Вы вошли как Гость
Добро пожаловать на наш сайт
Гость
Среда, 01.05.2024, 13:27
Православный приход в Штраубинге. Храм в честь Рождества Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Главная | | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2023 » Февраль » 24 » Информационный пост современного христианина
11:34
Информационный пост современного христианина

 

В начале Великого Поста поговорим о том  – каким должен

 

быть информационный пост современного христианина?

 

У святых отцов ничего не сказано об увлечении компьютерными играми, бесцельном

 

сидении в Интернете, бесконечном просмотре видео в YouTube, ежедневном чтении

 

ленты Facebook-а или Instagram-а, ожидании лайков и добрых комментариев под

 

всеми созданными постами, но совершенно очевидно, что это те реалии, которые

 

имеют самое  непосредственное отношение к нашей духовной жизни.

 

О цели христианской жизни и страстях, препятствующих её достижению

 

Святые отцы и в страшном сне не могли представить, сколь разнообразными будут

духовные недуги современных православных христиан. Но суть этих недугов они себе

понимали очень хорошо, т.к. свою жизнь посвятили установлению максимально тесных

отношений с Господом. В дошедших до нас поучениях то, чему человек обязательно

должен учиться для развития этих отношений, они назвали добродетелью.

Таковыми  добродетелями в первую очередь являются евангельские заповеди.

То, что мешает, отвлекает человека от общения с Христом, святые отцы назвали

страстями. Принципиальным положением учения отцов о страстях и добродетелях

является их соотношение с главной целью христианской жизнью – обожением, т.е.

максимально возможным уподоблением Господу нашему Иисусу Христу,

добровольным отказом от всех человеческих желаний ради участия в отношениях

любви Бога-Троицы. Достижение состояние обожения никогда не является результатом

человеческих усилий, но исключительно благодатным даром Бога, отвечающим на самое

искреннее желание человека. Но если для человека личная встреча с Христом не является

главной целью, то само по себе стяжание добродетелей не приблизит его к спасению. 

 

О бесовских препонах на пути к Богу

 

На протяжении всей истории человеческого рода падшие духи всеми силами стараются

отвратить человека от Бога. Через различные страхи они культивируют недоверие

человека к своему любящему Отцу. Не менее эффективным бесовским инструментом в

разрушении отношений человека с Богом является забвение. Это состояние внешне мало

похоже на откровенный бунт против Бога.

 

Погружённый в многочисленные попечения и развлечения человек не восстаёт

против Бога. Он о Нём забывает.

 

В современном русском языке даже появился способ словесно оправдать, замаскировать

эту тяжёлую духовную болезнь. Для этого используется наречие «просто». «Я просто

играю», «я просто слушаю музыку», «я просто просматриваю новости». Этим «просто»

человек пытается вывести свои сознательные действия за рамки добра и зла, и тем самым

жёстко себя обманывает. Любые мысли, чувства, действия (за исключением сугубо

физиологических проявлений) всегда направлены к Богу или от Него.

Всё совершаемое не для Бога, не ради Него – грех. Поэтому попытка человека

нравственно оправдать свои действия, с Богом никак не связанные, есть ни что иное, как

грех по совести. Крайнее проявление этого страшного бесовского пленения ярко описал

Достоевский в романе «Преступление и наказание».

Святые отцы опытном путём досконально изучили разнообразные бесовские ухищрения.

Их учение о добродетелях и страстях – не сухая теория, но написанное кровью пособие по

борьбе с духами злобы поднебесной. Борьба сама по себе подразумевает  усилия.

 

Любая страсть входит в сердце человека легко и приятно. Он ПРОСТО

получает удовольствие, но очень скоро полностью пленяется страстью,

становится зависимым от неё.

 

 

О добродетелях целомудрия, трезвения и послушания

 

Целомудрие в первую очередь принято отождествлять с телесной чистотой.

 Целомудрие – это ещё и внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков,

сосредоточенная направленность всех человеческих ресурсов на достижение одной

главной цели – общению с Живым Богом. Именно целый человек в Евангелии называется

здоровым, а не тот, у которого множество желаний направлено в разные стороны.

Целомудренный человек подобен чистому и целому стеклу, через который на мир светит

Свет Христов. Только в целомудренном человеке, свободном от внутренних противоречий,

может обитать Живой Бог, дарующий человеку Свой мир. 

Трезвение – это предельно внимательное отношение христианина к своей духовной

жизни, дисциплина ума и чувств, неустанное хранение себя от греха при

непрестанном обращении к Богу.

