13:41 Как правильно христианину отдыхать? | |
Насколько мешают мирянам развлечения в духовной жизни? Какой вред они могут принести? Можно ли в современной жизни обойтись без развлечений? И нужно ли их полностью исключить? Как правильно христианин должен отдыхать?
Редко современный человек откажется от отдыха и развлечения ради работы. Оставим в стороне несчастных трудоголиков, которым просто страшно остановиться и представить, что существует какой-то смысл за пределами осязаемых результатов их труда. Среднестатистический современный человек как раз и работает для того, чтобы отдохнуть и развлечься как следует (при определённом достатке, конечно же). Что сейчас обсуждают не очень близкие подруги при встрече? – куда ездили и в каких отелях отдыхали. Прошли, по крайней мере в нашей стране, те времена, когда в массовом сознании большую ценность имело само совершаемое дело, а не получаемое за него вознаграждение. В наше удивительное время мы наблюдаем стирание граней между извечными противоположностями. Игра (на бирже или на компьютере) становится в обществе уважаемым делом. Изначально важная для общества политическая деятельность превращается в очевидную для всех игру. Подобное происходит с отдыхом и развлечением, которые в сознании многих людей всё больше отождествляются.
Но отдых и развлечение – отнюдь не синонимы. Отдых – это перерыв в обычных занятиях, в работе для восстановления сил, а развлечение – это деятельность человека, направленная на получение им удовольствия помимо его основного занятия. Целью отдыха, который необходим каждому человеку в силу ограниченности его физического естества, является возврат к полноценному работоспособному состоянию. К развлечениям, напротив, стремятся те, кому скучно на работе, кто не знает, чем заняться в свободное время дома. Отдых совсем не обязательно выражается в полной пассивности. Как писал академик И.М. Сеченов: лучший отдых – это смена рода деятельности труда (или перемена занятий). Отдых является следствием работы. Нет нужды отдыхать, если ты не устал. Развлечение имеет в глазах человека самостоятельную ценность. Оно вырывает человека из пространства привычной рутины, переносит его в мир, представляющийся человеку более ярким и привлекательным, чем тот, который создал для человека Бог.
В раю Адам и Ева управляли всем тварным миром и не уставали, поскольку постоянно насыщались непосредственным общением с Творцом. Но после грехопадения прародителей всё изменилось, и через пророка Моисея Бог установил для человека режим чередования труда и отдыха: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя [и осел твой,] как и ты» (Втор. 5:13,14). Этим постановлением о субботе Бог чётко обозначил смысл свободного от основной работы времени. Оно не может быть посвящено человеческому самоудовлетворению, никак не связанным с общением с Богом. За вычетом удовлетворения минимально необходимых потребностей любая человеческая деятельность имеет цель, даже если сам человек её до конца не осознаёт. Он не может не дышать. Поэтому, если человек здоров и находится в благоприятной среде, он дышит, не задумываясь об этом, и никогда не помышляет о том, что стоило бы отдохнуть от этой непрерывной работы. Но когда у человека есть выбор между различными видами деятельности, когда он может определять характер и интенсивность своей работы, на первое место выходят его духовные приоритеты. И всё, что он делает, приближает его к Богу или отдаляет от Него. Нам сейчас кажется невероятной жизнь мирян (не монахов!), которые всё свободное от необходимых трудов время проводили в молитве и чтении Священного Писания. Именно так жила простая греческая крестьянка – мать прп. Паисия Святогорца. Так жили и многие наши благочестивые соотечественники. Как же так случилось, что общение с Богом стало для многих из нас, считающих себя православными христианами, скучным делом? Нет, головой мы прекрасно понимаем, насколько это общение для нас важно, но ничего не можем поделать с тем, что душа тянется к окружающему нас разнообразию вещей, с Богом никак не связанных. Мы подобны мужу, который, вроде, любит жену и детей, но выходные с большим удовольствием провёл бы не с ними, а с друзьями на рыбалке. Возможно, проблема в том, что, следуя принципам окружающей нас постмодернистской цивилизации, мы всё больше вытесняем на окраину нашей жизни то, что составляет лейтмотив Евангелия – Крест и бескорыстную жертвенную любовь, без которых христианство невозможно в принципе. Какое отношение имеет Евангелие к отдыху и развлечению? К развлечению никакого. Его задача как раз отвлечь человека от крестного труда, личной встречи с Богом, увлечь его сиюминутным и исключительно личным удовольствием. Алексй Корзухин,"Воскресный день",1884 год.
