08:26 Влахернская икона Божией Матери,или Влахернетисса.(редкие иконы) | |
Строгановский список иконы Влахернская икона почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. Привезена в Россию из Константинополя в 1653 году в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Выполнена в редкой технике воскомастики и относится к иконописному типу Одигитрия.
Икона почитается у верующих чудотворной, празднование в её честь совершается: 2 (15) июля (в праздник Ризоположения), 7 (20) июля и в субботу Акафиста (в субботу пятой седмицы Влахернская икона из Успенского собора.
Влахернская икона входит в число тех старинных икон, создание которых предание приписывает евангелисту Луке. Икона изначально хранилась на родине евангелиста в Антиохии, а затем была перенесена в Иерусалим. Императрица Евдокия привезла её в 439 году из Иерусалима в Константинополь вместе с другими христианскими реликвиями. Переданная в дар Пульхерии, сестре императора Феодосия II, икона была помещена в церкви Богородицы в Влахернах. От имени храма икона получила своё настоящее название. Размеры иконы составляют 46 х 37,5 х 4 см. Хранится в Успенском соборе Московского Влахернская икона является рельефным изображением. Павел Алеппский, посетивший Москву в 1655 году, писал о ней: «не нарисована красками, но как будто телесная или изображённая мастикой, ибо части её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощённая». Сама воскомастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», то есть икона представляет собой своеобразный мощевик.
Источники XIX века сообщают, что среди мощей, использованных для написания иконы, был пепел мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы — погибли в IV веке), Синайских и Раифских.
Иконография Влахернской иконы наиболее подробно исследована Н. П. Кондаковым в его сочинении «Иконография Богоматери»[10]. Он относит Влахернскую икону к числу трёх икон Одигитрии, которые наиболее точно передают данный иконописный тип (две других — Цилканская икона Божией Матери IX—XIII веков и стеатитовый образ из Ватопедского монастыря XII—XIV веков). Влахернетисса относится к классическому типу Одигитрии, сложившемуся в константинопольском искусстве в XIII—XIV века. Особенностями иконографии являются: массивность фигуры Богородицы и её почти погрудный обрез, заходящие на поля крупные нимбы, высоко поднятые ноги Богомладенца, которые касаются полей иконы. Известно три списка иконы, сделанных в различное время:
Резная Влахернская икона Божией Матери. **** К Тебе, о Матерь Пресвятая,
Дерзаю вознести свой глас, Лице слезами омывая: Услышь меня в сей скорбный час. Прими мои теплейшие моленья, Мой дух от зол и бед избавь, Пролей мне в сердце умиленье, На путь спасения наставь. Да буду чужд своей я воли, Готов для Бога все терпеть; Будь мне покровом в горькой доле, Не дай в печали умереть. Ты всех прибежище несчастных, За всех молитвенница нас! О, защити, когда ужасный Услышим судный Божий глас. Когда заменит вечность время, Глас трубный мертвых воскресит, И книга совести все бремя Грехов моих изобличит. Стена ты верным и ограда: К тебе молюся всей душой. Спаси меня, моя Отрада, Умилосердись надо мной. Н. В. Гоголь
| |
Просмотров: 1059 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |