10:44 «ТЫ КОГО ОБИДЕЛ – ЗАПОМНИ ЭТО. ТЕБЯ КТО ОБИДЕЛ – ЗАБУДЬ» | |
Прощение – необходимая составляющая духовной жизни христианина. Мы уповаем на прощение Господом наших грехов, молим об этом; нам заповедано прощать обиды, нанесенные нам вольно или невольно, и самим просить прощения у тех, кого мы задели, против кого совершили нечто дурное или даже просто о ком-то плохо подумали, кого-то осудили.
Но человек слаб, и прощать получается не всегда. Что уж говорить об испрашивании прощения! Как быть, если обида не забывается? И почему тебя мучит грех, за который ты попросил прощения и который исповедовал? Что делать, если кто-то пытается манипулировать твоим чувством вины? И всегда ли нужно искать прощения? Может быть, и непрощение тоже ко благу?
Что такое прощение? Это когда человек раскаивается в том, о чем просит прощения, а тот, кто прощает, забывает об этом навсегда.
В Евангелии это прямо так и сказано: «Если отпустите каждый из вас ближнему своему согрешения его, Отец ваш Небесный отпустит вам согрешения ваши» – простит вам согрешения ваши. Все мы согрешаем – один Бог без греха. Если ты напоминаешь или помнишь грехи, то ты таким образом утоляешь воспоминание о своих грехах. Есть замечательные изречения древности об этом, потому что люди чувствуют это во все времена. Что посеешь, то и пожнешь. Закон духовный. Но случается, что на фоне этого вырастает чувство вины, когда человек все никак не может забыть, что он кому-то изменил, кого-то предал или просто обидел. Исповедуется, причащается, но чувство вины не отпускает, и он все никак не может его в себе изжить. Как быть в этой ситуации?
Молиться! Молиться!
Как сказано в Покаянном Каноне: «Помилуй мя, Боже… Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну»
Если человек искренен – да, Господь прощает; но если Господь видит, что в дальнейшем этот человек забудет о том, что он сделал, и начнет опять грешить, то может и оставить пока ему, чтобы тот чувствовал себя грешным». Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил в свое время:
«В одном не ошибешься: считай себя грешным». Это очень важно.
Отец Сергий Мечёв, священномученик, считал, что важнейшим в духовной жизни является именно стяжание постоянного покаянного чувства.
А как быть тому, кого обидели? Если кто-то поступил с ним отвратительным образом, совершил что-то такое… Может быть, обидел; может быть, это было воровство или предательство… Как простить этого человека в сердце? Тоже только молитвой?
Есть такое выражение: «Сердцу не прикажешь», «Сердце не заставишь». Прежде всего, молиться, но и стараться не думать об этом. Очень важно не думать о той обиде, которую тебе сделали. У святителя Димитрия Ростовского есть такое поучение. Приходит один человек к другому, услышав, что у него случилось несчастье. Тот говорит: «Я рад, что ты пришел». – «А что у тебя случилось?» – «Я рад, что ты пришел, но лучше я не буду тебе ничего рассказывать. Потому что, рассказывая, я буду всё заново переживать и кого-то осуждать. Лучше ты что-нибудь расскажи в утешение».
Если мы о своей обиде часто рассказываем кому-то, делимся ею, мы опять бередим старую рану. То прошло – и всё. Грех – это небытие. Я уже прошел это, его уже нет. Если мы о своей обиде рассказываем кому-то, мы вновь ее воспроизводим. Когда Господь прощает грех, то изглаживается память его. И из памяти человека он изглаживается.
Непрощение обиды – это, прежде всего, призыв, привлечение на себя и за свои грехи соответствующего прещения. Особенно тяжкий грех - непрощение родителей.
А вообще это с детства всё закладывают.Одна женщина рассказывает:" У меня девять человек детей и вдруг ее младший сын, разгневавшись, говорит ей: «Я тебя не люблю, я не твой сын», а ему 3 года всего. Она: «Я тебя люблю, я твоя мама». Он ходил, ходил, потом ему стало стыдно, он попросил прощения. Любовью многое можно. Один подвижник Афонский сказал: «Запомни, придут времена, только любовь спасет нас. Учись растить в себе любовь. Отсутствие любви хуже смерти… Мы пропадем без любви, пропадем». Грех – скверна, и своя ли, чужая ли, ее не нужно в себе таскать.
Поэтому сказано: «Признак сердечной чистоты – это не видеть грехи других». Бог – чистейший Дух, поэтому сказано: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
Человек не может увидеть Бога и образ Божий в другом человеке, если будет иметь нечистое сердце. Потому и подвиг всех преподобных заключался в очищении сердца от страстей. Если око твое светло, то тело будет светло, если лукавое – всё тело темным будет. Поэтому вопрос чистоты очень насущный. Почему запрещено даже на исповеди подробно говорить о всякой нечистоте, особенно плотской? Потому что она пачкает душу.
Есть такое изречение: «Когда мы молимся о других, мы словно елей носим в своих руках». И хотя он вытекает, но руки все-таки в елее. Если мы носим грязь в своих руках, мы пачкаемся в ней. Хоть это и чужая грязь. Пимен Великий говорил: «Если видишь, как брат твой согрешает, не верь глазам своим». Смысл весь в том, что нечистое нужно отбрасывать. И тем более не вспоминать.
Автор: Протоиерей Валериан Кречетов
| |
Просмотров: 118 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |