующие себя детьми Божьими, таковыми

являются.

Братья Дины, Симеон и Левий, возмущенные подобным поступком с их сестрой,

решаются на месть. Они забывают, что зло никогда не сможет исправить причиненное зло,

и грех никогда не исправит грех. Они решаются на самую коварную и утонченную в своей

злобе месть.

 

Но самое отвратительное состояло в том, что в своем обмане они использовали

священный в то время обряд обрезания. Символы этого обряда, указывающие на

грядущего Мессию и на Завет с Богом были использованы ими как приманка для ничего

не подозревающих людей. И вот когда жители Сихема были обрезаны, «на третий день,

когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли

каждый свой меч, и смело напали на город, и умертвили весь мужеский пол; И самого

Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли.

Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили сестру их…

И се богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и разграбили все, что было в

домах» (Быт. 34:25-29).

Ветхозаветный закон гласил: «око за око, зуб за зуб». Здесь же за насилие над

одной девушкой было вырезано все мужское население целого города, женщины

и дети взяты в рабство, а сам город сожжен. И совершено это было не в

открытой битве, а путем низкого обмана.

По замыслу Бога патриархи своей жизнью должны были нести весть спасения

окружающим их народам, являя им любящий характер Бога, прославляя в своей

жизни его Закон. Какую же проповедь Евангелия совершили Симеон и Левий,

явив бессмысленную необузданную жестокость своим поступком.

 

Мы рассмотрели историю одной древней любви, так трагично

начавшейся и закончившейся.

 

Не принимали ли мы участия в подобной, а быть может, несколько иной истории, и если

да, то кем мы были в ней: Диной, Сихемом, Иаковом, Симеоном или Левием?..

Эта история учит и нас всей пагубности и отвратительности обмана и мести, да еще под

прикрытием духовных ценностей.

Этот случай показывает, что месть человека не имеет границ и достаточно лишь

встать на этот путь, и конца ему не будет.

 

Называясь христианами, нам следует помнить, что порой своей жизнью и

поступками мы бесчестим Бога в глазах неверующих людей. И если мы и не убиваем,

но сплетничаем,  завидуем, ненавидим, лжем, гневаемся, раздражаемся по любому

поводу, курим, употребляем алкоголь, то по всему этому люди судят и о нашей

религии, и о Боге,  Которого мы исповедуем. Нам следует научиться прощать друг

друга, не брать на себя роль судей и народных мстителей.

«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано:

«Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Римл. 12:19).

***

Мы не знаем, что потом произошло с Диной, она исчезает из текста, мы не

знаем, осталась ли она в этой семье или она была изгнана…

(Есть чудная интерпретация этой истории у Томаса Манна).

 

По толкованиям мидраша «Пирке де рабби Элиэзер» :

когда случилась вот эта вот трагедия с Диной, она зачала, и ее отец, Иаков, так

разгневался, что он сказал «я не хочу видеть ребенка, я не хочу этого ребенка в

доме, отдайте его». И вот девочку, которую Дина родила, вынесли в пустыню и

положили под куст купины, на иврите называется снат. И вот здесь мы

вспоминаем другой куст купины, который мы хорошо знаем из библейской

традиции –  купина неопалимая, откуда Господь говорит Моисею. Под такой

куст кладут Динину дочь. И прилетает орел, большой орел, который берет этого

ребенка и относит его в Египет, и кладет его на алтарь. И, кстати, Иаков, не

желая убить девочку, а надеясь, что ее кто-то подберет, кладет ребенка там, где

идет караванный путь, и вешает на шею этой девочке золотую табличку,

на которой – ее родословие.

Братья не хотели оставлять ее в семье: она стала бы постоянным напоминанием о

событии, произошедшем с Диной. Поэтому Оснат была отослана. Яаков повесил ей на

шею  серебряный медальон со словами „Слава Господу!“, чтобы Он хранил девочку.

 В тот же день архангел Михаил забрал младенца и улетел с нею в Египет, где положил её

в храме около алтаря. Священник, имя которому было Потифар, был бездетен и потому

воспитал девочку как собственного ребёнка. 

В Египет попал и Иосиф(после его продажи братьями). Увидев на шее у Оснат табличку-

кулон, Йосеф понял, что она родом из его семьи, и подходит ему в жены. Когда

впоследствии он был назначен фараоном на высокий пост и получил указание жениться,

то выбрал именно Оснат.

(Это рассуждение подкрепляется логическими расчётами и тем, что Асенефа упоминается

в числе 70 потомков Иакова, обосновавшихся в Египте)

Повелевая Йосефу жениться, фараон предполагал, что тот возьмет в жены одну из

египтянок и таким образом ассимилируется в египетском обществе. Но Бог устроил так,

что «дочь Потифара», египтянка на вид, оказалась еврейкой, и, взяв ее в жены, Йосеф не

отказался от своего еврейства, а только укрепил с ним связь.

 

Вот так удивительным образом соединяется история Аснат,

Асенефь, с историей Дины. Она становится женой Иосифа

Прекрасного. И вот через этот брак, через судьбу вот этой женщины

реабилитируется Дина, защищается Дина.

 

Она благословляется через свою дочь, она благословляет через своих внуков, потому что

Ефрем и Манассия оказывается внуками Дины. Два колена, которые становятся на равных

с двенадцатью сыновьями Иакова (выпадает из списка колен Левий, у которого нет надела

земли, потому что они священники, и выпадает Иосиф, распадается на два его колено, и

вместо Левия и Иосифа появляются Ефрем и Манассия, и вот традиция толкования

считает их внуками Дины).

 

Я  настоятельно рекомендую  прочитать  замечательную

книгу «Иосиф и его братья» Томаса Манна.Она, с одной стороны,

очень большая и очень тяжелая для чтения, не всякий осилит, но в

ней есть одна глава, она посвящена как раз Дине.

Томас Манн предлагает свое прочтение этой истории. Очень

близко, на самом деле, он буквально, практически, следует за

библейским текстом, но он вводит оттенки.

В традиции мы видим очень разное прочтение этой истории: от

полного осуждения Дины до ее благословения и принятия.

 

 

 

Источники:

А. А. Опарин Ключи истории. История одной древней любви. 

Дина. Иудаизм и евреи. "Толдот Йешурун"

Марина Лобанова. ЖЕНЩИНЫ В БИБЛИИ: ДИНА

Просмотров: 102 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Декабрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0