Трезвение можно уподобить работе штурмана корабля, постоянно сверяющего курс

корабля, идущего к заданной цели. Трезвение невозможно без целомудрия, Трезвение

призвано оградить человека от всякого рассеянного мечтания. Сколь бы не прекрасны

были воздушные замки, в них никогда не будет обитать Живой Бог.

Послушание в христианстве только внешне напоминает армейскую дисциплину.

Цель дисциплины – обеспечить эффективное взаимодействие большого количества людей,

вне зависимости от их личных желаний и устремлений. Дисциплина неизбежно основана

на принуждении. Напротив, христианское послушание совершается исключительно

добровольно и цель его – УСЛЫШАТЬ то, что Бог хочет сказать человеку. Множество

разнонаправленных желаний в сердце человека заглушают голос Бога. Через послушание

христианин достигает тишины помыслов, все его чаяния обращаются на Бога.

 

Что же представляют из себя с точки зрения перечисленных добродетелей

современные  увлечения компьютерными играми, общением в соцсетях

и просмотром роликов?

 

 

Какую христианскую добродетель развивает современная

компьютерная игра?

 

В самой по себе игре нет ничего злого. Играют все представители животного мира в

младенческом возрасте. А Бог зла не создавал. Для ребёнка игра – это способ в доступной

форме приобщиться, примериться к реалиям взрослой жизни. Притчевый характер многих

проповедей Спасителя был обусловлен духовным младенчеством Его паствы.

Но когда пришло время духовного взросления, Он говорит крайне жёсткие для иудеев

слова о необходимости для спасения есть Его Плоть и пить Его Кровь. Игры кончились.

 

Пришло время совершать жизненно важный выбор. И многие ученики

тогда отошли от Господа…

 

Подавляющее большинство современных компьютерных игр использует познавательный,

обучающий мотив только как прикрытие всё того же бесовского забвения. А что говорить

об играх, откровенно эксплуатирующих темы похоти и насилия.

Если ребёнка игра приближает к реальной жизни, то для взрослого она служит

инфантильным укрытием от неё. Вместо проживания вместе с Христом реальных

жизненных проблем, духовного лечения через разнообразные скорби, в игре человек

погружается в иллюзорный мир, в котором задействованы только определённые части его

человеческой природы, тогда как важнейшие атрофируются.

 

Тем самым игра изначально наносит удар по целомудрию, раскалывая

человека на части.

 

В игре человек постоянно оценивает свои достижения, он весь сосредоточен на себе, на

своём успехе, на своём интеллектуальном или эмоциональном удовольствии. Но не на

Боге, о Котором игрок ЗАБЫВАЕТ.  По своему духовному воздействию компьютерная

игра больше всего напоминает рукоблудие.

При очевидном различии технических средств получения удовольствия, результат

удивительно схож: удовольствие только для себя любимого.

Никаких плодов для других. В качестве цели нет ни Бога, ни ближнего.

При всей напряжённости и замысловатости игрового сюжета самый главный для человека

вопрос – о смысле его жизни и смерти, от соотнесённости этого смысла с Христом – так и

не задаётся. Ведь главная цель разработчика игры в том и состоит – человек должен

забыть о Боге.

Является ли плодом Святого Духа радость общения в социальных сетях

 

 

Общение в социальных сетях на первый взгляд представляется очевидным благом,

подарком цивилизации. Благодаря социальным сетям прикованные к кровати люди

получили возможность общаться с друзьями и единомышленниками; попавшие в трудные

жизненные обстоятельства – собрать необходимую финансовую помощь; священники –

обратиться со словом проповеди к тем людям, с которыми они в реальной жизни, быть

может, никогда и не встретятся. Всё так.

Но каково качество общения людей в социальных сетях? Если для инвалида интернет

практически единственный способ взаимодействия с окружающим миром, то так ли это и

для физически здорового человека? Если для человека, пережившего травму

позвоночника, два самостоятельных шага после продолжительной парализации –

очевидный прогресс, то что будет со здоровым человеком, если он ограничит свою

физическую активность этими же двумя шагами?

Общаться в социальных сетях удивительно легко. Удивительно, как легко нам даётся

то, что отвращает нас от Бога. Чем легче и приятнее потребление, тем больше времени мы

на него тратим, как нам кажется, добровольно. Часами мы просиживаем у монитора,

переходя по ссылкам, которые так мудро предлагает нам искусственный интеллект.

