08:40 Спасы в 2015 году: медовый, яблочный, ореховый… | |
14 августа 2015 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом”. День 14 августа имеет множество названий в народе: Первый Спас, Медовый Спас, Спас на воде, Спасовка, Маковей, Маккавей, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник. В христианской традиции – праздник происхождения Честных Древ Креста Господня, также в этот праздник в церквах вспоминают семь братьев-мучеников Маккавеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру. 19 августа — второй Спас, праздник Преображения Господня. Преображение (Второй Спас, Средний Спас (сиб.), Второй Калинник (сиб.), "Спас на горе", Яблочный Спас) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Установлен в честь чудесного преображения Иисуса Христа на горе Фавор во время молитвы при учениках.История самого события Преображения Господня излагается в Евангелиях: Мф. 17:1-9; Мк. 9:2-10; Лк. 9:28-36. Суть Преображения раскрывается в символах. Гора - уединенное место для сотворения молитвы, которая ведет к единению с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Человек, осознающий свои поступки и кающийся в содеянном, может принять "Божественный нетварный свет". 29 августа - третий Спас, названный в народе ореховым или холщевым. Ореховый - потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. Третий Спас (Малый Спас, Нерукотворный образ, "Спас на полотне", Холщовый Спас, Хлебный, Ореховый, Третий Калинник (енисейск.), Бороздень, Брязже (смоленск.) - народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу - Спасителю (Спасу), который отмечается 16/29 августа. Установлен церковью в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Первый Спас – Медовый…14 августа по церковному календарю – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник установлен в честь выноса в Константинополе святого креста для поклонения и излечения народа от болезней. На Руси же к нему, по велению князя Андрея Боголюбского, присоединилось празднество памяти Всемилостивого Спаса Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы в честь двух чудесных одновременных побед 1 (14) августа 1164 г. русских войск над камскими булгарами и греческих под командованием императора Мануила – над сарацинами.
…Мокрый и Гороховый В народе первый Спас еще называли Мокрым, Спасом на воде, так как в этот день устраивались крестные ходы на воду в память о крещении киевлян святым князем Владимиром. Поселяне купались в освященных водоемах, как и на Крещение, для снятия хвори, грехов и сглаза, запасались водицей из освященных колодцев и источников. Второй Спас – Яблочный На Преображение Господне, 19 августа, праздновался Второй Спас –Яблочный. По библейскому сказанию, в этот день на высокой горе Фавор Спаситель явил своим ученикам славу Своего Божества, предсказал Свою гибель на кресте во искупление грехов людских и Свое воскрешение по третьему дню. Чудесным образом преобразившись, Он предстал пред последователями в ослепительно ярком сиянии и белых как свет одеждах. Спасителя осенило светлое облако, из которого раздался Божий глас: «Се есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его и слушайте».
К сожалению,аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников. Вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего – вода, плоды, полотно ли – неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена. Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней… А зачем участвовать в службе, когда столько интересных людей вокруг, с кем можно, в ожидании, «когда начнется», пообщаться, прежде чем расстаться до следующего праздника, когда что-нибудь будут «святить» и «давать»? Службу, ведь, служат священнослужители – это их дело, а наше – вот, записки им подать, просфоры получить, свечки поставить, материю грешную, представленную водой-плодами, освятить, самим вкусить, да с ближними поделиться. При чем тут наше участие в богослужении? Мы пришли душой отдохнуть, нечего нас тут строить… Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью – все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу. Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко. Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест – символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей. И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.
Протоиерей Игорь Прекуп
| |
Просмотров: 820 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |