Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем
памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября).
Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение
совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно
Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших
православных христиан.
История установления
Димитриевская суббота установлена великим
князем Димитрием Донским.
Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над
Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович
по возвращении с поля брани посетил
Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий
Радонежский, игумен обители, ранее благословил
его на битву с неверными и дал ему из числа
братии своей двух иноков – Александра
Оба инока пали в бою и были погребены у стен
храма Рождества Пресвятой Богородицы
в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в
Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.
Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно.
С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за
Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат,
и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем
поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого
Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) –
на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения.
Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов,
за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших
православных христиан.
Традиции
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы
почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные
литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую
субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные
христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно
родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл:
установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех,
кто погиб, пострадал за православную веру.
Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно
помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь
заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться
об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число
ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и
всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им
Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и
усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая
которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают
поименно многие поколения своих усопших предков.
Церковное поминовение в родительскую субботу.
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти
в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы.
В это время совершается великая панихида, или парастас.
Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за
умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная
Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения прихожане готовят
записки с поминовением усопших.
В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в
родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми
упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и
степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы,
протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы,
Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты.
Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д.
Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии,
свечи и масло для лампад.
Не положено приносить мясные продукты или крепкие
спиртные напитки.
Необходимо помнить
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в
мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в
могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь
дань традициям, пусть и весьма благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность
в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел,
которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.