 

Он всячески оберегает нас от любого усилия, которое может приблизить нас

к Богу – от чтения серьёзной книги, от заботы о ближних и конечно же

от молитвы.

 

Можно придумать себе любую историю. Можно писать любую гадость без риска получить

пощёчину. Можно без объяснения причин не отвечать на вопросы. Можно вообще

прекратить общение с бывшим «другом», «забанив» его. Полная свобода! Да, так и есть.

Свобода от близких отношений, которые по-настоящему возможны только во Христе и для

поддержания которых требуется очень много усилий и слёз…

Воспоминание, вдумчивый диалог, аргументированный спор если и попадают в сети, то

как редчайшее исключение. Короткие отрывочные фразы на новоязе. Обозначенные

смайликами эмоции. Какой-то театр картонных фигур. По утверждению психологов

вербально, т.е. через само содержание слов человек передаёт не более десяти процентов

информации. Всё остальное через интонацию, позу, одежду, запах. И что от этих десяти

процентов мы донесём до нашего «друга» своими Telegraph-ными сообщениями в

соцсетях?

 

 

С самым близким человеком очень хорошо получается молчать, мирно и

радостно. Все слова уже сказаны, но любовь от этого ничуть

не уменьшилась.

 

 А кто-нибудь пробовал помолчать со своим любимым в социальной сети?!

По слову преподобного Аввы Исайи «Четыре порока опустошают душу: переходы с

места на место, любовь к рассеянной жизни, любовь ко всему вещественному и

легковесность». Рассеянность и легковесность – необходимые атрибуты сетевого

общения. Легковесность – это мелочи, которым мы не придаем никакого значения.

В особенности под легковесностью надо понимать пустословие, т.е. незначительные

слова, которыми мы бросаемся. Это и разговоры о маловажных вещах, что показывает

внутреннюю пустоту человека. И за этими маловажными вещами мы не замечаем живых

людей, тяготимся объективной трудностью общения с ними. 

Общение в соцсетях – это своего рода коллективная игра в общение со всем миром.

И главным призом в этой игре являются «лайки». 

Любимое дитя тщеславия – лайк – заработать гораздо проще. Достаточно изобразить

что-то яркое, скандальное, «прикольное», приторно-умилительное или, наоборот,

грязно-осуждающее, но главное – пустое и сиюминутное – и успех обеспечен.

Тревожная радость тщеславия наполняет сердце. Но останавливаться нельзя. Только

добродетель подпитывается Богом. А страсть постоянно надо кормить прахом, собирая его

по всем грязным углам.

 

О возможности услышать в этих условиях голос Бога и говорить

не приходится.

Одна из важнейших евангельских заповедей – о любви к ближнему –

подменяется виртуальной заботой о дальних. 

 

Современный YouTube мало чем отличается от телевидения. Разве что с ним связана

иллюзия большей свободы выбора контента, но не его качества. И времени на него люди

тратят, как правило, гораздо больше, чем на ТВ. Чем меньшую смысловую нагрузку несёт

ролик, тем большей признательностью он будет пользоваться. Похоть, насилие, шутки

«ниже пояса», пустые приколы – основной состав почвы большинства каналов.

Для просмотра серьёзного, выстраданного режиссёром некоммерческого фильма надо

приложить немало усилий. Ещё большие усилия требуются для прочтения серьёзной

книги, затрагивающей важные душевные и духовные проблемы. Совершая эти усилия,

зритель (читатель) становится соавтором художественного произведения, ставит перед

собой и как-то разрешает те сложные жизненные проблемы, с которыми сталкиваются

герои книги или романа. 

 

Великий Пост и его самая драматичная часть – Страстная седмица – время

полного забвения себя ради возшедшего за нас на Крест Господа.

 

Это время предельных духовных усилий, время принесения той

минимальной жертвы любви нашему Спасителю, на которую мы способны.

Спасение невозможно без духовного исцеления, которому заведомо

препятствуют все современные электронные развлечения.

За шумом новостей и калейдоскопом «фоток» мы не услышим обращённый

к нам голос Иисуса Христа и не увидим Его свет. И если у нас нет

решимости полностью отказаться от ставших привычными утешений, то

давайте хотя бы не будем признавать их нормой христианской жизни.

 

Не будем позволять себе грех по совести.

 

 

 

 

 

 

Трудами братии Вааламского монастыря

 

Просмотров: 87 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


           Календарь
«  Февраль 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728









































       Архив записей
       
      

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0