Никак не связана христианская жертвенность и с отдыхом, если он является самоцелью, а не необходимым условием богоугодного труда, если время отдыха человек воспринимает не как дар из рук Господа, который он должен вернуть Ему с прибытком, а как заслуженное право распорядиться жизнью для себя и по своему плану. В тот момент, когда человек решил отдохнуть от Христа, он христианином быть перестал. Что же делать нам немощным, не способным насыщаться «Единым на потребу» и жаждать исключительно даруемой Им живой воды? Единственно, в чём мы властны, так это в своём желании. Поэтому если мы искренне хотим быть христианами и провести со Христом вечность в Его Царстве, уже в этой жизни мы будем всеми силами стараться делать только то, что нас к Богу приближает, и искренне каяться, и просить Бога о помощи, когда мы собьёмся с пути к Нему. Мы не будем разрешать себе грех по совести (идти на компромиссы с совестью), в том числе в виде отдыха и развлечения.
Только здесь потребуется предельная честность по отношению к себе. Можно, ведь, и в церковном хоре регулярно петь, но не ради общения с Богом, а просто потому что петь очень нравится. И не так важно где: в храме или джаз-клубе, «Аве Марию» или русские народные «Валенки». Бог никогда не может быть на втором месте. Он никогда не станет средством для получения нами удовольствия для себя. Книга, фильм, музыка – всё может помочь нам встретиться с Богом, если мы отчаянно ищем этой встречи, а не бегаем от Него. Без отдыха человек обойтись не может. Но если он не посвящает свой труд Господу и во время рабочего дня не пытается бескомпромиссно следовать Евангелию, то и после работы его времяпровождение вряд ли настроит его на дальнейшее богообщение, даже если он проведёт это время в храме. Нельзя до обеда служить мамоне, а после обеда Христу. Так и с развлечениями. Если я выбираю книгу, фильм, песню ради того, чтобы «забыться» (а точнее – забыть о крестном жертвенном пути за Христом), если я по совести разрешаю себе «утешиться» потаканием какой-либо своей страсти, получить удовольствие исключительно для себя любимого, то временное утешение заведомо завершится ещё большей опустошённостью, которая потребует ещё большего (яркого, экстремального) утешения. Но есть и другой путь. В общении со всеми людьми, в том числе и посредством произведений литературы и искусства, я могу искать не приятного для себя, а встречи со Христом. Я буду слушать музыку не ради её убаюкивающего или, напротив, бодрящего ритма, а ради того, что в ней звучит если и не хвала Господу, то хотя бы безутешная тоска о разлуке с Ним. Я буду читать не те книги, которые легко и весело «проглатываются», а те, на прочтение которых надо потратить много труда и слёз, мысли и поступки героев которых будут мучить мою совесть и воодушевлять меня на деятельное покаяние. Я буду заниматься спортом не ради тревожной радости тщеславия и притупления страха физической смерти, а для того чтобы иметь силы бескорыстно служить другим людям тогда, когда ни у кого уже сил не осталось. Я буду проводить свободное время не с теми людьми, с которыми мне комфортно и безопасно, а с теми, кто сейчас больше всего нуждается в моём участии. И когда я, забывшись, вдруг пойму, что делаю что-то исключительно для себя, для собственного удовольствия и спокойствия, я поспешу на исповедь и слёзно попрошу у Господа помочь мне забыть о себе ради Него и ради того, кого Он послал мне сегодня навстречу.
Источник: Трудами братии монастыря.
| |
Просмотров: 230 | Добавил: Администратор |
Всего комментариев: 0 | |